Путники и змея

Душа моя сторонний наблюдатель
И тысячи истерзанных сознаний
И тел истлевших миллион
Прэм Сагар
*****
Как-то раз, Миямото Мусаши удалился в горы со своим другом и учителем, монахом Сохо Такуаном, для совместной медитации.
Они медитировали в состоянии дзадзэн на берегу тихого ручья с крохотным водопадом, когда ощущение тревоги подсказало Мусаши, что рядом есть кто-то еще.
Оставаясь внешне в безмятежности, он одним взглядом отыскал неторопливо скользящую, под кустами возле Такуана, ядовитую змею.
Мусаши, затаив дух, молча наблюдал за смертоносной змеей. Он прекрасно знал, что малейший шорох может напугать её и заставить наброситься на его друга.
Тут он с изумлением увидел слабую улыбку на губах Такуана, который тоже заметил змею и теперь спокойно взирал на то, как она ползет по его ногам.
Но еще удивительнее невозмутимости монаха, перед лицом опасности, было то обстоятельство, что змея как будто воспринимала его как естественную часть ландшафта.
Переползая через Такуана, змея продолжила свой путь по направлению к Мусаши. В шаге от него она учуяла его присутствие и отпрянула, изготовившись к нападению. Мусаши остался неподвижен.
При этом от него исходила такая угроза, что змея ускользнула в кусты и больше не показывалась.
Любой другой человек, имей он столь пугающую ауру, непременно возгордился бы, тогда как Мусаши не испытал ничего, кроме стыда, поскольку понял свой самый большой недостаток.
— Что тебя так огорчило? — спросил Такуан, заметив, как изменилось настроение друга.
— Всю жизнь, — посетовал Мусаши, — я учился наводить страх на окружающих, чтобы никто не дерзнул на меня напасть. Я своего добился, и вот теперь, все живые существа инстинктивно меня боятся. Ты видел как эта гадина улепетывала от меня?
— Да уж, видел, — ответил монах, — А поскольку она так на тебя и не напала, значит ты победил её, не нанеся ни единого удара. Так что, благодаря твоему замечательному мастерству, теперь и ты, и змея — живы.
Зная ответ, Такуан все же поинтересовался:
— Так что же ты расстраиваешься?
— Потому что я так силен, что никто не может со мной сравниться. Мне никогда не обрести истинный мир,— Мусаши указал на монаха и восторженно продолжал:
— Не то что ты! Ни ты змеи не испугался, ни она тебя. Твой дух настолько спокоен и естественен, что она приняла тебя за камень. Ты для неё все равно что дерево или ветер. И люди относятся к тебе точно так же.
Такуан только улыбнулся, радуясь тому, что его друг сделал для себя это открытие.
pritchi.ru
Кстати, вспомнил, что в Коккуло (Италия) в день змей, все змеи становятся дружелюбными и ручными.😊 Думаю, тут действует настрой людей с любовью к змеям.