Вдохновение
23 ноября 2022

Сердце отдаю детям

Этот замечательный педагог жил в период огромных социальных потрясений, массового уничтожения людей, он прошёл через войну и личную трагедию. Но сила его духа всё преодолела, он не утратил гуманного отношения к людям и стремился воспитать в детях лучшие человеческие качества.
5
210
Сердце отдаю детям

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании. Оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики.

Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах прошлого века, бесед с родителями и его писем к сыну.

Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний.

Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети».

Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников.

Расскажем об основных принципах воспитания Василия Сухомлинского, которые актуальны для родителей и сегодня.

•1. Научить жить

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы. «Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей». Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения. Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук. 

В течение 10 лет он исследовал причины разводов среди 200 семей. Из-за неумения понять друг друга развелись 189 пар. Также Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт неуправляемый ребёнок, родителям стоит взглянуть на себя и понять, где появилась трещина в их взаимоотношениях. «Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. <…> Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».

•2. Быть настоящим отцом

Сегодня никого не удивит отец, который умеет менять подгузники и кормить ребёнка кашей. Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть c ребёнком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной. Сухомлинский писал: «Там, где <…> хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца — Прим. автора) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».

Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Это станет могущественным способом влияния на детей.

Ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, чтобы самому становиться лучше, умнее, образованнее. Педагог вспоминает просто голливудскую историю про одну большую семью сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома. Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. После смерти отца, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.

•3. Быть талантливым родителем

Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности. «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

•4. Быть мудрым учителем

Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей.

Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.

«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребёнка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то „не выходит“». Стремление выставить напоказ ошибки ученика — это публичное унижение Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником. «Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».

Сухомлинский рассказывает истории, которые иллюстрируют, как судьбы детей были искалечены системой. «Одна учительница написала в дневнике второклассника: «Володя на уроке всё время улыбался. Мать прочитала, но не поняла, хорошо это или плохо, что её сын улыбался. Но вот в дневнике вторая грозная запись: «Володя продолжает улыбаться, примите строгие меры». Мать избила ребёнка. Володя больше не улыбался».

«Завуч школы № 1 вызвала мать одного ученика, говорит ей: „Ваш сын бегает по школьному двору после занятий. До каких пор это будет?“. Мать ответила: „А почему же ему не бегать? Что здесь плохого?“. Завуч ответила: „Ну такой нахальной матери я ещё не видела!“».

Основные принципы воспитания Василия Сухомлинского, которые актуальны для родителей и сегодня.

•5. Воспитывать без наказаний

Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются в том, что считают запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребёнка. У каждого ребёнка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым.

Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.

•6. Развивать внимательность к причинно-следственным связям в мире

С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.

В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь — узнаешь» — неправильный.

•7. Уметь делать домашние задания быстро Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.

Родители не должны решать задания за ребёнка, но необходимо слушать его устные ответы и следить за организацией учебного времени. Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.

•8. Лайфхаки для студентов

— Научитесь слушать лекции. Уже во время записи конспекта думайте над его смыслом. В отдельной графе записывайте свои мысли по новой теме и с чем вам следует разобраться. Избегайте авралов с круглосуточным сидением над конспектами. Ежедневно читайте и штудируйте четыре-шесть страниц научной литературы. Ещё 10-15 страниц статей или учебников прочитывайте очень внимательно.

— Вставайте рано и полтора часа посвящайте учебным предметам или любой другой развивающей деятельности. Умейте расставлять приоритеты. Учите сложные предметы в первую очередь. Ищите собственные стимулы к учёбе. Избирательно подходите к книгам. Чтение всего подряд только растрачивает силы. Умейте говорить «Нет». Не тратьте время на пустяки и болтовню. Не откладывайте на завтра. 

Ещё про основные принципы воспитания:

— Если у учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он владел своими эмоциями, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

— Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нем личное. Учителем может быть только тот, кто может обратиться к личности каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить. Настоящее общение между учеником и учителем и полноценные отношения возникнут тогда, когда у первого проявятся интерес и внимание, дитя будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

— Очень важное значение Василий Александрович, как и Макаренко, придавал труду. Он полагал, что физический и умственный труд оказывает на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек всегда делает физическую работу творчески, и это вызывает радость. Раскрыть заложенные в ребенке таланты и дать стимул его самостоятельному развитию способен только процесс труда.

