Духовный попечитель и проповедник Родион Путятин

В 1848 году в Поволжье эпидемия холеры.
В условиях Рыбинска, с огромным количеством беспаспортных рабочих — в первую очередь тех же бурлаков и крючников — эта зараза распространяется стремительно.
Но Родион Тимофеевич Путятин ее не боится. Целыми днями он ходит по улицам со Святыми Дарами, причащает больных и здоровых, а больных заодно направляет в больницу.
Как ни странно, его слушаются даже самые яростные противники медицины. Батюшка умеет убеждать.
Он добровольно променял комфортабельные аудитории ярославской семинарии на пыльные улицы провинциального Рыбинска. И там своими проповедями облегчал жизнь простых людей.
Блестящая карьера и неожиданный шаг
Известный всей России и за ее пределами духовный проповедник родился в 1807 году в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губернии, в семье сельского батюшки. На примере своего отца уже в детстве знал плюсы и минусы этого непростого служения.
Окончил Рязанскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию и как магистр богословских наук получил назначение на должность профессора в Ярославскую духовную семинарию. Преподавал словесность.
В 1837 году Родион Тимофеевич становится еще и помощником инспектора семинарии. Это было одно из престижных духовных образовательных учреждений страны. Можно сказать, жизнь состоялась.
Тем более что отец Родион не ограничивается преподавательской работой. В 1835 году он рукоположен во священника ярославской Тихоновской церкви. Спустя пять лет батюшку переводят в Ярославский кафедральный собор.
Еще раньше, в 1838 году, отца Родиона за примерное поведение и усердное исполнение обязанностей награждают набедренником.
Старания молодого священника замечены и оценены начальством по заслугам.
В 1840 году батюшка получает очередную награду — бархатную фиолетовую скуфью.
Отцу Родиону вручают ее за благонадежность в должности наставника.
Вырисовывается прекрасная карьера с самыми соблазнительными перспективами.
Удивительная способность
В том же 1845 году батюшка получает новое назначение — в Рыбинск.
Формально это понижение. Ведь Ярославль — губернская столица, а Рыбинск — всего лишь уездный город Ярославской губернии. С другой стороны, именно в Рыбинске в то время находился крупнейший в стране хлебный рынок.
При этом сам Рыбинск — с его пылью, грязью, крючниками, бурлаками, нищими со всей России, наглецами-нуворишами, жучками с хлебной биржи и просто местными пропойцами — довольно сильно отличался от родины русского театра, интеллигентного Ярославля.
Но в 1845 году отец Родион принимает неожиданное решение: уволиться, и в храме, и в семинарии.
Притом руководство семинарии дает прекраснейшую аттестацию: «проходил должности при поведении примерно честном, с отличным усердием и ревностию».
Но зато отца Родиона переводят не кем-нибудь, а протоиереем рыбинского кафедрального собора, а также отцом благочинным всех рыбинских храмов.
И еще одно обстоятельство.
Спасо-Преображенский кафедральный собор в 1845 году только строили.
Службы уже проводились, но до завершения всех работ было еще очень далеко. Возлагались они в том числе на Родиона Тимофеевича.
У него обнаружились удивительные способности проповедника.
Рыбинский проповедник
Уже в 1846 году Родион Тимофеевич становится сотрудником рыбинского попечительства о бедных духовного звания.
Но, разумеется, он помогает не только коллегам.
Батюшка постоянно общается с рыбинцами, утешает их, с легкостью отдает свои деньги, когда они есть.
В 1851 году наконец-то достроили и освятили кафедральный собор.
Впрочем, само событие того заслуживало. Тогда же отец Родион озаботился проживанием причта.
По его просьбе староста, человек не бедный, приобрел напротив храма три хороших дома с большими участками. Там и поселили всех священников кафедрального собора.
«И во сне никого не боишься, когда ни перед кем не виноват»
В холеру 1853 года отец Родион все-таки заразился. Он целый месяц боролся за жизнь. И болезнь отступила. Впоследствии Родион Тимофеевич шутил дескать, чуть было не совершил дальнее путешествие, но не на поезде или же пароходе, а в простом экипаже.
В Крымскую войну 1853–1856 годов батюшка жертвует раненым и семьям погибших. Больших денежных сумм у него, к сожалению, нет. Но отдает то, что может.
