Гений, подаривший слепым людям мир

Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать и даже играть музыку по нотам.
3
772
Гений, подаривший слепым людям мир

4 января 1809 года родился человек, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать и даже играть музыку по нотам. Ровно 208 лет назад в этот день родился автор азбуки для слепых Луи Брайль.

Проклятье судьбы, ставшее даром

4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье сапожника (по другим данным — шорника) Симона-Рене Брайля родился мальчик, которому судьба уготовила тяжкие испытания и великую славу.

Нелепая случайность раз и навсегда лишила ребенка зрения в пятилетнем возрасте. Днями напролет маленький Луи играл с обрезками кожи в мастерской отца и в возрасте трех лет случайно повредил себя глаз шилом. Распространившаяся и на второй глаз инфекция сделала его абсолютно слепым уже к пяти годам.

4 января 1809 года родился человек, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать и даже играть музыку по нотам. Ровно 208 лет назад в этот день родился автор азбуки для слепых Луи Брайль.

Смирившись с такой жестокой волей судьбы, родители Луи старались сделать все возможное, чтобы мальчик рос и развивался как нормальный человек, не чувствуя себя инвалидом. Они научили его плести бахрому, которая использовалась в создании конской упряжи и шить домашние туфли. Несколько раз в неделю к Луи приходил учитель музыки, учивший его играть на скрипке.

Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Живой ум и прекрасная память помогли маленькому Луи достигнуть больших успехов в учебе.

Видя успехи незрячего ребенка, деревенский учитель решил, что юному Брайлю необходимо получать специальное образование и в 1819 году десятилетнего Луи отправляют в Королевский институт для слепых в Париже (Парижский государственный институт для слепых детей). Но, если наш читатель думает, что институт был огромным зданием на закрытой территории с газонами, фонтанами и важно прохаживающимися туда-сюда собаками-поводырями, то будем вынуждены его огорчить.

Институт для слепых, хоть и королевский, помещался тогда в тесном и сыром помещении. Постоянно нахождение в такой обстановке было губительным для здоровья учеников, в результате чего многие из детей (в том числе и сам Брайль) в дальнейшем начали страдать от туберкулеза.

В альма-матер всех слепых учеников обучали грамоте и музыке, вязанию и ткачеству. Как видите, большой упор делался на развитие тактильного чувства, умения познавать мир через прикосновения. Для занятий воспитанникам института предоставлялись учебники, написанные рельефно-линейным шрифтом, однако таких книг было мало, а по многим предметам они и вовсе отсутствовал.

Одаренный ученик Луи Брайль сумел освоить не только грамоту, но и игру на пианино и даже сложнейшем органе.

Прикосновения гения

Завершив свое обучение в институте для слепых в 1828 году, Луи получает предложение стать младшим учителем-репетитором (тифлопедагогом). В то время слепых детей обучали знаниям с помощью «ночной азбуки» («ночного письма») Барбье. Придуманная в 1821 году отставным капитаном артиллерии Шарлем-Мари Барбье де ля Серр система «ночного» письма использовалась солдатами для того, чтобы читать донесения в темное время суток. Сведения записывались путем прокалывания отверстий в картоне, чтение — путем прикосновения к нему. Выпуклые отверстия, расположенные в две колонки по шесть штук, представляли собой различные звуки.

12-летнего Луи система Барбье не удовлетворяла своим несовершенством: слишком много точек, отсутствие знаков препинания и нот, да еще и к тому же в ней не работали правила правописания. Однако идея использования выпуклых точек ему очень даже понравилась.

Желание создать более совершенный и удобный шрифт для слепых, заставляло подростка проводить вечера напролет, без конца экспериментируя. Летом, находясь на каникулах в родном Кувре, юношу часто можно было увидеть сидящим на обочине дороги и прокалывающим иглой плотный лист бумаги.

В конце 1924 года, в неполные 16 лет, юного Брайля осенила гениальная идея создания условного алфавита из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. В его системе были возможны 63 перестановки, а расстояние между двумя точками равнялось 2-2,5 мм. Незрячий человек мог читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам. Продолжая совершенствовать свой шрифт и, добавив в него знаки препинания, цифры и нотные знаки, Брайль публикует небольшой труд-«инструкцию» к своей системе.

В 1829 году он представил начальный вариант своего шрифта на рассмотрение совета института, однако его члены сочли шрифт неудобочитаемым для зрячих преподавателей.

Глас народа

Окончательный вариант шрифта Брайля мир увидел в 1837 году. На повторном рассмотрении изобретения студента настояли слепые и слабовидящие люди. Именно тогда новый шрифт был оценен и признан более удобным, нежели классическая система рельефного воспроизведения латинских букв.

Детище слепого мастера немедленно стало эталоном. Несмотря на тот факт, что шрифт Брайля был уже окончательно принят за основу, Барбье де ля Серр, изводимый завистью к молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего «ночного письма». Но зрячие преподаватели, предпочитавшие обычные буквы в рельефе, были непреклонны и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предпринимались и другие попытки заменить шрифт Брайля и системой Муна, и нью-йоркской точечной системой, но успехом они не увенчались.

Луи Брайль, несмотря на большую нагрузку (с 1828 года он работал преподавателем алгебры, географии, музыки и, работая органистом парижской церкви Сен-Николя де Шан), продолжал добиваться все большего распространения своей системы. Будучи талантливым музыкантом, он преподавал музыку незрячим людям, опираясь на созданный им специальный шрифт для записи нот (нотопись).

6 января 1852 года в возрасте 43 лет Луи Брайль умер в Париже и был похоронен в любимом Кувре. Его прах был перезахоронен в Пантеоне в Париже в 1952 году. К сожалению, автор одного из величайший изобретений человечества, свой триумф так и не увидел. Лишь спустя два года после кончины Брайля алфавит для слепых стал активно распространяться по всей Европе. Первой книгой, напечатанной шрифтом Брайля, стала «История Франции» 1837 года.

Шрифт Брайля в России

В России шрифт Брайля пришел во второй половине XIX века.
Первым русским незрячим, освоившим эту систему, стал Денис Оболенский, представитель старинного княжеского рода.
Разорившись, его отец стал служащим одного из московских ведомств. На своего сына, потерявшего зрение в семилетнем возрасте, он не обращал никакого внимания. Постоянно слыша от матери слова о том, что, как только тот подрастет, то отправится жить в монастырь, к 10 годам Денис понял, что в родительском доме он лишний.

От монашеской рясы его спас молодой студент-немец Руп, оказавшийся настоящим кладезем сведений о европейских слепых. Он рассказывал Денису и его семье об известном педагоге-слепце Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и о слепом короле Георге V, правителе Ганновера, оказавшемся прекрасным конституционным правителем, чем произвел на них большое впечатление. Несмотря на демагогии, разводимые матерью Дениса, отец его, Михаил Оболенский, попросил Рупа дать сыну несколько уроков.

Когда же немцу пришло время возвращаться на родину, Денис не знал, куда деться от горя. Желая утешить мальчика, его состоятельный дядя выделил средства на поездку в Германию с родителями. В1857 году семья Оболенских покинула страну. Они остановились в пенсионе в Гейдельберге, где юный Оболенский познакомился с пожилой англичанкой Сперлинг и двумя ее дочерьми. Покойный сын женщины, как и Денис, был слепым. Специально для мальчика англичанка выписала из Парижа «доску Брайля» и французский букварь, а ее дочери начали обучать подростка письму и чтению на французском, английском и немецком языках.

По прошествии лет, в 1861 году Оболенский адаптировал алфавит Брайля к родному языку, а в 70-х годах предпринял и вторую попытку.

Создание второго алфавита принадлежало члену Совета «Человеколюбивого общества» А. Полежаеву. В 1881 году Мариинское попечительство вводит в практику окончательный вариант «русифицированного» алфавита Брайля, разработанного тифлопедагогом (преподавателем для слепых и слабовидящих людей) Е.Р.Трумбергом и директором Дрезденского института слепых Г. Бютнером.

 

Комментарии
  1. Элла
    4724
    Эксперт
    24 мая 2022, 15:28
    Благодарю за публикацию!???Вдохновляюще!?
    1. Андрей
      3705
      Эксперт
      24 мая 2022, 16:44
      Спасибо за прекрасный рассказ -историю о том, что миром правит любовь и внутреннее сострадание как высшая энергия развития вселенской души, в которой всё взаимосвязано во времени и пространстве -взаимосвязано, и постоянно общается друг с другом за пределами сознания с помощью Любви.В которой счастье и свобода -это коллективное внутреннее состояние жизни как внутри одного существа.Ведь движение навстречу исполнению своей личной мечты в лице Брайля -это было на самом деле коллективное исполнение мечты.Ещё одно доказательство, что никто не одинок и не может быть одиноким по умолчанию.Ведь душа питается энергией Единого творца всё время, и получает всё время информацию от Единого творца.И реализует всё с помощью Единого творца -Творца души -Творца во всём.Поэтому ничего, кроме душевной благодарности Единому нашему творцу сердечному -ничего, кроме Любви❤️Спасибо
      1. Пролга 21
        Пролга 21
        9467
        Старейшина
        25 мая 2022, 08:01
        Спасибо Луи Брайлю за его гениальное изобретение. Никто не знает, что может ему завтра понадобиться. Благодарю за публикацию!

        Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

        Авторизоваться
        Картина С.Н. Лазарева
        Сахара
        Последние комментарии на сайте
        Топ-3 лучших комментариев за неделю
        Здравствуйте! Меня мама в детстве лечила гомеопатией. В то время подбор лекарства в основном осуществлялся путём наблюдения за уникальными симптомами и чертами характера человека, т.е. сочетание медицины и психологии. Удивительно, но подходящее лекарство сначала вызывает обострение и не все готовы к этому. Сейчас я воспринимаю это обострение как информационный резонанс внутреннего состояния и принимаемого лекарства. Обострение даёт возможность перенести на поверхность скрытую проблему и от цели ...
        От С. Н. Лазарева
        Задание от С.Н.Лазарева: «Как работает гомеопатия?»
        Мои чувства не выразить ни словом ни фразой, у меня слезы текут и я улыбаюсь во весь рот! Я так благодарна вам, ребята, что вы оба написали сюда!!! Это как старинный медальон с секретом, который содер...
        Письма читателей
        Та самая – моя единственная
        Здравствуйте. Где найти ссылку для входа на он-лайн встречу с Сергеем Николаевичем
        От С. Н. Лазарева
        Приглашаем на онлайн-встречу с Сергеем Николаевичем!
        Читайте также
        История о благотворительности китайского дворника Вдохновение История о благотворительности китайского дворника
        Чжао старается отдавать почти все свои деньги на благотворительность.
        27 июля 2023
        2
        862
        Личный враг фюрера Вдохновение Личный враг фюрера
        За голову Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.
        26 июля 2023
        2
        716
        Радость побеждает страх Вдохновение Радость побеждает страх
        Я впускаю в свое сердце радость. Радость, которая победит страх.
        25 июля 2023
        1
        665
        Поддержать автора
        Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
        0