«Несладкая» жизнь братца Иоанна Чурикова

Небогатый купец Иван Чуриков, имея всего три класса земской школы, основал самое массовое и эффективное движение трезвенников в России: к 1917 г. в него входило до 70 000 человек.
Начало: проповедь «бывшим людям»
Не только сегодня, но и к концу XIX века алкоголизм, особенно среди простого народа, был серьезной проблемой в России.
По молитвам братца Иоанна Чурикова люди избавлялись от алкоголизма и табачной зависимости, а также и от различных болезней.
Пережив смерть дочери и жены, в тридцать лет он раздал все имущество, оставив себе лишь Евангелие, и начал проповедовать так называемым «бывшим людям»: алкоголикам, нищим, оступившимся женщинам и ворам.
В районах Петербурга, где проповедовал Иван Алексеевич, по данным полиции, снижался уровень преступности.
На проповедях Чурикова всегда было многолюдно: «обычно по воскресеньям посетители собирались у дома Чурикова с семи-восьми утра и до четырех часов дня ждали начала бесед.
Зал вмещал около 500 человек. Желающих собиралось в отдельные дни до 2000 человек».
Речь братца Иоанна была понятна для простого народа, говорил он о пьянстве, о драках в семье и об изменах, приглашая слушателей к диалогу. Размышления свои строил на отрывках из Священного Писания, которые читались за богослужением в храмах в этот день.
Народу нравилось, что свои беседы Чуриков проводил в форме диалога.
Вериги и граммофоны
Чуриков никогда не обращался к врачам и трезвенников также к врачам не отправлял.
Он считал, что если человек не выздоравливает, то это происходит от недостатка веры.
Против всех болезней у братца Иоанна было два средства — молитва и пост, и только один врач — Господь.
Надо отметить, что исцеленные люди были благодарны не только на словах, но и на деле.
Ивану Алексеевичу жертвовали довольно значительные суммы.
Личный пример был важной составляющей его служения.
Чуриков был настоящим аскетом, долгое время носил вериги.
Его смирение и целомудрие помогали ему в проповеди и в молитве об исцелениях.
Конечно, он был активным противником всяких развлечений, «гульбищ», в том числе театров, считая, что это развращает народ.
В январе 1916 г. он устроил сожжение граммофонов и пластинок, о чем тут же написал «Петербургский листок».
После этого солдаты с фронта прислали ему письмо, в котором сетовали, что на фронте бывает скучно, и просили прислать граммофоны.
Братец Иоанн в ответ отправил им посылку с Евангелиями, сопроводив наставлением: «Читайте Евангелие, и вам не будет скучно».
В обществах трезвости в то время практиковался частичный отказ от алкоголя — от трех месяцев до трех лет.
Братец Иоанн призывал к изменению жизни на евангельских началах с полным воздержанием.
Жалеющий принять такой обет приносил покаяние за грехи и испрашивал благословения Божьего на новую, трезвую жизнь.
В знак отказа от алкоголя и в качестве символа новой сладкой жизни Чуриков давал каждому три кусочка сахара.
«Несладкая» жизнь братца Иоанна
Однако жизнь самого братца Иоанна сладкой не назовешь: религиозные собрания вне церкви во главе с мирянином по законам Российской империи считались административным нарушением.
Только за 6 лет с 1892 по 1898 годы его 68 раз задерживала полиция.
После составления протоколов его отпускали. Его клали в психлечебницу и отпускали, признав здоровым; отправляли принудительно в монастырь как в церковную тюрьму — и освобождали, сняв обвинения; обвиняли в сектантстве и многократно запрещали проповедовать.
Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) благословлял его на проповедь трезвой жизни — и снимал благословение.
Со стороны И.А. Чурикова отношение к епископату было достаточно почтительным.
Он старался выполнять указы священноначалия, по их требованию прекращал беседы, но настойчиво писал прошения в защиту движения трезвенников: «…прошу Вас, Владыко, сотворите и Вы с нами мир, тогда Вас Сыном Божиим нарекут; Бог и люди, мы не многого просим от Вас, только бы не мешали нам говорить о Христе».
В конце концов ему разрешили только принимать у людей записки с просьбами помолиться об их исцелении — и в течение 24 лет, вплоть до своего ареста в 1929 году, он принимал людей с такими записками каждую неделю по понедельникам с семи утра до двух часов дня.
В защиту Ивана Алексеевича были написаны письма и прошения церковному и светскому начальству, о нем много писали в периодической печати. Сам Чуриков регулярно направлял прошения архиерею о разрешении бесед.
Наряду с этим братец Иоанн был вынужден постоянно оправдываться в том, что он не сектант.
Отлучение
С первых лет активного служения И. Чурикова вокруг него начал складываться круг единомышленников, которых он приводил на исповедь и причастие в Спасо-Колтовскую церковь, куда ходил и сам.
При этом движение трезвенников было многочисленным и разнородным, последователи братца Иоанна не были братством или общиной.
Наряду с трезвенниками в Петербурге, были последователи братца Иоанна в других губерниях и городах Российской империи.
Некоторые духовно нетрезвенные последователи Чурикова сравнивали его с Иисусом Христом.
Тот факт, что по молитвам братца исцелялись люди без врачей, они воспринимали как еще один аргумент в пользу того, что он — божественная личность.
1 августа 1914 г. (день начала войны с Германией и введения «сухого закона» в России) вышел императорский указ об отлучении Ивана Чурикова от таинства Святого Причастия впредь до искреннего раскаяния в своих заблуждениях.
В церковь ему было разрешено ходить.
Такому наказанию Чурикова подвергли как еретика, выдающего себя за Христа (хотя он этого никогда не утверждал), и за неправославное толкование Священного Писания.
Отлучение Чурикова стало для братца ударом, он это тяжело переживал.
Сложившаяся ситуация отразилась и на трезвенниках.
Было много случаев, когда им отказывали в исповеди и причастии.
Кроме того, часть трезвенников из солидарности со своим духовным отцом и учителем сама отказались посещать церковь и участвовать в таинствах. «Они говорили: где отца прогонят, туда и дети не пойдут!».
Постепенно это мирянское движение вытеснялось священноначалием на обочину церковной жизни, а потом его вытеснили совсем, несмотря на все попытки Чурикова и включить трезвенников в церковную жизнь.
Тогда его члены стали искать свой духовный путь.
Невключенность в церковную жизнь приводила к тому, что движение принимало сектантские черты.
К сожалению, церковь не умела и не хотела включать таких людей в церковную жизнь, считая их сектантами.
Вырицкая колония и коммуна БИЧ
В 1905 г. братец Иоанн приобрел участок земли под Петербургом в дачном поселке Вырица, где возвел дом. Со временем вокруг дома братца поселились трезвенники, образовав целую колонию, которая насчитывала к 1923 г. 2000 человек.
Общего хозяйства они не вели, каждый двор жил отдельно. Т
резвенники были в основном из крестьян и рабочих, привыкших к физическому труду, они хорошо работали и поэтому были зажиточными.
Они помогали друг другу и выходили на общественные работы. Много потрудились трезвенники и для благоустройства поселка: построили мост через реку Оредеж, водонапорную башню и т. д. После 1917 г. жизнь в стране резко поменялась, за время гражданской войны появилось много обездоленных людей, в том числе женщин и подростков, оставшихся без кормильцев,
По разрешению новой власти Чуриков создал в Вырице «Трудовую коммуну братца Иоанна Чурикова», сокращенно БИЧ, в которую мог войти любой желающий. Коммуна строилась на принципах отсутствия частной собственности.
Но долго такая коммуна просуществовать не могла. В 1925 г. против нее была начата кампания травли в газетах, в 1927 г. отобран дом в Обухове. Беседы пришлось переносить в небольшой зале вырицкого дома, куда не могли попасть все желающие.
Многим приходилось стоять на улице и слушать братца через динамики.
В 1928 г. арестовали сестриц и большую группу трезвенников Ленинграда, в 1929 году арестован и сам братец Иоанн.
Коммуну разогнали и на ее месте создали совхоз «Красный семеновод».
В 1933 г. Иван Алексеевич умер в системе ГУЛАГа.
Масштабы трудов Ивана Алексеевича вызывали интерес и уважение российского общества.
Деятельность Чурикова и его трезвенников поддерживали разные люди, например, премьер-министр П.А. Столыпин, лидер октябристов А.И. Гучков, писатель М.М. Пришвин, член партии РСДРП (большевиков) Д. Бонч-Бруевич.
Беседы Ивана Чурикова тщательно конспектировал один из лидеров толстовского движения И.М. Трегубов, в светской прессе статьи в защиту Ивана Чурикова неоднократно публиковал известный петербургский журналист А.С. Пругавин.
На сегодняшний день чуриковское движение сохранилось и представлено двумя основными группами. Одна, с центром в Вырице, состоит из чуриковцев, считающих братца Иоанна мессией, и потому не поддерживает связей с РПЦ МП. Вторая состоит из последователей братца Иоанна в Санкт-Петербурге, которые не потеряли связь с православной церковью и регулярно собираются на беседы в православном храме.
*****
Сильное и благотворное влияние на себя ощутили тысячи отрезвленных и исцеленных людей, посещавших беседы Братца, проповедь которого была "не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы." И, воистину, вера, приходивших к нему "утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией." "...Сейчас я вижу тех, которые были опорочниками, а теперь все одеты, и никто из них не скажет, что я спасал его, давая ему деньги или суля ему материальные выгоды. Нет, я, прежде всего, стараюсь словом Божиим, словами пророков и словами Евангелия пробудить в человеке веру..." "...И, если слышавшие уверуют в слово Божие, то они сами исцелятся от всего дурного и своим примером других могут целить..." Работа Божия — это уговаривать братьев от пьянства, распутства и всех пороков и преступлений. Это самая высшая работа... " Из Бесед: июль 1910г., 4 марта 1912г., 27 марта 1911г.
на новости и анонсы
Он не занимался проповедями, он не был миссионером, просто ему было интересно знакомиться с другими культурами, с другими представлениями о жизни самому лично, т.е. не из книг.И вот однажды он оказался на Тибете.Кажется, это в Лхасе. Открыли ворота и стали впускать людей.И в этот момент в окно смотрел один из монастырских наставников, и он сразу «вычислил» в толпе нашего человека, и распорядился, чтобы его привели к нему на встречу для беседы.Это было как в пословице: рыбак рыбака видит из далека.И это пример того, что мы единая душа, в которой благодаря любви время и расстояния всегда есть, как развитие души, и они отсутствуют -потому что это любовь. Вот в науке существует такое загадочное понятие нулевой отметки, т.е. ничего оно и есть ничего. Но ведь все научные исследования и измерения происходят только благодаря этому понятию.И наука -оказывается, постоянно обращается к нулю как к внутреннему вечному маяку и вечному критерию познания. Всем нам в душе счастья свободы красоты любви.??❤️