Слово отца Родиона — простое, а речи — недолгие. Предельная простота, бесконечная радость. Батюшка не то чтобы не умничал — говорил с горожанами будто с детьми. Отец Родион сам так думал и чувствовал. В душе он и сам был ребенком.
Родион Тимофеевич писал в дневнике: «Огромнейшую беду видел во сне, которой впрочем вовсе не испугался, находил. напротив, интересною ее для себя. И во сне хорошо с чистою совестью. И во сне никого не боишься, когда ни перед кем не виноват».
Да, он был наивный ребенок. Но при этом еще и мудрец. А еще батюшка очень любил петь. И, по своему обыкновению, подводил духовно-философское обоснование: «Весело мне: я пою. Скучно: я пою. Ни то, ни се мне: и тут я ищу, соображаю, что бы такое попеть. Оттого мне ни то, ни се — что петь не могу, на песню не нападу… Плохая жизнь, когда не поется кому. Попусту ты трудился, если тебе не до пения после трудов».
15 верст ко всенощной
Отец Родион — один из активнейших участников рыбинской жизни. Он проповедует и в храме, и на площадях, и на базаре — практически везде. Появляется на свадьбах и поминках, на молебнах и официальных заседаниях. Среди купцов-миллионщиков и городских бедняков. Батюшка не ограничивался городом — его нередко видели в окрестных селах и усадьбах.
В 1855 году он провожал в последний путь Марью Сергеевну Михалкову, урожденную Голицыну. Отправился в село Петровское лишь для того, чтобы сказать, стоя у гроба, всего несколько слов: «Добрая она. И добрую память о себе оставила».
При всей этой краткости, даже афористичности, батюшка постоянно ратовал за просвещение, призывал рыбинцев больше читать, образовываться. Говорил, например, на открытии женского училища: «Вы любите жертвовать в церкви на украшения. Вот бы куда вам еще делать пожертвования: на училища. Просвещение, между христианами распространяемое, есть самое лучшее украшение в Христовой Церкви, лучше золота оно и серебра, лучше камней всяких драгоценных».
Будучи в прошлом профессором, он умел ценить не только простоту обычной жизни, но и красоту наук.
Все ли было безмятежно в жизни батюшки? Конечно, нет. Он, личность на редкость светлая, незаурядная, многих раздражал одним лишь фактом своего существования. Недоброжелателей хватало.
Рыбинский городничий уверял, что у Родиона Тимофеевича «ангельское терпение». Батюшка же горько отвечал: «Если не имею иногда этого терпения, то по крайней мере всегда имею что терпеть».
Для поддержания сил, духовных и физических, отец Родион совершал пешие путешествия в Югский монастырь, ко всенощной. А это как-никак 15 верст.
Проповеди между Пушкиным и Тургеневым
Увы, постоянные физические нагрузки, нервное напряжение и слабое здоровье сыграли свою роль.
В конце 1866 года Родион Тимофеевич складывает с себя обязанности благочинного и практически перестает бывать в храме. Ему нет и шестидесяти, но он редко выходит из дома. Почти все время посвящает работе над проповедями.
К сожалению, батюшку покидало зрение. Но он, однако, не сдавался и не унывал, а продолжал работать.
Первый сборник его «Кратких поучений» вышел еще в ярославский период, в 1842 году. Затем они неоднократно дополнялись, переиздавались, и в год смерти проповедника вышло 16-е издание. Оно называлось «Полное собрание поучений протоиерея P. Путятина» и состояло из 147 так называемых слов.
Всего за свою жизнь Родион Тимофеевич написал больше трех сотен проповедей. Их переиздавали более 30 раз. Переводили на многие иностранные языки. Они входили в хрестоматии, наряду со стихами Пушкина и прозой Тургенева.
Отец Родион скончался осенью 1869 года. Дальнее путешествие в простом экипаже не миновало его. Правда, за этим экипажем шло полгорода. Рыбинцы провожали в последний путь одного из самых близких людей.
Батюшка говорил: «Бог соединил меня с вами. Во всем мире нет людей, которые были бы так близки мне, как близки вы. Вы теперь для моего духа все: и предмет забот, и источник утешений, вашим спасением и я спасаюсь».
Похоронили его рядом с рыбинским Спасо-Преображенским собором. Там сейчас стоит мраморный памятник, но это кенотаф (памятник без захоронения). В советское время собор был частично разрушен, а могила утрачена.
Источник: www.miloserdie.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии