Вдохновение
17 июня 2022

История «Тетриса» и его советского изобретателя

"Вообще-то игра "Тетрис" хороша уже потому, что делает людей счастливее... 30 научных исследований выявили его положительное воздействие на людей с пост-травматическим стрессовым расстройством".
3
1254
История «Тетриса» и его советского изобретателя

Бизнес-план из детского хобби

Алексей Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Он изучал искусственный интеллект и распознавание компьютером человеческой речи.

Иногда Пажитнов ночевал на работе и, чтобы отдохнуть, экспериментировал с созданием головоломок, которыми увлекался ещё с детства.

Вдохновение приходило к нему в неожиданные моменты.

Дэвид Шефф в книге «Game Over. Как Nintendo завоевала мир» рассказывает, как Пажитнов гулял по океанариуму и был заворожён камбалой, которая, оказавшись рядом с водорослями, моментально меняла цвет с коричневого на зелёный. Так ему пришла мысль о фигурках, которые могли бы быстро менять свой цвет или форму. В основу идеи «Тетриса» была положена головоломка «Pentomino Puzzle», придуманная математиком Соломоном Голомбом. Она состояла из пяти квадратов (пентамино – от греч. «пента» – пять) и ставила задачей правильно расположить в коробке геометрические фигуры.

Планируя создать компьютерный вариант «Пентамино», Пажитнов успешно дополнил идею: собирать фигурки предстояло в реальном времени, и по задумке во время падения они должны были переворачиваться. Однако возможности тогдашних ЭВМ оказались слишком слабы для воплощения новой идеи, поскольку для компьютерного «Пентамино» не хватало ресурсов.

Тогда Пажитнов сократил количество блоков, из которых состояли падающие фигурки, до четырёх. Так родилось «Тетрамино» (от греч. «тетра» – четыре). Сокращённое название «Тетрис» прижилось чуть позже. Первый «Тетрис» был написан для советского микрокомпьютера «Электроника-60», на котором Пажитнов работал в Вычислительном центре. Поэтому элементы игры состояли из пробелов, ограниченных с двух сторон скобками. Ни цвета, ни музыки тоже не было.

Усовершенствовать игру Пажитнову помогли коллеги. Вадим Герасимов, советский школьник, доработал программу для IBM PC, сделав цветную версию. Мальчику было 16 лет, когда учитель информатики привёл его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы потренироваться в программировании. Там его заметил коллега Пажитнова Дмитрий Павловский и пригласил вместе поработать над «Тетрисом».

Герасимов самостоятельно разобрался с операционной системой MS DOS и переписал головоломку для компьютера IBM.

«Когда я делал “Тетрис”, меня даже не могло взять на работу ни одно государственное учреждение, мне было слишком мало лет. Я делал это просто ради удовольствия», — рассказывал программист.

Вместе Пажитнов, Павловский и Герасимов изменили игру: маленькие «тетрамино» стали разноцветными, появилась табличка с подсчётом баллов.

Первые копии «Тетриса» были бесплатными, их раздавали на дискетах сотрудникам центра.

Игра начала набирать популярность в московском кругу компьютерщиков, и у Пажитнова, Павловского и Герасимова появился первый бизнес-проект. Программисты планировали собрать около десятка игр для ПК, включая «Тетрис», в одну систему, которую они назвали «компьютерным луна-парком».

За пару месяцев они разработали несколько игр в цвете, с графикой и звуком и представили некоторым коллегам по центру. Единственная проблема состояла в том, чтоб продать разработку, ведь заниматься частным предпринимательством в СССР запрещали. Чтобы дать жизнь хотя бы «Тетрису», Пажитнов отдал права на него компании «Электроноргтехника» («Элорг»). Она обладала монополией на импорт и экспорт электронного оборудования и программного обеспечения в СССР. Все соглашения с партнёрами и планы по продаже игры проходили через неё.

За границу без разрешения

Попасть за границу русской головоломке помог научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин.

Он восхищался «Тетрисом» и отправил пробник игры в Институт компьютерных исследований в Будапеште. В то время там с визитом был Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, издававшей игры. Среди программ он заметил «Тетрис», адаптированный венгерскими специалистами для компьютеров фирм Commodore и Apple, сел поиграть и с трудом остановился.

«Я не был любителем игр, но если мне понравилась эта игра, видимо, это очень хорошая игра», — вспоминал Стейн.

Предприниматель захотел купить лицензию на «Тетрис», однако нужно было вести переговоры с СССР. А начать продажи Стейн хотел как можно скорее. Глава Andromeda нашёл выход, который, по его мнению, позволял и быстро заработать, и соблюсти приличия.

Он приобрёл лицензию на версии для Commodore и Apple у венгерской стороны и начал продавать игру американским издателям без лицензии на оригинал. Предприниматель был уверен, что он сможет легко уговорить советских разработчиков, тем более если они узнают, что к их игре уже проявили интерес иностранные компании. Пажитнов не знал английского языка. Прямого доступа к телексу у программиста не было. Телеграмму с согласием заключить сделку он смог отправить только спустя несколько недель, пройдя через переводчика и многочисленных начальников Вычислительного центра.

К тому времени Стейн, всё ещё не имея прав на оригинал «Тетриса», уже продал лицензию разработчику игр Spectrum Holobyte, дочерней компании британского издателя игр Mirrorsoft. За это он получил аванс в виде 3000 фунтов стерлингов и компенсацию за пользование правами от 7,5 до 15% суммы продаж.

Соглашение, которое Стейн предложил заключить советским партнёрам, звучало ещё выгоднее: аванс в виде $10 тысяч и 75% от общей суммы продаж «Тетриса». Переговоры о продаже прав на игру взяло на себя подразделение Академии наук, занимавшееся лицензиями, «Лицензнаука». Стейн попытался получить расположение Пажитнова, заявив, что в Британии главным в сделке считают разработчика игры и его пожелания, однако программист встретил эти слова с подозрением. Для него, как и для всей «Лицензнауки», подобные сделки были новым опытом.

После долгих споров Стейн уехал, так и не заключив контракт. В США «Тетрис» рекламировали как первую игру из-за «железного занавеса».

Её упаковали в красную коробку, поместили на обложку собор Василия Блаженного, букву «с» стилизовали под серп и молот. Ещё в «Тетрис» добавили музыку — мелодию песни «Коробейники» на стихи Николая Некрасова: Игра получала положительные рецензии.

Один из сотрудников офиса Mirrorsoft, после того как «Тетрис» запретили на всех компьютерах в этой компании, писал: «Не так много игр захватывают настолько, что играешь в них даже во сне, и “Тетрис” — одна из них, по крайней мере для меня. Всю ночь мне снились фигурки из игры, я не выспался и решил не играть в эту игру хотя бы двое суток. Более высокую оценку я дать не могу».

Mirrorsoft и Spectrum Holobyte начали выпускать игру для ПК в Европе и США, не зная о том, что Стейн всё ещё посылает в Москву письма с просьбами «встретиться где угодно и с кем угодно» для заключения сделки. Алексей Пажитнов тем временем работал над другим проектом, обучающей программой «Биограф», и решил посоветоваться насчёт её продажи с представителями «Элорга». В разговоре программист упомянул, с какими трудностями столкнулся при лицензировании «Тетриса». Однако представители компании заявили, что о продаже прав на головоломку слышат впервые. По их мнению, «Лицензнаука» не должна была вести переговоры и брать на себя ответственность за заключение соглашений.

Стейн угрожал советской стороне скандалом, не стесняясь говорить о продаже прав на игру зарубежным компаниям и шантажируя расположением мирового компьютерного сообщества. В «Элорге» выслушали угрозы, продолжили придираться к деталям соглашения и в конечном счёте заключили сделку. Стейн получил права на «Тетрис» для различных типов ПК.

Пока тянулись переговоры Стейна с «Элоргом», «тетрисомания» перекинулась на Японию. Там было продано 2 млн экземпляров головоломки. В Японии Mirrorsoft и Spectrum Holobyte продали версию игры для ПК, а также для приставок владельцу компании Blue Planet Software Хенку Роджерсу. В это время Nintendo готовилась представить на рынке свою последнюю разработку — Game Boy, и ей нужна была игра, которая будет продаваться.

Президент Nintendo лично попросил Роджерса получить права на переносные игровые системы, пообещав позже купить их у него. Когда Хенк Роджерс отправил факс Стейну с просьбой о продаже лицензии на переносные системы, тот всё ещё спорил с партнёрами из СССР о гонорарах. Тогда Роджерс отправился в Москву сам.

В первый же день он заключил соглашение о покупке прав на переносные системы. По словам Пажитнова, с Роджерсом легко договорились, потому что он не просил никаких гарантий и не давал пустых обещаний. Но когда предприниматель, желая похвастаться своим бизнесом, достал из портфеля картридж «Тетриса» для видеоигровой системы Nintendo Famicom, беседа изменила направление. Роджерс узнал, что все 130 тысяч картриджей, которые уже были проданы в Японии, на самом деле пиратские. Они произведены по лицензии на видеоигровые системы, которую Стейн так и не купил у «Элорга».

Роджерс сразу же выписал чек на частичную оплату всех проданных картриджей и пообещал привлечь партнёра, который не только обеспечит крупное разбирательство, но и поможет разработчикам заработать на нём. Этим партнёром была Nintendo.

Крупное разбирательство началось с компанией Atari Games, которая пыталась доказать, что Famicom — это не игровая консоль, а маленький ПК, на которые у компании есть официальная лицензия. Однако Nintendo предоставила официальный контракт русских со Стейном, в котором под «компьютером» понимали именно компьютер с клавиатурой, монитором и дисководом, работающий на обычном процессорном блоке, а не на микропроцессоре, который умещается на одном чипе.

По результатам суда Atari Games пришлось остановить производство картриджей с «Тетрисом» и отправить все имеющиеся экземпляры на склад.

В компании считали, что их версия лучше оригинала: в японском варианте головоломки можно было играть вдвоём. Сделать модификацию игры для двух пользователей хотел и Пажитнов, но он не успел развить эту идею.

Забракованные картриджи стали раритетом, позже коллекционеры покупали их по $150 за штуку. Их до сих пор можно найти на eBay примерно за ту же цену.

Череда сделок и соглашений завершилась в пользу Хенка Роджерса и «Элорга».

После долгих переговоров, судов, встреч и поправок в контрактах Стейн остался с лицензией для ПК и игровых автоматов стоимостью $150 тысяч, однако постепенно советская сторона стала лишать его всех связей с игрой, ссылаясь на неуплату компенсации за пользование правами.

В 1990 году у Стейна отозвали все права на «Тетрис». Предприниматель признался, что за всё это время заработал на игре около $200 тысяч, хотя мог бы миллионы.

Mirrorsoft и Atari Games тоже лишились лицензий по результатам судебных процессов. «Элорг» и Nintendo остались с лицензией на переносные системы и готовящимся контрактом на домашние игровые системы, а Хенк Роджерс и советские обладатели прав — с деньгами.

Большая прибыль с маленькой игры

Сумма аванса от Nintendo остаётся секретом, но, по слухам, достигала $3–5 млн. «Тетрис» выпускался в комплекте с Game Boy.

К 1992 году в мире было продано 32 млн устройств, причём 46% игроков были взрослыми.

Роджерс получал по $1 за каждый проданный «Тетрис» в комплекте с Game Boy и ещё больше с каждой отдельно проданной игры.

Nintendo головоломка Пажитнова принесла $80 млн без учёта продаж Game Boy.

Если брать в расчёт продажи устройства, сумма составит несколько миллиардов долларов, ведь уже в 1991–1992 годах они достигли $2 млрд.

Когда в «Элорге» вели переговоры с Хенком Роджерсом, Алексей Пажитнов вспомнил о плане «компьютерного луна-парка», но передумал его воплощать. Программист был увлечён успехом «Тетриса» и не хотел разрабатывать другие игры.

Японские партнёры во время переговоров пытались уточнить детали выплат автору игры, но в «Элорге» отрезали: Пажитнов создавал её в рабочее время, а значит, вся прибыль должна идти государству.

Программист передал ей права в 1985 году на десять лет, и весь этот срок не получал прибыли с продаж собственной игры, тогда как советское правительство заработало несколько миллионов долларов на сделке с Nintendo.

После распада СССР предприятие «Элорг» стало частным. Роджерс пригласил Пажитнова в Токио, они стали партнёрами и в 1995 году основали Tetris Company. Только в 1996 году, когда права на «Тетрис» перестали принадлежать «Элоргу», Пажитнов начал получать доход с продаж.

Хоть Алексей Пажитнов и не стал миллионером, но хорошо, что не повторил судьбу других участников "Тетрисовой войны": в 1991 году при невыясненных обстоятельствах погиб медиа-магнат Роберт Максвелл, воевавший с Nintendo за права на "Тетрис". Погиб и президент AnimaTek Владимир Похилко, переехавший на ПМЖ в США .

В 1998 году его вместе с женой и сыном убили неизвестные в собственном доме в Пало-Альто.

«Вообще-то игра "Тетрис" хороша уже потому, что делает людей счастливее, особенно, когда они с ее помощью заполняют свой рабочий перерыв. Кстати, «Тетрис» был предметом более 30 научных исследований, которые выявили его положительное воздействие на людей с пост-травматическим стрессовым расстройством. Он оказался полезен для страдающих от амблиопии (функционального понижения зрения) и даже помогает соблюдать режим диеты».
Алексей Пажитнов

В Голливуде решили снять киноленту про захватывающую историю легендарной игры "Тетрис".

Источники: статья Кати Грановской vc.ru/story, m.fishki.net, likeni.info, www.kp.ru

Комментарии
  1. Андрей
    3705
    Эксперт
    17 июня 2022, 19:43
    ❤️Спасибо.Читается как приключенческая повесть, и ведь так и есть.А легендарный до сих пор успех «тетриса» -это энергетика замысла -внутренняя чистота чувства творческой радости для счастья и свободы в душе как состояние в настоящем👍😊❤️
    1. Дмитрий
      2062
      Эксперт
      17 июня 2022, 21:06
      Удивительная история про в общем обычную игру из девяностых годов.На сегодняшний день у тетриса не счесть разновидностей, еще более удивительно, что у этой игры имеется положительное воздействие на людей с пост-травматическим стрессовым расстройством, и она оказалась полезна  для людей страдающих от амблиопии (функционального понижения зрения) и  помогает соблюдать режим диеты.
      1. Пролга 21
        9449
        Старейшина
        17 июня 2022, 21:08
        Благодарю за публикацию. Попробовала поиграть, не понравилось. Может, в 90-е, когда игра создавалась, это было актуальной новинкой, но сегодня мне показалась примитивной. У каждого времени свои предпочтения. Да и на вкус и цвет товарищей нет, как говорится. А история борьбы за правообладание  интересная.

        Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

        Авторизоваться
        Картина С.Н. Лазарева
        Артишок
        Последние комментарии на сайте
        Топ-3 лучших комментариев за неделю
        Запад вырождается, их замещают арабы, африканцы, люди других наций и религий.Нет людей есть идеи.Если цели ложные, то это неминуемо приведет к краху, какая бы не была красивая обертка.Самое важно что внутри вас, что вы передаете своим детям.какое ваше внутренне устремление.Что важней душа и любовь, или блеск и красота?
        От С. Н. Лазарева
        Задание от С.Н. Лазарева: «Как помочь дочери?»
        БлагоДарю!.. 🎁
        Очень глубокая мысль
        о сравнении вождения велосипеда и автомобиля!.. 👍

        🚲🚗
        От С. Н. Лазарева
        Система изменения характера
        Читайте также
        История о благотворительности китайского дворника Вдохновение История о благотворительности китайского дворника
        Чжао старается отдавать почти все свои деньги на благотворительность.
        27 июля 2023
        2
        615
        Личный враг фюрера Вдохновение Личный враг фюрера
        За голову Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.
        26 июля 2023
        2
        511
        Радость побеждает страх Вдохновение Радость побеждает страх
        Я впускаю в свое сердце радость. Радость, которая победит страх.
        25 июля 2023
        1
        508
        Поддержать автора
        Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
        Узнать больше
        Подпишитесь на новости и анонсы
        Каждую неделю отправляем интересные новости и анонсы
        0