— Также одним из важных компонентов воспитания ученый считал природу, связанную с трудом. Только при активном контакте ребенка с природой, он учится понимать ее красоту.

— Обязательным учитель считал воспитание культуры потребностей. Материальные и духовные потребности в индивидууме должны иметь гармонию и быть сбалансированы. Это возможно, если у человека с детства воспитывать культуру потребностей. Сухомлинский ставил на первое место потребность познания, которая особенно сильна у детей, а не материальных нужд. При поддерживании потребности познания чадо само изъявит желание учиться, и это раскроет его внутренний потенциал.

— Еще одним принципом являлась семейная педагогика. Сухомлинский считал, что первичная среда, где человек должен учиться творить добро, это, безусловно, семья. Он полагал, что главная педагогическая ответственность в воспитании ребенка должна лежать на родителях. Воспитывать и обучать школа должна совместно с ними. Семья и школа должны иметь единый подход по вопросу воспитания детей, чтобы дать возможность развиться гармоничной личности.

Великий ученый создал университет при своем учебном заведении, в котором обучал родителей. Они приходили в него за несколько лет до поступления туда своего чада и обучались там до окончания им последнего класса.

Этот замечательный педагог жил в период огромных социальных потрясений, массового уничтожения людей, он прошёл через войну и личную трагедию. Но сила его духа всё преодолела, он не утратил гуманного отношения к людям и стремился воспитать в детях лучшие человеческие качества.

В сказках, новеллах, рассказах Василий Александрович Сухомлинский выступает против превращения человека в машину, за человеческое в человеке.

Свой взгляд на воспитание он изложил в книге «Сердце отдаю детям».

Школу В. А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты.

"Создание сказок — один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, — перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искру в сознание ребенка... Эти сказки дороги для меня как яркие огоньки мысли, которые удалось зажечь у детей. Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление — хаотичным. Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи детей существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра детского воображения, тем неожиданнее образы, которые создают малыши. В часы вечерних сумерек мои ученики сложили десятки сказок, которые объединены в рукописном сборнике под названием "Сказки вечерних сумерек"..."В. А. Сухомлинский , "Сердце отдаю детям".

 Источники: nacion-ru, mel.fm, pedlib.ru

  1. Лилия
    1994
    Исследователь
    23 ноября 2022, 20:44
    Спасибо большое за напоминание об основных принципах воспитания Василия Сухомлинского! За замечательный рассказ о педагоге-новаторе, о великом создателе педагогической системы! 
     
    1. Olga
      6484
      Философ
      24 ноября 2022, 09:24
      Благодарю за рассказ о замечательном педагоге и воспитателе. Его идеи воспитания действительно очень современны. Любовь это не вседозволенность, а правильное воспитание. Очень благодарна за интересное знакомство с выдающимся педагогом!💗👏👐
      1. Kaрина
        653
        Исследователь
        24 ноября 2022, 09:32
        Огромное спасибо за опубликованный материал! 
        1. Екатерина
          2317
          Эксперт
          24 ноября 2022, 11:40
          «Школу В. А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты».

          «Материальные и духовные потребности в индивидууме должны иметь гармонию и быть сбалансированы».

          «Физический и умственный труд оказывает на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек всегда делает физическую работу творчески, и это вызывает радость. Раскрыть заложенные в ребенке таланты и дать стимул его самостоятельному развитию способен только процесс труда».

          «Учителем (родителем) может быть только тот, кто может обратиться к ЛИЧНОСТИ каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить (любить)».

          «Сухомлинский считал, что первичная среда, где человек должен учиться творить добро, это, безусловно, семья».

          «Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего».

          «Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».
          Ребенок видит промахи родителей, учителей  — их несовершенство и уже начинает сомневаться, начинается балансировка ценностей, начинается его личный выбор, что он возьмет в свою взрослую жизнь ( будущее, вечность…) и идет в опыт познания, совершая уже свои промахи и так же оценивает и выбирает, идет процесс развития, эволюции или деградации, в зависимости от выбора Личности. Как блудный сын он постепенно возвращается к Отцу.

          Чувствую, что ответ где-то здесь кроется – «Если у Учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он ВЛАДЕЛ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ (чувствами), то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет». «Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем ИНТЕРЕСНЕЕ СКАЗКА и НЕОБЫЧНЕЕ ОБСТАНОВКА, в которой находятся дети, тем сильнее игра детского воображения, тем неожиданнее ОБРАЗЫ, которые создают малыши».

          А у нас сейчас с Вами ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ СКАЗКА В МИРЕ и ОБСТАНОВКА НЕОБЫЧНАЯ, все условия нам создали (наше прошлые образы проявились — материализовались), чтобы изменения произошли быстрее и от наших новых образов, от нашего воображения, от того куда мы направляем свое внимание, к чему больше проявляем интерес, а точнее к Кому, зависит наше будущее…

          Подсказка — «Сердце отдаю детям».❤️
          1. Комил
            1393
            Исследователь
            25 ноября 2022, 12:07
            Великий наставник с большой душой! Образование и воспитание детей – суперважная задача для будущего страны и мира вкупе с личным развитием души. Прекрасные образцы авторских, новаторских школ стали появляться с конца 19 века на Западе и в России. Даже в условиях жёсткой, неповоротливой и зарегулированной системы образования в СССР были новаторские школы Шаталова, Амонашвили, Щетинина и др. Во времена Перестройки иногда на ТВ попадали большие сюжеты о таких школах. Помню, меня удивила одна авторская школа с вкраплениями в процесс обучения музыки (автора не помню) – там увеличивалась успеваемость, улучшалась атмосфера и культура в школе. Мне казалось, что идеи чистогана, благополучия и разрушительные операции Сороса и министерства образования разрушили все авторские школы и систему образования. Глянул в Яндексе — оказалось, что нет. Кое-что выжило и даже появились новые авторские школы (их не менее двух десятков). Повезло тем, кто оказался рядом с ними, а другим остаётся вариант – самим заниматься новаторским образованием и воспитанием своих детей, подыскав подходящие для развития души материалы из таких школ. В общем, не всё так уж и плохо. Процесс изменений идёт.

            Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

            Последние комментарии на сайте
            Топ-3 лучших комментариев за неделю
            Здравствуйте)

            когда человек стремиться жить правильно, когда человек делит людей на хороших и сволочей, это означает, что он загоняет свой негатив внутрь, давит Божественное в себе, избегая конфликта, не дает своим чувствам, пусть и несовершенным, но искренним, выйти наружу, а также не дает возможности другому развиваться; присутствие сволочей в жизни человека означает, что он ставит себя выше по положению, деля мир на белое и черное, а это не есть Единобожие, где все от Бога — и рад...
            Письма читателей
            Как изменить человека, который не хочет меняться?!
            Вокруг того, кто такой Бог и как его представлять, сломано немало копьев. В индуизме, например, есть два ключевых непримиримых течения. Одни напирают, что Бог — это все, высшее Безличностное, другие п...
            От С. Н. Лазарева
            Вопрос от начинающего читателя: «Кто такой Бог?»
            Здравствуйте! Огромная благодарность Сергею Николаевичу за создание клуба! Действительно там созданна очень дружелюбная атмосфера! Созданна поддержка администрации, за это им отдельная благодарность! ...
            От С. Н. Лазарева
            Клуб С.Н. Лазарева открылся!
            Читайте также
            Предназначение Валентина Дикуля Вдохновение Предназначение Валентина Дикуля
            «У меня трудная жизнь — и была, и есть. Но я — счастливый человек. Счастье заключается в том, что я могу помогать людям».
            25 ноября 2022
            Юрий Норштейн и его Франческа: откуда берутся гениальные мультфильмы Вдохновение Юрий Норштейн и его Франческа: откуда берутся гениальные мультфильмы
            «Из чего растет фантазия? Из рассказов Франчески о её детстве, из диких трав на пустыре, из ржавого железа, сквозь дыры которого вьётся стебель ромашки... из моего любования мамой, когда вынимает шпильки, встряхивает головой и волосы водопадом обрушиваются по спине и плечам...»
            24 ноября 2022
            Кисточка послушная губам Вдохновение Кисточка послушная губам
            В каждом мазке картины или строчке стиха Я хочу показать миру, что счастье в жизни — это и есть жизнь на земле.
            22 ноября 2022
            Поддержать автора
            Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
            Узнать больше
            Подписка
            Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
            0