Вдохновение
6 июля 2022

«Несладкая» жизнь братца Иоанна Чурикова

По молитвам братца Иоанна Чурикова люди избавлялись от алкоголизма и табачной зависимости, а также и от различных болезней. В районах Петербурга, где проповедовал Иван Алексеевич, по данным полиции, снижался уровень преступности.
4
949
«Несладкая» жизнь братца Иоанна Чурикова
"В начале века в России жил братец Иоанн Чуриков. Многие алкоголики приходили в церковь, молились, каялись и на какое-то время у них алкоголизм проходил. Но где-то половина опять возвращались к своей страсти и не могли ее преодолеть и опять всё начиналось заново. У Ионна Чурикова было излечение стопроцентным. То есть, все кто приходил к нему также молились, также каялись, но больше никто уже не становился алкоголиком. Возврата не было. Почему? Очень важный момент. Потому что у него человек решал бросить употребление алкоголя навсегда. И это внутреннее понимание, что ни через 5, ни через 10 лет он к этому не вернется, что для него эта тема закрыта и давала мощные глубинные изменения. Человек становился другим".  
Лазарев С.Н.

Небогатый купец Иван Чуриков, имея всего три класса земской школы, основал самое массовое и эффективное движение трезвенников в России: к 1917 г. в него входило до 70 000 человек.

Начало: проповедь «бывшим людям»

Не только сегодня, но и к концу XIX века алкоголизм, особенно среди простого народа, был серьезной проблемой в России.

По молитвам братца Иоанна Чурикова люди избавлялись от алкоголизма и табачной зависимости, а также и от различных болезней.

Пережив смерть дочери и жены, в тридцать лет он раздал все имущество, оставив себе лишь Евангелие, и начал проповедовать так называемым «бывшим людям»: алкоголикам, нищим, оступившимся женщинам и ворам.

В районах Петербурга, где проповедовал Иван Алексеевич, по данным полиции, снижался уровень преступности.

На проповедях Чурикова всегда было многолюдно: «обычно по воскресеньям посетители собирались у дома Чурикова с семи-восьми утра и до четырех часов дня ждали начала бесед.

Зал вмещал около 500 человек. Желающих собиралось в отдельные дни до 2000 человек».

Речь братца Иоанна была понятна для простого народа, говорил он о пьянстве, о драках в семье и об изменах, приглашая слушателей к диалогу. Размышления свои строил на отрывках из Священного Писания, которые читались за богослужением в храмах в этот день.

Народу нравилось, что свои беседы Чуриков проводил в форме диалога.

Вериги и граммофоны

Чуриков никогда не обращался к врачам и трезвенников также к врачам не отправлял.

Он считал, что если человек не выздоравливает, то это происходит от недостатка веры.

Против всех болезней у братца Иоанна было два средства — молитва и пост, и только один врач — Господь.

Надо отметить, что исцеленные люди были благодарны не только на словах, но и на деле.

Ивану Алексеевичу жертвовали довольно значительные суммы.

Личный пример был важной составляющей его служения.

Чуриков был настоящим аскетом, долгое время носил вериги.

Его смирение и целомудрие помогали ему в проповеди и в молитве об исцелениях.

Конечно, он был активным противником всяких развлечений, «гульбищ», в том числе театров, считая, что это развращает народ.

В январе 1916 г. он устроил сожжение граммофонов и пластинок, о чем тут же написал «Петербургский листок».

После этого солдаты с фронта прислали ему письмо, в котором сетовали, что на фронте бывает скучно, и просили прислать граммофоны.

Братец Иоанн в ответ отправил им посылку с Евангелиями, сопроводив наставлением: «Читайте Евангелие, и вам не будет скучно».

 В обществах трезвости в то время практиковался частичный отказ от алкоголя — от трех месяцев до трех лет.

Братец Иоанн призывал к изменению жизни на евангельских началах с полным воздержанием.

Жалеющий принять такой обет приносил покаяние за грехи и испрашивал благословения Божьего на новую, трезвую жизнь.

В знак отказа от алкоголя и в качестве символа новой сладкой жизни Чуриков давал каждому три кусочка сахара.

«Несладкая» жизнь братца Иоанна

Однако жизнь самого братца Иоанна сладкой не назовешь: религиозные собрания вне церкви во главе с мирянином по законам Российской империи считались административным нарушением.

Только за 6 лет с 1892 по 1898 годы его 68 раз задерживала полиция.

После составления протоколов его отпускали. Его клали в психлечебницу и отпускали, признав здоровым; отправляли принудительно в монастырь как в церковную тюрьму — и освобождали, сняв обвинения; обвиняли в сектантстве и многократно запрещали проповедовать.

Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) благословлял его на проповедь трезвой жизни — и снимал благословение.

Со стороны И.А. Чурикова отношение к епископату было достаточно почтительным.

Он старался выполнять указы священноначалия, по их требованию прекращал беседы, но настойчиво писал прошения в защиту движения трезвенников: «…прошу Вас, Владыко, сотворите и Вы с нами мир, тогда Вас Сыном Божиим нарекут; Бог и люди, мы не многого просим от Вас, только бы не мешали нам говорить о Христе».

В конце концов ему разрешили только принимать у людей записки с просьбами помолиться об их исцелении — и в течение 24 лет, вплоть до своего ареста в 1929 году, он принимал людей с такими записками каждую неделю по понедельникам с семи утра до двух часов дня.

В защиту Ивана Алексеевича были написаны письма и прошения церковному и светскому начальству, о нем много писали в периодической печати. Сам Чуриков регулярно направлял прошения архиерею о разрешении бесед.

Наряду с этим братец Иоанн был вынужден постоянно оправдываться в том, что он не сектант.

Отлучение

С первых лет активного служения И. Чурикова вокруг него начал складываться круг единомышленников, которых он приводил на исповедь и причастие в Спасо-Колтовскую церковь, куда ходил и сам.

При этом движение трезвенников было многочисленным и разнородным, последователи братца Иоанна не были братством или общиной.

Наряду с трезвенниками в Петербурге, были последователи братца Иоанна в других губерниях и городах Российской империи.

Некоторые духовно нетрезвенные последователи Чурикова сравнивали его с Иисусом Христом.

Тот факт, что по молитвам братца исцелялись люди без врачей, они воспринимали как еще один аргумент в пользу того, что он — божественная личность.

1 августа 1914 г. (день начала войны с Германией и введения «сухого закона» в России) вышел императорский указ об отлучении Ивана Чурикова от таинства Святого Причастия впредь до искреннего раскаяния в своих заблуждениях.

В церковь ему было разрешено ходить.

Такому наказанию Чурикова подвергли как еретика, выдающего себя за Христа (хотя он этого никогда не утверждал), и за неправославное толкование Священного Писания.

Отлучение Чурикова стало для братца ударом, он это тяжело переживал.

Сложившаяся ситуация отразилась и на трезвенниках.

Было много случаев, когда им отказывали в исповеди и причастии.

Кроме того, часть трезвенников из солидарности со своим духовным отцом и учителем сама отказались посещать церковь и участвовать в таинствах. «Они говорили: где отца прогонят, туда и дети не пойдут!».

Постепенно это мирянское движение вытеснялось священноначалием на обочину церковной жизни, а потом его вытеснили совсем, несмотря на все попытки Чурикова и включить трезвенников в церковную жизнь.

Тогда его члены стали искать свой духовный путь.

Невключенность в церковную жизнь приводила к тому, что движение принимало сектантские черты.

К сожалению, церковь не умела и не хотела включать таких людей в церковную жизнь, считая их сектантами.

Вырицкая колония и коммуна БИЧ

В 1905 г. братец Иоанн приобрел участок земли под Петербургом в дачном поселке Вырица, где возвел дом. Со временем вокруг дома братца поселились трезвенники, образовав целую колонию, которая насчитывала к 1923 г. 2000 человек.

Общего хозяйства они не вели, каждый двор жил отдельно. Т

резвенники были в основном из крестьян и рабочих, привыкших к физическому труду, они хорошо работали и поэтому были зажиточными.

Они помогали друг другу и выходили на общественные работы. Много потрудились трезвенники и для благоустройства поселка: построили мост через реку Оредеж, водонапорную башню и т. д. После 1917 г. жизнь в стране резко поменялась, за время гражданской войны появилось много обездоленных людей, в том числе женщин и подростков, оставшихся без кормильцев,

По разрешению новой власти Чуриков создал в Вырице «Трудовую коммуну братца Иоанна Чурикова», сокращенно БИЧ, в которую мог войти любой желающий. Коммуна строилась на принципах отсутствия частной собственности.

Но долго такая коммуна просуществовать не могла. В 1925 г. против нее была начата кампания травли в газетах, в 1927 г. отобран дом в Обухове. Беседы пришлось переносить в небольшой зале вырицкого дома, куда не могли попасть все желающие.

Многим приходилось стоять на улице и слушать братца через динамики.

В 1928 г. арестовали сестриц и большую группу трезвенников Ленинграда, в 1929 году арестован и сам братец Иоанн.

Коммуну разогнали и на ее месте создали совхоз «Красный семеновод».

В 1933 г. Иван Алексеевич умер в системе ГУЛАГа.

Масштабы трудов Ивана Алексеевича вызывали интерес и уважение российского общества.

Деятельность Чурикова и его трезвенников поддерживали разные люди, например, премьер-министр П.А. Столыпин, лидер октябристов А.И. Гучков, писатель М.М. Пришвин, член партии РСДРП (большевиков) Д. Бонч-Бруевич.

Беседы Ивана Чурикова тщательно конспектировал один из лидеров толстовского движения И.М. Трегубов, в светской прессе статьи в защиту Ивана Чурикова неоднократно публиковал известный петербургский журналист А.С. Пругавин.

На сегодняшний день чуриковское движение сохранилось и представлено двумя основными группами. Одна, с центром в Вырице, состоит из чуриковцев, считающих братца Иоанна мессией, и потому не поддерживает связей с РПЦ МП. Вторая состоит из последователей братца Иоанна в Санкт-Петербурге, которые не потеряли связь с православной церковью и регулярно собираются на беседы в православном храме.

*****

Сильное и благотворное влияние на себя ощутили тысячи отрезвленных и исцеленных людей, посещавших беседы Братца, проповедь которого была "не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы." И, воистину, вера, приходивших к нему "утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией." "...Сейчас я вижу тех, которые были опорочниками, а теперь все одеты, и никто из них не скажет, что я спасал его, давая ему деньги или суля ему материальные выгоды. Нет, я, прежде всего, стараюсь словом Божиим, словами пророков и словами Евангелия пробудить в человеке веру..." "...И, если слышавшие уверуют в слово Божие, то они сами исцелятся от всего дурного и своим примером других могут целить..." Работа Божия — это уговаривать братьев от пьянства, распутства и всех пороков и преступлений. Это самая высшая работа... " Из Бесед: июль 1910г., 4 марта 1912г., 27 марта 1911г.

Источник : psmb.ru

 

Комментарии
  1. Андрей
    3705
    Эксперт
    06 июля 2022, 19:12
    ❤️Замечательный пример полевой саморегуляции.Братец пробуждал состояние искренности внутри человека как маяк и цель жизни и её источник божественный, которые находятся в человеке круглосуточно.Это пример того, как священник обучал человека самовоспитанию и саморазвитию без посредников.Точнее пытался и старался это делать искренне.На деле получается освобождал человека от зависимости церковной, потому церковь и увидела в его действиях угрозу разрушения её власти.И в этом Братец поступал точно по -христиански, т.е. не привязывал к себе как это делает любая церковь, а наоборот -как детям малым помогают учиться ходить самостоятельно -так и он помогал желающему учиться быть счастливым самостоятельно, т.е. учил внутренней свободе личной в любых условиях жизни.Можно говорить о том, что Братец повторял путь Христа, который всё время говорит о личной самостоятельности, о личном постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.И то, что люди приходили сами искренне к Братцу -это и есть образ реальной церкви как живого организма -как живой души на равных со всеми людьми.У Христа не было задачи никого к себе привязывать, поэтому нынешняя церковная эксплуатация образа Христа -это мягко говоря просто напросто неуважение к Христу и к тем, кого привязывают к Христу как к образу сверх человека или какого -то инопланетянина, спустившегося с небесного ниоткуда на землю, а потом улетевшего с земли в небесное никуда.И у каждого своя фантазия в силу своего воображения художественного.Иван Алексеевич пытался как умел и как получалось согласно своему чувству счастья свободы красоты в душе.И его опыт исследовательский и опыт практической реализации -это ценный опыт несомненно -опыт, который был не случаен и не зря, и само собой этот опыт сохраняется в душе.Поэтому хочется братца Иоанна искренне поблагодарить за душевный труд как помощь всем нам.😊👍❤️
    1. Андрей
      3705
      Эксперт
      06 июля 2022, 20:00
      ❤️Ёщё вот подумалось вдруг о том, что почему бы не провести простой эксперимент.Священник переодевается в обычную одежду, т.е. входит в какой -то привычный для нас гражданский мирской обывательский образ и… его задача попытаться общаться с народом как это делал Христос или его последователи на заре христианства, рискуя и здоровьем и жизнью.Ведь в этом эксперименте уже не будет щита в виде внешнего статуса представителя организации властьимущей и авторитетной как это выглядит по форме, и в этом случае священник будет абсолютным инкогнито.И мне кажется, что если провести такой эксперимент -мы много интересного узнаем о самих себе. Ведь был же проведён эксперимент «Секретный миллионер», и мы вдруг узнали немало интересного искреннего о тех людях, которые вроде бы и не такие -как мы все обычные граждане -немиллионеры.А мы все -оказывается живая душа, задыхающаяся без любви, когда её не хватает в душе.И мы сразу вдруг оживаем вопреки всему и несмотря ни на что, когда заботимся о себе как о живой душе с уважением и любовью -как заботятся о любимом цветке на окне или в саду на даче или во дворе на клумбе.😊👍❤️
      1. Пролга 21
        9449
        Старейшина
        06 июля 2022, 21:01
        Спасибо за очень интересную и поучительную публикацию о настоящем христианине, который излечивал людей от пьянства не с помощью человеческой мудрости, а с помощью слова Божия, глубокой веры и любви. Подвиг братца Ивана Чурикова это истинный пример бескорыстного служения Богу!
        1. Андрей
          3705
          Эксперт
          06 июля 2022, 22:50
          ❤️Однажды прочитал о нашем священнике, который путешествовал в одиночку инкогнито по разным странам за рубежом России.
          Он не занимался проповедями, он не был миссионером, просто ему было интересно знакомиться с другими культурами, с другими представлениями о жизни самому лично, т.е. не из книг.И вот однажды он оказался на Тибете.Кажется, это в Лхасе. Открыли ворота и стали впускать людей.И в этот момент в окно смотрел один из монастырских наставников, и он сразу «вычислил» в толпе нашего человека, и распорядился, чтобы его привели к нему на встречу для беседы.Это было как в пословице: рыбак рыбака видит из далека.И это пример того, что мы единая душа, в которой благодаря любви время и расстояния всегда есть, как развитие души, и они отсутствуют -потому что это любовь. Вот в науке существует такое загадочное понятие нулевой отметки, т.е. ничего оно и есть ничего. Но ведь все научные исследования и измерения происходят только благодаря этому понятию.И наука -оказывается, постоянно обращается к нулю как к внутреннему вечному маяку и вечному критерию познания. Всем нам в душе счастья свободы красоты любви.😊👍❤️

          Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

          Авторизоваться
          Картина С.Н. Лазарева
          Семья
          Последние комментарии на сайте
          Топ-3 лучших комментариев за неделю
          Здравствуйте Сергей Николаевич. С таинством причастия познакомилась два года назад, а мне уже 35. Хотела, понимала что надо, но как-то смелости не хватало. А потом пришло осознание что пора. Посоветовалась с батюшкой, он дал добро, зашли в пост и начались мои «трудовые» будни. Вера это именно труд. Моего усердия хватило на весь великий пост. Была горда, что справилась. Год сложился тот тоже весьма удачно и хорошо. Потом снова начала отдаляться, жизнь, рутина снова затянули, и вот все реже походы...
          От С. Н. Лазарева
          Тема для обсуждения №27. Присоединяйтесь!
          Здравствуйте! Страх за будущее сопровождал с детства. Помню, как сжималось все в животе, когда появлялась тревога по поводу будущего. Не могу сказать, что я его преодолела полностью, но мне помогло по...
          От С. Н. Лазарева
          Личный опыт перед практикой «Универсальный механизм выж...
          Спасибо, очень полезный расклад и для меня, особенно в плане управления и контроля над близкими 
          Письма читателей
          Работа над собой у меня была многогранной
          Читайте также
          История о благотворительности китайского дворника Вдохновение История о благотворительности китайского дворника
          Чжао старается отдавать почти все свои деньги на благотворительность.
          27 июля 2023
          2
          617
          Личный враг фюрера Вдохновение Личный враг фюрера
          За голову Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.
          26 июля 2023
          2
          514
          Радость побеждает страх Вдохновение Радость побеждает страх
          Я впускаю в свое сердце радость. Радость, которая победит страх.
          25 июля 2023
          1
          512
          Поддержать автора
          Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
          Узнать больше
          Подпишитесь на новости и анонсы
          Каждую неделю отправляем интересные новости и анонсы
          0