"Смысл жизни — работа не для себя"
Петр Францевич Лесгафт — выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог,профессор Казанского университета, создатель научной системы физического образования, родился 8 сентября 1837 года в Петербурге в семье обрусевших немцев из Латвии.
Аптекарем быть не захотел. Его отец довольно сурово воспитал сына, привив уважение к труду, отвращение к лени и неправде, принципиальность.
Мать — Генриетта Адамовна — была повивальной бабкой, время от времени оказывая акушерскую помощь роженицам. Возможно, это она привила Петру интерес к медицине.
Получив начальное образование дома, Петер, или, как чаще его называли, Петр, по примеру старших братьев в 1848 г. поступил в училище Св. Петра, знаменитую «Петершуле», качество преподавания в которой считалось одним из лучших в Петербурге.
Учился он успешно, однако после трех лет обучения в школе отец решил отдать его в ученики к знакомому аптекарю. Поначалу растирание порошков и приготовление бумажных пакетиков понравилось мальчику, но постепенно однообразная работа стала невыносимой для его живой и деятельной натуры.
Сбежав от аптекаря, он вернулся домой, к великому огорчению матери и откровенному гневу отца.
Материальные затруднения в это время в семье были особенно ощутимы.
Защитником Петра в возникшем конфликте выступил старший брат Александр. С его помощью Петр подготовился к старшим классам гимназии и осенью 1852 г. поступил для завершения среднего образования в мужское отделение «Апненшуле», учебного заведения, пользовавшегося также хорошей репутацией.
В 1854 г. к моменту окончания школы Петру было 17 лет. Получив среднее образование, Петр Францевич подал документы в Петербургскую медико-хирургическую академию. Летом 1856 г. он был зачислен в студенты.
В период учебы Петра Лесгафта кафедры и клиники академии возглавляли Я.А. Чистович, Н.Ф. Здекауер, Т.С. Иллинский, А.Я. Крассовский, В.Е. Экк, П.П. Заболоцкий-Десятовский, И.М. Балинский. Все они оказали определенное влияние на Лесгафта, но главную роль в его становлении как анатома-исследователя и ученого, несомненно, сыграл профессор Венцеслав Леопольдович Грубер.
Первая награда — 300 рублей
Благодаря урокам Грубера Петр Францевич хорошо освоил методику бальзамирования. В 1860 г. за успешно выполненное бальзамирование тела императрицы Александры Федоровны студенту 5-го курса Петру Лесгафту была вручена щедрая награда — 300 рублей.
По окончании курса обучения Лесгафт остался в академии в качестве ассистента и прозектора. В это время он вел активную исследовательскую работу, посвящая этому всего себя.
Результатом стало то, что о Лесгафте заговорили уже не только в Петербурге.
Его высокая анатомическая техника, несомненные преподавательские способности и появившиеся в печати первые научные труды обратили на себя внимание руководителей медицинского факультета Киевского университета, куда он был приглашен на кафедру анатомии.
В то же время был объявлен конкурс на должность заведующего кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. Петр Францевич остановил свой выбор на Казани и направил туда необходимые документы. В Казань Лесгафт приехал в 1868 г., уже получив известность одного из лучших ученых-медиков России.
Поэтому сообщение о том, что лекции по физиологической и хирургической анатомии будет читать этот талантливый профессор, мгновенно облетело весь университет.
11 сентября 1868 г. девятью голосами против одного Ученый совет Казанского университета избрал П.Ф. Лесгафта экстраординарным профессором. Но он получал жалование ординарного профессора.
То есть руководство Казанского университета с самого начала выражало Петру Францевичу большое почтение, справедливо оценивая его познания в анатомии. И Лесгафт не ударил в грязь лицом.
На его первую лекцию собрались не только медики, но и студенты других факультетов. И она не разочаровала слушателей, окончилась бурными аплодисментами. Это лекция-то по анатомии!
Те, кто слышал лекции Лесгафта, так вспоминают о них: «Честный и открытый деятель, никогда не сходивший с прямого пути, горячий поборник академической свободы, незаменимый профессор-руководитель и учитель жизни, он навсегда останется светлым примером честного служения науке и обществу, которым он был беззаветно предан... Его живые и увлекательные лекции, его образная речь с беспрестанными отступлениями в сторону вопросов практической жизни собирали всегда огромную аудиторию, привлекая даже лиц чуждых специальностей, и создали ему горячих приверженцев его доктрины...»
На его лекциях аудитории были всегда полны, и Лесгафт занимал студентов целыми днями, работая не только в положенные часы, но и много сверх этого. Он ценил у студентов свободу суждений, призывал их к самовоспитанию, самостоятельности.
Со свойственной ему прямотой Петр Францевич не раз повторял, что каждый человек должен быть самим собой, что нельзя допускать, чтобы его постоянно водили за руку, необходимо самостоятельно добиваться знаний.
Три года, проведенных Петром Францевичем в Казанском университете, оставили заметный след.
«Один из самых ярких анатомов, каких производил свет», — так написала о нем в декабре 1870 г. казанская газета «Неделя». Он быстро завоевал симпатии студентов и передовой профессуры.
Но правила поведения стесняли Лесгафта, мешая ему работать еще плодотворнее, поэтому он просто перешагивал через них. Так, в 1870 г. он совершил неординарный поступок — добился официального прикрепления к кафедре ученицы повивального класса Евгении Мужсковой.
Так, впервые в России женщина надела прозекторский фартук и встала рядом с мужчинами.
Кроме этого, Лесгафт был одним из учредителей Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Стал пополняться интересными экспонатами университетский антропологический музей, идея создания которого также принадлежала Петру Францевичу.
«Дело» Лесгафта
Попечитель Казанского учебного округа П.Д. Шестаков писал: «Что студенты любят Лесгафта, — это совершенно понятно: он читает живо, одушевленно, он с утра до поздней ночи работает со студентами в анатомическом театре и приносит им громадную пользу, отдавая все свое время любимой науке и студентам. Как им не любить его? Читаемые им теперь публичные лекции сделали его любимцем публики, которую очаровывает его живая, одушевленная речь, его любовь к своему предмету, высказывающаяся во всяком его слове, во всяком движении...»
Уж если так характеризует Лесгафта его враг — на страницах собственного дневника он хочет выглядеть объективным, — то что уж говорить о действительном отношении студенчества к любимому профессору!
Знаменитая революционерка Вера Фигнер, которой посчастливилось слушать лекции Лесгафта в Казани, писала о нем восхищенно: «Удивительно было обаяние личности Петра Францевича... Глубокая почтительность со стороны студентов окружала его... Это была центральная фигура для первокурсников, гроза и вместе любимец... Независимый по характеру, страстно любящий свою науку и ревнивый к занятиям студенчества... Человек чувствовался в нем при первом же соприкосновении, и чудное слияние хорошей личности с прекрасным преподавателем создавали очарование, делавшее его образцом, идеалом для поколений, имевших счастье начинать свои студенческие годы под его руководством».
На склоне лет, подведя итоги своей бурной и богатой событиями жизни, Вера Фигнер проникновенно говорит о роли, которую сыграл в жизни казанского студенчества Лесгафт: «Для всякого начинающего учиться и начинающего жить величайшим счастьем является встреча с превосходным образцом человечества. Это счастье, потому что это один из могущественных благоприятных факторов, определяющих все будущее человека. И на пороге университета, на этом пороге жизни учащаяся молодежь находила это счастье, встречала этот образец. Я испытала это на себе, но я не была ведь исключением: кругом вся атмосфера была пропитана тем влиянием, тем же отношением, и впоследствии множество того же рода признаний вырывалось у других его учеников».
Вокруг Лесгафта сплотились не только демократически настроенные студенты, но и передовые профессора. В обстановке, когда автономия университетов стала фикцией, когда попечитель превратился во всесильного «управителя» университета, когда с каждым годом усиливалась слежка за студентами, Петр Францевич вступает на путь борьбы.
Ведь для него наука и политика были неразделимы. Дорога борьбы была трудной. Но Лесгафт твердо идет по своему пути. Он выступает, например, последовательнейшим сторонником женского высшего образования, допущения женщин в университеты — крамольнейшая для России тех лет мысль!
Несмотря на высочайшее повеление, изданное в январе 1871 г., о «недопущении лиц женского пола к слушанию лекций совместно со студентами», профессор-демократ широко раскрывает двери аудитории, в которой он занимался, для всех желающих.
Количество талантливых девушек, увлекающихся медициной, постоянно растет, причем Лесгафт уделяет им особое внимание, дополнительно занимается с ними.
Одной из его слушательниц и была Вера Фигнер. Столь бурная деятельность обещала, что Казань станет для Лесгафта долговременным пристанищем.
Однако судьба распорядилась иначе.
Поворотным моментом в жизни Петра Францевича Лесгафта стала его публикация в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в январе 1871 г. В ней резко критиковались университетские порядки. Критика началась на уже подготовленной почве неприязни к попечителю П.Д. Шестакову. В статье писалось, что попечитель «постоянно домогается превратить университет в покорную гимназию или скорее в канцелярию послушных чиновников».
Толчком же послужили экзамены, которые вместо профессора Лесгафта принял профессор патологической анатомии А.К. Петров. При разборе дела в совете университета выяснилось, что экзамены были проведены с нарушением требований, без препарирования трупа.
Возмущенный этим обстоятельством, Петр Францевич и написал письмо в газету. Так был вынесен сор из университетской избы на двор всей России. Статья не была подписана, университет не был назван, но в ней назывались факты, по которым нельзя было не узнать Казанский университет.
Статью перепечатали во многих газетах — и русских, и иностранных. Скандал вышел всероссийский! Впервые было публично рассказано о внутренней жизни Казанского университета — причем со знанием дела, с конкретными фактами. Попечитель Шестаков узнал себя, но стремясь оправдаться, назвал статью «грязным пасквилем», под которым автор побоялся поставить свое имя.
Но смелый профессор печатает еще одну статью — уже не анонимно, а за своей подписью. Она открывалась словами страстного протеста: «Каждое произвольное действие очень грустно, но еще грустнее и прискорбнее, если от произвола и беззаконных действий нет защиты, если отказываются не только разбирать, но и слушать о том, что делается; остается одно — прибегнуть к гласности».
Однако своей публикацией Лесгафт пошел против не только университетских порядков, но и всего правящего режима. Поэтому реакция последовала незамедлительно. Министр просвещения 14 октября 1871 г. докладывает о «деле Лесгафта» лично Александру II.
Появляется на свет царская резолюция: «Профессора Казанского университета Лесгафта уволить от службы без прошения с тем, чтобы впредь не определять его ни на какую должность по учебной части».
Профессор Лесгафт был немедленно уволен из университета без права заниматься педагогической деятельностью. У него отобрали паспорт и выдали справку — «волчий билет», подтверждавшую, что он — именно тот Лесгафт, который был уволен из Казанского университета без права заниматься педагогической деятельностью.
Увольнение Лесгафта вызвало широкий общественный резонанс. В знак солидарности из Казанского университета ушли 7 молодых ученых: профессор геологии Н.А. Головкинский, профессор гистологии А.Е. Голубев, профессор физиологической химии А.Я. Данилевский, профессор частной патологии и терапии П.И. Левитский, профессор химии В.В. Марковников, профессор чистой математики В.Г. Имшенецкий, профессор судебной медицины А.И. Якобий.
Таким образом, университет потерял не только талантливого анатома, но вместе с ним и много других ученых, не уступавших в профессионализме Лесгафту. Они ушли, основав свои научные школы в других университетах, прославив их своими могучими открытиями.
Они унесли с собой частичку славы Казанского университета.
Курсы Лесгафта
Петр Францевич Лесгафт 24 октября 1871 г., оставив жену и сына в Казани, выехал в Петербург. С «волчьим билетом» его никто не брал на работу. В конце концов выручил старый учитель В.Л. Грубер. Единственная работа, которую мог предложить ему профессор Груббер, — в частном порядке изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения, что давало весьма скудные средства к существованию. Но возможность заниматься наукой у Лесгафта никто не мог отнять.
Он подготовил большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения», отличающуюся новизной и оригинальностью взглядов автора на новую отрасль знаний. Лесгафт стал основателем и блестящим представителем «функциональной анатомии».
Зимой 1871-1872 гг. он делал еще первые шаги на этом новом пути, в будущем прославившем его имя. Остро переживая вынужденный отрыв от научно-практической и преподавательской работы, Петр Францевич с неофициального разрешения петербургского градоначальника П.А. Грессера открыл у себя на квартире бесплатное чтение лекций по анатомии — знаменитые «курсы Лесгафта», которые на протяжении более 30 лет привлекали сотни молодых умов и стали прообразом будущих институтов физкультуры.
Неопределенность положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 г. он был определен сверхштатным младшим чиновником при Медицинском департаменте и летом того же года направлен на борьбу с холерой, вначале в Киевскую, а затем в Могилевскую губернию.
В это же время Лесгафт начинает работу над теорией и практикой физического образования. Создание научных основ педагогической и лечебной гимнастики приходится на тот период его жизни, когда он поступил на работу в частное врачебное гимнастическое учреждение опытного кинезиотерапевта, доктора А.Г. Берглинда.
Здесь Петр Францевич вел врачебные наблюдения за постановкой и проведением занятий по лечебной гимнастике. Его работами заинтересовались в Главном управлении военно-учебных заведений, и П.Ф. Лесгафт был приглашен туда на работу консультантом по вопросам правильной постановки физической подготовки в военно-учебных заведениях и армии.
В то время физическое воспитание в гимназиях сводилось к отдельным бессистемным гимнастическим упражнениям под надзором лиц, далеких от знания человеческого организма.
К этому времени относится начало работы П.Ф. Лесгафта над теорией и практикой физического образования. Пожалуй, впервые он серьезно заинтересовался этими вопросами в 1872 г., когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглинда.
Заведение это было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека.
Увлеченный открывшейся возможностью использовать скрытые резервы гимнастики, сделать ее максимально полезной, особенно для детского и юношеского организма, профессор Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений и предложил свои услуги. Его предложение было принято, и с декабря 1847 г. он приступил к занятиям гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии.
Убедившись в большом педагогическом мастерстве, с которым Лесгафт проводил занятия, в его увлеченности и энергии, директор гимназии предложил ему официально перейти из Медицинского департамента на постоянную службу при Главном управлении военно-учебных заведений.
15 марта 1875 г. Медицинский департамент дал согласие на переход Лесгафта в качестве чиновника по особым поручениям. Первое такое «особое поручение» было уже согласовано с ним заранее и состояло в том, что в течение 1875-1876 гг. с конца марта до конца октября П.Ф. Лесгафт ежегодно командировался за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства».
В остальные месяцы Петр Францевич продолжал свои специальные занятия с отдельными группами воспитанников 2-й Петербургской военной гимназии по немецкой и шведской системам, а также по системе, предложенной им самим.
Гимнастика — это полезно
В это время в России была введена приват-доцентура, позволяющая желающим проявить свои научные познания и преподавательские способности и впоследствии иметь возможность занять штатное место профессора. Воспользовавшись этим обстоятельством и освободившись наконец от запрета преподавать, Лесгафт обратился к попечителю Петербургского учебного округа с просьбой разрешить ему читать лекции по анатомии в качестве приват-доцента.
Прошение было удовлетворено, и 24 сентября 1886 г. Петр Францевич занял место за университетской кафедрой. Начался новый этап его преподавательской деятельности — десять лет работы в прославленном столичном университете на физико-математическом факультете, в состав которого входила и кафедра зоологии, анатомии и физиологии.
По достоинству оценив значение открытия В. Рентгена, он одним из первых стал использовать новый метод — рентгенологическое исследование для изучения внутренних органов и суставов. Лесгафт был одним из основоположников лечебной гимнастики в нашей стране.
Многие приемы, применявшиеся им для коррекции врожденных и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и в настоящее время.
Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и А.П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в некоторые учебные заведения Петербурга.
Он принимал участие в создании кабинета гигиены, ставшего первым в России гигиеническим музеем.
Написанная П.Ф. Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» была первым отечественным руководством по врачебному контролю, практическое обучение которому он проводил на открытых им учебно-гимнастических курсах.
Созданная им Биологическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследовательских институтов, в котором в советское время работали такие крупные ученые-академики, как Л.А. Орбели, А.А. Борисяк, В.Н. Любименко, В.А. Омелянский и др.
Труды Петра Францевича сыграли важную роль в развитии научных основ прогрессивной педагогики.
Велики заслуги профессора Лесгафта в деле женского медицинского образования, страстным защитником которого он был всю жизнь, а также в деле развития физической культуры в нашей стране.
После революции 1917 г. на базе созданных и руководимых им курсов воспитательниц и руководительниц физического образования был открыт Государственный институт физического образования, ныне Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
В 1959 г. на территории института был сооружен памятник П.Ф. Лесгафту.
Осенью 1909 г. Петр Францевич Лесгафт простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи настойчиво рекомендовали ему сухой жаркий климат и санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти Лесгафта.
К сожалению, болезнь зашла слишком далеко, и 28 ноября 1909 г. Петра Францевича не стало. Хоронили его в Петербурге при огромном стечении народа. Вот таким энергичным, пытливым и неуёмным был Петр Францевич Лесгафт — человек, чьим именем названа скромная и тихая улица Казани.
Ольга Шмонина
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться