Пишущий врач, лечащий писатель...

Чехов, чей отец был рожден крепостным и потом выкуплен на волю, в 32 года становится настоящим помещиком. Он приезжает в свои новые владения — усадьбу Мелихово — в марте: от железнодорожной станции Лопасня девять верст по весеннему насту. При ближайшем рассмотрении оказывается, что условия жизни здесь совсем не барские.
Одноэтажный деревянный дом, в котором с трудом размещается все семейство: родители, сестра и сам Антон Павлович. Причем, хозяева сами скоблят полы и клеят обои перед новосельем. В доме нет ни ванной, ни туалета, кухню приходится перенести во двор из-за тесноты.
Когда сойдет снег и растает лед, новый владелец Мелихова обнаружит, что пруд — это выгребная яма. Мальки, запущенные в воду Антоном Павловичем, погибнут. Но в фантазии писателя все это вскоре превратится в идеальную усадьбу с озером и станет местом действия его новой пьесы.
Чехов живет в своем поместье как барин-крестьянин: в первый же год он собственноручно сажает 60 вишен, 80 яблонь и 100 кустов сирени. Сирень и до сих пор — «визитная карточка» Мелихова.
Антон Павлович сам присыпает навозом спаржу, выхаживает собаку Хину, принимает роды у коровы в 25 градусов мороза.
В отличие от героев своих рассказов, городских жителей, которых при переезде в деревню ожидает враждебный прием местных, сам помещик Чехов налаживает хорошие отношения с крестьянами. Особенно его зауважают после того как он начнет посещать лежачих больных, разрешит косить в своем лесу сено и даже откроет медпункт.
Во время эпидемии холеры Чехов записывается добровольцем на войну со смертельной болезнью. Он становится бесплатным "участковым врачом" для 25 окрестных деревень, четырех фабрик и одного монастыря.
"Амбулаторию" Антон Павлович оборудует за свой счет в обычной деревенской избе. Это ее музейная реконструкция.
Доктор Чехов лечит мужиков и целебными травами, которые сам выращивает, но главное орудие в борьбе с холерой в то время — вот, "кружка Эсмарха".
Пока в окрестностях гуляет эпидемия, такие инструменты Чехов держит в руках гораздо чаще, чем перо.
За три месяца он не напишет ни строчки — если не считать рецептов.
«За это лето я так насобачился лечить поносы, рвоты и всякие холерины, что даже сам прихожу в восторг: утром начну, а к вечеру уже готово — больной жрать просит…» — скажет доктор Чехов о своей вынужденной работе по специальности.
Самое поразительное, что и сегодня в музейном домике, где воссоздана амбулатория Чехова, работает фельдшерский пункт — единственное медицинское учреждение на десятки километров вокруг, где лечатся жители трех окрестных деревень — больше пятисот человек.
Так что можно спорить, насколько Чехов современный писатель, но как "лечащий врач" на своем участке, в Мелихове, он мог бы продолжить практиковать хоть завтра — за все это время здесь мало чего изменилось.
«Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, — это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится» А. П. Чехов
Справившись с холерой, Антон Павлович займется строительством школ, библиотек, почтовых отделений, дорог и мостов в округе, превышающей по площади 250 квадратных километров. Для мелиховской церкви Чехов прикажет построить колокольню и покрасить ее в оранжевый цвет.
Еще один благотворительный проект Чехова. В неурожайный 1891-й год, когда крестьяне по всей России уже питались сеном, Чехов начал активную кампанию по сбору средств в помощь голодающим. Хотя правительство не одобряло подобных частных инициатив. Это мероприятие считалось очень либеральным.
Антон Павлович собирает пожертвования по всем друзьям и коллегам. Судя по его записным книжкам, врачи дают рубли, писатели — копейки.
Его приятель П. Архангельский вспоминал: "Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но все он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки ...Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды".
Впоследствии, сделавшись профессиональным писателем, Чехов будет все больше и больше развивать свои психологические познания.
Апофеозом же станет повесть «Черный монах», в которой писатель проявит себя еще и как серьезный психиатр.
... И, разумеется, он постоянно консультирует своих родных и близких. Пишет, к примеру, брату Александру по поводу его дочери: «Чистое белье, перемешанное с грязным, органические остатки на столе, гнусные тряпки — все это погубит девочку в первые же годы».
(Заметим в скобках, что сейчас подобные советы кажутся банальными, а в 1880-е наука гигиена только зарождалась, и рекомендации были действительно дельные.)
Чехов долгое время работал земским врачом.
Источники: Ю.Варенцова
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться