Вдохновение
8 ноября 2022

Борец с организованной преступностью

На фоне других сестер из Крестовоздвиженской общины Бакунина выделялась своей решительностью, стойкостью и мужеством. Бакуниной удалось доселе невиданное  — победить мафию воров-чиновников...
4
371
Борец с организованной преступностью

Пирогов писал: «Неоценимо было особенно то, что вся ее личность дышала истиной, что полная гармония царствовала между ее чувствами и ее действиями... Чем более встречала она препятствий на своем пути самозабвения, тем более выказывала она ревности и энергии. Она покорялась только тому, в чем могла убеждаться сама, обсудив полезную сторону всякого дела; поэтому все ее действия были самостоятельны и отчасти даже деспотичны».

Екатерина Бакунина происходила из знаменитого дворянского рода, подарившего России целую плеяду общественных и государственных деятелей. Ее отец был губернатором Санкт-Петербурга и сенатором. 

Глядя на самый известный, «парадный» портрет Екатерины Михайловны Бакуниной, участницы Крымской и Русско-Турецкой войн 19 века,  — гладкий пробор, открытый взгляд с улыбкой, притаившейся в уголках губ, накрахмаленная форма, ордена, крест, спокойно сложенные большие, мягкие руки  — трудно представить, что перед тобой  — опытнейший борец с организованной преступностью.

Вместе с Пироговым Екатерина Бакунина находилась в самом опасном участке — главном перевязочном пункте города. Хирург писал о сестрах милосердия: «В сырые ночи эти женщины еще дежурили, и, несмотря на свое утомление, они не засыпали ни на минуту, и все это под мокрыми насквозь палатками. И все такие сверхчеловеческие усилия женщины переносили без малейшего ропота, с спокойным самоотвержением и покорностью. Бакунина тотчас с увлечением предалась всецело служению больным и с полным самоотвержением несла эту службу. Она сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестёр общины».

Вместе со своими сподвижниками, прежде всего, выдающимся врачом Николаем Ивановичем Пироговым, который направлял работу сестер милосердия,  расхищавших положенные раненым солдатам еду, лекарства, денежное и вещевое довольствие и остановить чудовищную антисанитарию, царившую в армии и на флоте,  — из-за нее умирали сотни людей.

Интенданты, связанные круговой порукой, крали у матросов и солдатов все: от постельного белья до мяса; лучшие куски отправлялись госпитальному начальству, а бойцам доставались жидкий суп на воде и протухшие сухари.

Вместо лекарств выдавали неизвестного состава микстуры, хранили использованные бинты и корпию в надежде еще раз продать перевязочный материал.

С появлением сестер-хозяек и сестер-аптекарш Крестовоздвиженской общины все изменилось  — их невозможно было подкупить, потому что они не зависели от армейских чинов, а твердый характер, ум, бережливость и энергия быстро оздоровили госпитальную администрацию.

При этом, в отличие от врачей и фельдшеров, работавших в операционных и до войны, никто толком не готовил сестер милосердия к тому, что им предстояло увидеть и пережить.

Движимые патриотическим чувством, женщины из разных слоев общества сняли с себя домашние платья, облачились в форму и шагнули на театр военных действий, где поминутно рвались бомбы, кричали от невыносимой боли закаленные в боях мужчины и стоял трупный смрад от изуродованных огнестрельными ранами тел.

Поначалу к этим женщинам, в основном средних лет, образованным, хорошо воспитанным, отнеслись с недоверием  — «ну-ну, милосердные». Но почти сразу врачей и бойцов поразили беззаветная отвага, спокойствие, толковость и трудолюбие сестер  — они, не жалуясь и не боясь заразиться, ухаживали за ранеными и умирающими, — дежурили по несколько суток подряд, ассистировали врачам, стоя по колено в непролазной грязи, делали перевязки под рвущимися бомбами.

Из всех благотворительных организаций, помогавших раненым во время Крымской кампании, Крестовоздвиженская община оказалась наиболее оригинальным и новаторским устройством  — во многом благодаря идеям главного врача общины, великого российского медика Николая Ивановича Пирогова.

Хирург с колоссальным опытом, Пирогов был убежден, что выздоровление раненого зависит от выхаживания в больнице не меньше, чем от проведенной операции.

Столкнувшись на фронте с образцами вопиющей халатности, некомпетентности и воровства, Николай Иванович придумал, как надзор общины может исправить положение дел в госпиталях.

Впервые женщины стали служить на фронте, и впервые в военных госпиталях появились служащие вне армейской субординации.

Сестры имели право попробовать разные специальности  — ассистировать при операциях, заведовать лекарствами или провиантом, ухаживать за ранеными, сопровождать транспорт, вывозящий раненых из зоны боевых действий,  — и выбрать свое дело.

Таким образом, женщины наиболее полно могли применить свои знания, опыт и способности.

На фоне других сестер из Крестовоздвиженской общины Бакунина выделялась своей решительностью, стойкостью и мужеством. Самое страшное преступление в ее глазах  — обидеть раненого слабого солдата.

Бакунина не прощала такого никому  — ни высокопоставленным генералам, ни слишком резким в обращении с пациентами сестрам.

Сначала устроить как можно лучше подопечных, накормить вкусно и сытно  — потом уже подумать о себе. Там, где другие в бессилии опускают руки, столкнувшись с препятствием, неутомимая сестра Бакунина предпочитала хотя бы что-то предпринять.

Если солдаты бросили обоз с ранеными посреди степи и отправились в близлежащий кабак, она, ни минуты не сомневаясь, толкает дверь в заведение и так зычно призывает всех обратно, что мужчины, как по команде, вскакивают и спешат на ее зов, спотыкаясь, забыв про вино.

Пожар. Все, и военные, и сестры,  — врассыпную, а Бакунина  — бегом на место событий, проверить не пострадают ли лекарства, еда для раненых и денежные пособия, которые она хранит у себя по просьбе бойцов.

Она отказывалась покинуть осажденный Севастополь, пока последний из вверенных ей раненых не был переправлен в безопасное место.

Не раз талант Екатерины Михайловны находить общий язык с самыми разными людьми и доходчиво вразумлять нерадивых служащих выручали весь транспорт  — только она могла убедить татарский обоз и конвой с французскими пленными вместе тянуть застрявшие в дорожной грязи телеги с ранеными (пригодился свободный французский), только она  — пройти мимо загораживающего вход станционного смотрителя в комнату к генералу, чтобы напомнить тому о лошадях для своего транспорта.

Или, отменив распоряжение недалекого офицера, разместить больных и раненых так, как считала нужным.

Больше всего Бакуниной нравилось обходить во время дежурств раненых, слушать их рассказы о пережитом, об оставленных семьях. Она не обращала внимания на чины и регалии, национальность и происхождение  — ей было важно только, хороший перед ней человек или нет.

Отвага и решительность сочетались в Бакуниной с наивностью и детскими страхами, от которых ее характер кажется еще привлекательнее. Например, она до ужаса боялась волков и поэтому в одной из деревень, где временно был размещен госпиталь, обходила избы с ранеными вместе со старушкой, местной жительницей,  — с ней и с палкой ей было не так страшно повстречать дикого зверя.

Ясное понимание задач сестер милосердия, которое мобилизовало общину во время войны, в мирные годы стало размываться. Своего рода соблазном стала и героическая слава крестовоздвиженок, их популярность.

Появилось много желающих стать сестрами милосердия, но далеко не все из них понимали, какую ответственность влечет за собой такое звание.

Екатерина Михайловна и Пирогов были убеждены, что общине необходимо продолжать свою работу в госпиталях, и не ограничиваться функцией сиделок, но участвовать в ведении больничного хозяйства, ассистировать во время операций, то есть развивать направление, которое сегодня называется сестринским делом.

Оба считали, что нравственная, духовная составляющая в такой работе необходима, но не должна диктоваться определенной конфессией: «Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце,»  — писал Пирогов.

В 1860 году Екатерина Михайловна покинула общину и уехала из Петербурга в родовое имение Бакуниных село Казицыно под Торжком, и сразу же принялась за социальное благоустройство деревни: открыла школу для детей, на свои средства построила деревянную лечебницу  — первую в округе.

Сама каждый день вела бесплатный амбулаторный прием, затем объезжала больных, готовила лекарства. Севастопольский опыт, работа в петербургских госпиталях, общение на профессиональные темы с Пироговым и другими блестящими медиками заменили ей фельдшерское образование.

В сложных случаях Екатерина Михайловна посылала за уездным врачом или специалистами, и их услуги оплачивала сама.

В 1877 году Екатерина Михайловна вынуждена была приостановить свою практику  — во время Русско-турецкой войны ее пригласили руководить работой отряда сестер Красного креста на Кавказе.

Больше года 67-летняя Бакунина возглавляла сестринскую службу временных госпиталей, но затем вернулась поскорее в Казицыно.

С развитием земской медицины больницу в Казицыно посещали все меньше. Заканчивались и собственные средства Бакуниной, а земство отказывалось брать больницу на свое содержание.

Екатерина Михайловна переживала, сетовала, что ей не удается приносить пользу.

Ее друг и единомышленник Николай Иванович Пирогов в ответ на эти переживания писал: «Ни одной минуты вам не следует сомневаться в значении исполняемых вами обязанностей. Взвешивать же и мерить степень приносимой пользы и добра — дело не ваше собственное. Главное — не терять уверенности в значении дела, которому посвящена была жизнь или долгое время жизни. […]Мы должны только знать и помнить, что взгляды и мнения судей не могут быть у всех одни и те же: из столкновения мнений рождается истина!».

Источник: kulturologia-ru

 

  1. Элла
    4199
    Эксперт
    08 ноября 2022, 15:42
    Благодарю за публикацию! Продолжайте и дальше публиковать познавательные и интересные статьи из серии «Жизнь замечательных людей».
    1. Андрей
      3684
      Эксперт
      08 ноября 2022, 19:27
      Радость божественная, т.е. внутри себя беззащитно праздничная -это энергия Творца, которая преодолевает любые барьеры
      1. Дмитрий
        1598
        Исследователь
        09 ноября 2022, 05:14
        Вся жизнь и деятельность этой замечательной женщины-это подвиг!
        1. Комил
          1516
          Исследователь
          11 ноября 2022, 15:15
          Попытался представить, а как бы я поступал в таких условиях? Сложно сказать. Действительно, великий подвиг великой и любящей души. Война, разруха, неустроенность, низкий уровень медицины, её нехватка, бардак, хищения у солдат и коррупция, риск гибели и заражения от инфекций, прочие трудности и проблемы войны — тяжёлая и непривлекательная картина. Идти туда и делать, что можешь с Любовью, милосердием, ответственностью, заботой о других, невзирая на звания и должности, да с борьбой с хищениями и бардаком, с жертвенностью и смелостью — и великий подвиг, и хороший пример для нас в сегодняшней ситуации в стране и мире. Великая Душа!!!

          Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

          Последние комментарии на сайте
          Топ-3 лучших комментариев за неделю
          Здравствуйте! У вас не сердце запуталось, а ваше сознание, голова. Сердце ваше знает, на самом деле, куда вам идти и с кем остаться. Вопрос в том, как услышать голос сердца)
          Обычно, у кого сильная привязчивость, у того перекрывают сверху желание занятий сексом. Непонятно, вы вышли замуж по любви или нет? От этого может кардинально поменяться ответ на ваш вопрос, с моей точки зрения. Если по любви, и вы внутри привязчивая очень, то вам нужен именно такой муж. Если изначально не было любви, и...
          Письма читателей
          Что мне делать?
          ура-ура-ура, спасибо! Смотрела реакции иностранцев, многие плачут. Радостно видеть, как у людей душа отзывается ❤️
          кстати, вот подборка подтянулась, очень говорящие лица 😊: Мировые
          Песня "Исповедь" Шаман (Ярослав Дронов)
          Здесь навалом непреодоленных обид. Очень странно, вот женщины сейчас теорию в принципе знают, а практиковать не хотят. Сегодня письмо в клубе от женщины, которая просто утонула в обидах (и сама это зн...
          Письма читателей
          Как мне помочь дочке восстановить зрение?
          Читайте также
          «Моя мать была моим творцом» Вдохновение «Моя мать была моим творцом»
          Поступок матери, верившей, что ее сын не «бестолковый», а только нуждается в другом подходе, навсегда запечатлелся в сердце Эдисона.
          31 января 2023
          Девочки, забытые на сквозняке или как наши бабушки недолюбили наших мам Вдохновение Девочки, забытые на сквозняке или как наши бабушки недолюбили наших мам
          Любовь — это свет. Хочешь, чтобы стало светло? — Включи. Освети. Люби.
          30 января 2023
          История актёра-аутиста Гюго Горио Вдохновение История актёра-аутиста Гюго Горио
          Я так работал над собой, что мне удалось спрятать все признаки аутизма, которые обычно вызывают отторжение у других. Я создал совершенно новую личность.
          26 января 2023
          Поддержать автора
          Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
          Узнать больше
          Подписка
          Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
          0