В 1935 году Хиршфилд вышел на пенсию. Но сидеть без дела он не привык, зато творчество привлекало его всегда: ещё в детстве он раскрашивал декор для синагоги.
Прямо в своей спальне Моррис Хиршфилд устроил мастерскую - и принялся писать картины.
Нельзя сказать, что он писал их для себя и не собирался становиться известным: иногда он наведывался в Бруклинский музей и показывал сотрудникам свои работы.
Он как раз делал для Музея современного искусства (МоМА) выставку с работами неизвестных американских художников - и взял в экспозицию две работы Хиршнера.
В 1941-м году МоМА купит две картины Хиршнера для своей коллекции, а в 1943-м устроит персональную выставку художника.
Это будет первая выставка художника-самоучки в истории музея.
Выставка наделала шуму. Тогдашний директор МоМА легендарный Альфред Барр в результате потока негативных рецензий был уволен!
Сейчас в это трудно поверить: критики признали Хиршнера классиком американского наивного искусства, его работы - желанные гости на аукционах и в музейных коллекциях.
Хиршфилд, как и уже упоминавшийся Анри Руссо, - настоящий художник-примитивист. Некоторые профессиональные художники (как, например, Матисс или Пикассо) нарочно имитировали стилистику примитивного искусства.
А у Хиршфилда упрощение - непреднамеренное: художник не интересовался авангардными изысками и не углублялся в историю искусств, он хотел быть максимально реалистичным и старался изо всех сил.
Отсутствие специального обучения, неспособность освоить рисунок, объемы и тени привели к созданию оригинального стиля, когда объекты парят где-то между мифом и реальностью в окружении тщательно выписанных деталей фона.
Он писал женщин, похожих на великолепных идолов для поклонения.
Создавал зверей и домашних животных с вполне человеческими «лицами», которые статично «парят» на непропорционально маленьких лапах над кустиками и травой.
При этом чаще это не одинокий зверь, а целое «счастливое семейство», всегда игриво-веселое, наслаждающееся обществом друг друга.
Доминирующим в технике Хиршфилда было использование криволинейных форм для самих объектов изображения, которые (скорее всего подсознательно) отражены в волнообразном ландшафте.
Яркие краски в самом неожиданном сочетании, необычная техника, истоки которой лежали в опыте работе с тканями и в почти болезненной дотошности Морриса-художника, а также отсутствие интереса к обычным темам составили всю прелесть наивного творчества Хиршфилда.
Положение ступней у женщин с картины "Неразлучные подруги" напомнит нам искусство Древнего Египта. Но важно понимать, что автор ничего такого не имел в виду, никаких аллюзий и сознательного нарушения пропорций и правил перспективы: он просто рисует как умеет.
Настоящее примитивное искусство - это искренняя простота, а не стилизация.
Забавная деталь: среди упрёков, которые звучали в адрес Хиршфилда после скандальной выставки 1943 года, был такой: у его женщин обе ноги - левые! Художник оправдывался: это потому, что на фабрике образцы новых моделей тапочек шьются всегда на левую ногу.
Теперь эта тотальная "левоногость" героинь Хиршфилда воспринимается как очаровательная примета его стиля.
Долгие годы работы портным сказались на творческой манере Хиршфилда: его картины часто хочется потрогать - потому что они похожи на ткани, а иногда кажутся связанными, хотя на самом деле написаны маслом.
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться