Дениэл Киш – человек без глаз. Умеет чинить двигатели, кататься на горном велосипеде, играть на пианино, разбивать палаточный лагерь, ориентироваться в лесу, готовить, танцевать, читать дорожные знаки и много чего еще. Технологии освоения «многого» он придумал сам и предлагает всем, кто заинтересуется.Всё это - будучи слепым.Сам Киш от подобного перечисления своих «талантов» пришел бы в ярость. «Слепота – это просто неудобство», — не устает повторять он.
У него есть мечта. Чтобы каждый незрячий на планете научился тому, что умеет он, обрел ту же свободу и радость жизни. Эта затея большинству людей кажется пустой и вздорной, а сам Дэниэл Киш – никчемным фантазером.
49-летний Дэниэл не просто слепой. У него нет глаз. Их удалили, потому что родился мальчик с раком сетчатки – ретинобластомой.
То, что вы видите на фото — протезы, которые Киш за разговором иногда вынимает и спокойно протирает тряпочкой, как другие – очки. «Они становятся липкими», — объясняет он свои действия собеседникам.
Свое умение ориентироваться в мире с помощью эхолокации Киш также вполне обычным. Он издает языком звучные щелчки и прислушивается к эху.
Звук, как ему и положено, несется со скоростью 311 метров в секунду, отражается от всех встреченных поверхностей и возвращается в уши своего источника – по пути, правда, подрастеряв громкость. Но он есть.
Это нам, получающим информацию другим путем, неслышны бесчисленные эхо вокруг. Но Киш натренировал себя распознавать их и интерпретировать их значения. Он слышит их в тиши леса, в сутолоке Лос-Анжелеса. Они — везде. Ведь на земле нигде нет полной пустоты, а значит, и полной тишины.
Нет, конечно, Дэниэл Киш не ходит повсюду, цокая языком, как заведенный. Он делает это по мере надобности. Где-то – громче, где-то тише. Когда он заходит, к примеру, в ресторан (а Дэниэл с удовольствием посещает такие места, важно лишь, чтобы они были вегетарианскими), то «цоки» становятся совсем неслышными – для зрячих.
«Большинство слепых слышит меня всегда», — говорит Киш. Немного постояв, он «увидит» лестницу, барную стойку, столик у камина, который заказал… Поскольку звуки он издавал тихие, то «видит» все словно в полумраке, но этого достаточно, чтобы беспрепятственно пройти, куда надо.
При хороших условиях он может «увидеть» здание на расстоянии 300 метров. И не просто увидеть, но и опознать: «У каждого дома свой голос». Дерево Киш различит – с 10 метров, человека – с двух. Он сразу определит, что проехало мимо — легковушка, внедорожник или небольшой грузовичок – и слышит, насколько близко к бордюру припарковался посетитель. Он не перепутает каменного или деревянного забора с живой или сетчатой изгородью. Объяснят: «Это просто. Бросьте теннисный мячик в стену, а потом в куст – и вы тоже сразу уловите разницу». Кстати, и сам мячик он может отыскать – на близком расстоянии и если у него есть время.
Есть свои плюсы в том, что ты растешь в неблагополучной семье. Родители Киша развелись, когда ему было шесть – по причине безудержного пьянства папы-автомеханика. Ретинобластома у них в роду. С ней появился на свет и его старший брат, но врачам удалось спасти мальчику и жизнь, и зрение, сейчас он школьный учитель. Между тем, родители не делали никакого различия между ним и Дэниэлем, которому повезло значительно меньше. Его воспитывали безо всякого снисхождения к его слепоте.
Проявили родители педагогическую мудрость или им просто было не до того? Не так уж и важно, учитывая результат.
Самое главное, что когда двухлетний Дэниэль интуитивно начал прищелкивать языком, чтобы услышать окружающий мир, никто ему мешать не стал. Цокает – и пусть. Кстати, очень многие слепые дети делают попытки эхолокации: хлопают в ладоши, топают ногами, цокают языками, но взрослые чаще всего пресекают это странное и, по мнению многих, неприличное поведение.
А Киш щелкал в свое удовольствие – и мир отвечал ему. Где-то в два с половиной года он вылез из окна спальни (хорошо, что та была на первом этаже) и отправился в экспедицию.
«Увидел» изгородь, перелез через нее в соседский двор, а потом в следующий. И в следующий… В самом конце квартала кто-то различил в кромешной темноте малыша, вызвал полицию, и малыша доставили к ничего не понимающим родителям. Трагедии из этого никто делать не стал, сдувать с Киша пылинки тоже.
Он мечтал быть полицейским, врачом, летчиком и пожарным. А почему нет? В детстве Кишу казалось, что в мире нет ничего невозможного, ведь ему на каждом шагу говорили, какой он особенный.
В перерывах между драками, «экспедициями» и шалостями мальчик читал – глотал без разбора все, напечатанное шрифтом Брайля, что можно было достать в городке Монтебелло, штат Калифорния. Он прекрасно пел, играл на пианино, мог разобрать и собрать практически любой прибор.
Был круглым отличником, поступил в университет, получил сразу две ученые степени – в области психологии развития и образования людей с особыми нуждами. Тренер для слепых по эхолокации.
Ухо может «больше», чем глаз
Очень долго Киш даже не задумывался о том, как называется его способ ориентироваться в мире. Впервые он обобщил свой опыт, углубился в историю и даже составил некоторые упражнения в своей студенческой работе о человеческой эхолокации. (В быту свое умение он предпочитает именовать — флэш-сонар). Он первый, кто скрупулезно задокументировал это явление, разложил на составные части, а главное — составил методику, которой можно обучать.
Способность некоторых слепых людей ориентироваться в мире, издавая особые звуки, была обнаружена еще Дидро в 1749 года.Философ предположил тогда, что они как-то чувствуют звуковые вибрации кожей лица. В начала ХIХ слепой англичанин Джеймс Холман объездил весь мир, руководствуясь щелчками языка и эхом от них. Но только в 1940-е годы явлением заинтересовались ученые, и в лаборатории Карла Далленбаха в Корнеллском университете было, наконец, было доказано, что люди имеют способности к эхолокации.
Мы, конечно, не дельфины, не киты-белухи и не летучие мыши, но тоже кое-что тоже можем. Хомо сапиенс как биологический вид обладает великолепным слухом. Мы слышим намного лучше, чем видим. Человеческое ухо различает 10 октав, а глаз – меньше одной «октавы» светового спектра. Мы слышим звуки, раздающиеся позади, за углом, за стеной.
Уши у человека расположены очень удобно для эхолокации – по разным сторонам головы. Источник звука всегда находится чуть ближе к одному из них и достигает его быстрее – пусть на тысячную долю секунды – чем другого. Этого достаточно для того, чтобы мозг смог принять и проанализировать эту информацию. Не верите? Но когда кто-то в толпе окликает вас по имени, вы ведь практически всегда поворачиваетесь в нужную сторону?
Наличие двух ушей (как и двух глаз) дает нам возможность слышать мир в стереоформате, звук имеет для нас объем. И это дает нам возможность выстроить в мозгу детальную трехмерную карту своего окружения.
Тренер по эхолокации становится благотворителем
«Меня недооценивают, умаляют, мною помыкают, нарушают мои личные границы, со мною не считаются, меня не уважают, — пишет он в своем дневнике. – Я заведомо слаб, хрупок, уязвим, или, другими словами, неполноценный. Слепой в глазах общества неполноценен не только физически, но и интеллектуально, и эмоционально».
Особенно ему жалко детей, которые растут в атмосфере постоянных запретов, постоянных «нет».
Ради этой свободы он с горсткой единомышленников создал в 2001 году организацию World Access for the Blind – «Доступ к миру для слепых». И является автором двух книг, рассказывающих о принципах человеческой эхолокации. Они обучают незрячих ориентироваться в окружающим пространстве. Штаб-квартира расположена у него дома. Существуют на пожертвования, которых наскребается меньше, чем 200 тысяч долларов в год. Киш называет это «прожиточным минимумом». Ведь он и несколько других тренеров по эхолокации никому не отказывают. Поступает заявка – едут к ученику, неважно живет он в соседнем квартале Лос-Анжелеса или на другом конце света. Они были в 16 странах, включая Армению, Украину, ЮАР, Афганистан, Швейцарию.
Тех, кто живет близко, учителя навещают несколько раз в месяц, далеким клиентам предлагают недельный интенсив – вот вся разница. Главное, чему обучают – конечно, эхолокация. Плюс – тренинги общения, уверенности в себе, обучение маленьким хитростям ведения диалога. Как можно услышать по звуку развевающихся волос, что собеседник повернул голову, как уловить его жесты по шуршанию кожи, ерзанье на стуле – по скрипу мебели и т.п.
Окружающий мир превращается в музыку
Дэниэла Киша изучают ученые. Самое известное исследование было проведено в 2009 году в мадридском университете Алкала. В результате выяснилось, что именно «цок», который издает языком Киш, как звук идеален для того, чтобы получить эхо. «Машина не сделает лучше, – так и записали испанцы в своем заключении».
Зачем это нужно? На самом деле, и в ученом мире есть те, кто разделяет идеи Мальчика-Щелкунчика. Новозеландец Лесли Кей работал над таким устройством уже более 50 лет. Киш — великий путешественник — провел с ним изрядное количество времени и после этих консультаций ученый создал так называемый K-Sonar. Этот прибор размером с фонарик присоединяется к трости слепого и подает сигналы в наушники. «Цветы звучат мягко, — отзываетсяоб изобретении Киш, — камни — жесткие и хрустящие. С этим прибором окружающий мир превращается в музыку».
Несмотря на то, что официальные сообщества незрячих людей не принимают его методику, ссылаясь на ее сложность, многие научные компании очень заинтересованы ей. Сам Дэниэл Киш уверен: "человеческий мозг способен и готов обрабатывать информацию, которую воспринимает слух, в звуковую, нужно лишь научиться активировать эту функцию мозга. Никакого чуда здесь нет - человеческая эхолокация абсолютно сходна с эхолокацией животных, которые уже давно в совершенстве освоили ее"
на новости и анонсы
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться