1 июня 2021

Гений по наитию: как портной стал художником в 65 лет

Настоящее примитивное искусство - это искренняя простота, а не стилизация.
1
847
Гений по наитию: как портной стал художником в 65 лет
 
 Моррис Хиршфилд (Morris Hirshfield, 1872-1946) родился в семье польских евреев, в 18 лет эмигрировал в США.
 
В Америке он поначалу работал на фабрике по пошиву верхней одежды, а потом вместе с братом они создали собственное производство. Нет-нет, речь не идёт ни о какой высокой моде: на фабрике Хиршфилдов шили простые пальто, костюмы и домашние тапочки (последние были особенно успешным бизнес-проектом).

В 1935 году Хиршфилд вышел на пенсию. Но сидеть без дела он не привык, зато творчество привлекало его всегда: ещё в детстве он раскрашивал декор для синагоги.

Прямо в своей спальне Моррис Хиршфилд устроил мастерскую - и принялся писать картины.

Нельзя сказать, что он писал их для себя и не собирался становиться известным: иногда он наведывался в Бруклинский музей и показывал сотрудникам свои работы.

 В 1939 году работы Хиршфилда попались на глаза арт-дилеру Сидни Янису (который, кстати, и сам начинал как производитель рубашек).

Он как раз делал для Музея современного искусства (МоМА) выставку с работами неизвестных американских художников - и взял в экспозицию две работы Хиршнера.

В 1941-м году МоМА купит две картины Хиршнера для своей коллекции, а в 1943-м устроит персональную выставку художника.

Это будет первая выставка художника-самоучки в истории музея.

Выставка наделала шуму. Тогдашний директор МоМА легендарный Альфред Барр в результате потока негативных рецензий был уволен!

Сейчас в это трудно поверить: критики признали Хиршнера классиком американского наивного искусства, его работы - желанные гости на аукционах и в музейных коллекциях.

Хиршфилд, как и уже упоминавшийся Анри Руссо, - настоящий художник-примитивист. Некоторые профессиональные художники (как, например, Матисс или Пикассо) нарочно имитировали стилистику примитивного искусства.

А у Хиршфилда упрощение - непреднамеренное: художник не интересовался авангардными изысками и не углублялся в историю искусств, он хотел быть максимально реалистичным и старался изо всех сил.

Отсутствие специального обучения, неспособность освоить рисунок, объемы и тени привели к созданию оригинального стиля, когда объекты парят где-то между мифом и реальностью в окружении тщательно выписанных деталей фона.

Он писал женщин, похожих на великолепных идолов для поклонения. 

При этом избегал использования натуры, а работал по фотографиям и по памяти.

Создавал зверей и домашних животных с вполне человеческими «лицами», которые статично «парят» на непропорционально маленьких лапах над кустиками и травой.

При этом чаще это не одинокий зверь, а целое «счастливое семейство», всегда игриво-веселое, наслаждающееся обществом друг друга. 
 
Рисунок на туловищах зебр и леопардов, напоминающих плотно набитую колбасу, неправдоподобно декоративен, как и орнаментальная природа, обрамляющая их. К примеру, схематический рисунок «ёлочка» для кустов и деревьев применяемый чаще всего, очень похож на трафаретный.

Доминирующим в технике Хиршфилда было использование криволинейных форм для самих объектов изображения, которые (скорее всего подсознательно) отражены в волнообразном ландшафте.

Яркие краски в самом неожиданном сочетании, необычная техника, истоки которой лежали в опыте работе с тканями и в почти болезненной дотошности Морриса-художника, а также отсутствие интереса к обычным темам составили всю прелесть наивного творчества Хиршфилда.

Положение ступней у женщин с картины "Неразлучные подруги" напомнит нам искусство Древнего Египта. Но важно понимать, что автор ничего такого не имел в виду, никаких аллюзий и сознательного нарушения пропорций и правил перспективы: он просто рисует как умеет.

Настоящее примитивное искусство - это искренняя простота, а не стилизация.

Забавная деталь: среди упрёков, которые звучали в адрес Хиршфилда после скандальной выставки 1943 года, был такой: у его женщин обе ноги - левые! Художник оправдывался: это потому, что на фабрике образцы новых моделей тапочек шьются всегда на левую ногу.

Теперь эта тотальная "левоногость" героинь Хиршфилда воспринимается как очаровательная примета его стиля.

Долгие годы работы портным сказались на творческой манере Хиршфилда: его картины часто хочется потрогать - потому что они похожи на ткани, а иногда кажутся связанными, хотя на самом деле написаны маслом.

Комментарии
  1. Владимир
    Владимир
    355
    Познающий
    06 июня 2021, 22:50
    Класс, класс. Спасибо команда. Полажу по инету — погляжу картины. Получил кучу эмоций от прочтения. От блаженства до ржачьки. Вот, что понял: настоящее искусство — это искренность. Будешь думать про бабло — ничего не создашь. 

    Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Авторизоваться
    Картина С.Н. Лазарева
    Преодоление греха

    Последние комментарии на сайте
    Топ-3 лучших комментариев за неделю
    Людям нравятся письма, которые им близки… Хорошо, что поняла, в чем промах. И безотносительно к автору письма. Я непонимаю автор пишет о свободе, о понимании ошибки, о ее преодолении, о техниках. А любовь? Про жизнь пишет, про любовь как -то нет. И вот, у меня вопрос к автору, ответьте, если сможете и посчитаете уместным -Любовь Вами не двигала, тогда, сейчас? Про поступки -понятно. Про последствия -тоже. Про чувства души -непонятно совсем. 
    Письма читателей
    Я начала этот путь, он был не быстрый
    Благодарю за Клуб! Результаты просто окрыляют. 😘🙏🏼💥✨
    Сообщество
    Итоги Клуба в ноябре!
    Виктория, поздравляю! 💖👍🏻🌸
    Письма читателей
    Каждая фраза – волна вселенской информации о Боге и Люб...
    Читайте также
    История о благотворительности китайского дворника Вдохновение История о благотворительности китайского дворника
    Чжао старается отдавать почти все свои деньги на благотворительность.
    27 июля 2023
    2
    916
    Личный враг фюрера Вдохновение Личный враг фюрера
    За голову Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.
    26 июля 2023
    2
    775
    Радость побеждает страх Вдохновение Радость побеждает страх
    Я впускаю в свое сердце радость. Радость, которая победит страх.
    25 июля 2023
    1
    733
    Поддержать автора
    Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
    0