Читатель
114

Проблема? Нет, простая задача! Или урок диалектики

Я работала педагогом в дополнительном образовании много лет. За это время для многих своих воспитанников я стала другом и наставником. В настоящее время работаю в другом месте. Но речь не столько обо мне, как о моей дочери. 
Ответить Дети
Проблема? Нет, простая задача! Или урок диалектики

 

В 2022 году у одной девочки (Лена, 17 лет) умерла мама, которая была лишена родительских прав. Девочку воспитывала бабушка (бывшая свекровь), так как отец умер еще раньше, когда ей было 5 лет… Буквально через месяц умер дедушка, а потом еще и дядя. Потрясение для Лены было сильное, да и для бабушки тоже. Я тогда для себя решила, что если что-то случится с бабушкой, я её удочерю. Хоть один год остался до 18-летия, но будет жить со мной. 

Слава Богу, с бабушкой всё хорошо. После окончания 11-го класса Лена уехала из родного города в город, где я живу, поступила в институт, и мы стали жить вместе. 

У меня есть сын, он уже взрослый, живет в другом городе. Муж умер рано, замуж я больше не выходила. И надо сказать, что я всегда мечтала о дочке. Что и говорить, я просто была счастлива! Лена практически всю свою жизнь прожила с бабушкой и не знала, каково жить с мамой. А тут… она стала меня называть мамой. Сын тоже обрадовался названной сестре. 

Почти 30 лет я знакома с исследованиями С.Н. Лазарева. И всегда своим воспитанникам говорила, что нельзя обижаться, надо любить жизнь, всё принимать с радостью, ни в чем себя не обвинять и многое другое. В своё время мне поставили диагноз рак, и я за 2 месяца до операции пересмотрела всю свою жизнь, радовалась каждому дню, а потом рака не оказалось. Но это другая история. 

Моя Леночка 3 года встречалась с парнем. Юноша (Сергей) хороший, положительный, он тоже мой воспитанник. Закончив 1 курс, Лена решила переехать к нему в Москву. С учебой всё хорошо: оформили перевод из нашего института в московский. И всё бы хорошо, но дочка моя стала себе придумывать разные “проблемы” и впадать в истерики: «не сдам экзамен”, “кожа на лице стала покрываться прыщами”, “я просто устала” и т.д. 

А тут еще пришло постановление об аресте денежных средств. Оказывается, мама после смерти оставила всех детей с большими долгами. Лена – самая старшая. Истерика длилась 3 дня. Еще и Сергей уехал в командировку. Я же на третий день об этом узнала. 

Конечно, первое желание было всё бросить и приехать к ней. Но девочка сама выбрала взрослую жизнь и должна сама учиться решать вопросы. Я ей позвонила и стала спрашивать причину её слёз. “Хочу просто плакать” – был мне ответ. 

“Я понимаю, что всё навалилось, но давай относится к этому не как к проблеме, а как к интересной задачке! Давай будем искать положительные моменты. Вспомни, как я учила. Просто скажи себе: „Ух ты, как интересно, а как быстро я с этим справлюсь?” 

Истерика стала затихать и Леночка стала искать положительное в этой ситуации. Под конец разговора она уже смеялась.   

Я после разговора задумалась: в школе так много предметов, но нет самого главного урока – урока диалектики, где детям рассказывали о жизни, об отношениях, конфликтологии, воспитании будущих детей. Я не сожалею об этом, я размышляю, как сделать так, чтобы такой урок появился в наших школах, ведь когда-то в советское время был такой предмет  — “Этика семейной жизни”. 

Приглашаю всех к размышлению, нужен ли такой урок диалектики?

Heart 1
2176
Комментариев
  1. Юсупов Ильдар
    Читатель
    12 марта 2025, 22:58
    Здравствуйте, Юлия. Хороший вопрос. Да, нужен. На мой взгляд, здесь нужен не просто урок, на котором дети сидели бы за партами, а преподаватель, стоя у доски, объяснял бы им смысл и суть диалектики.

    На мой взгляд, здесь нужен театральный урок. То есть, детям нужно в начале урока раздать сценарий, роли, и пусть дети выступают у доски, как на сцене. Например, на одном уроке одна пара учеников выступит, на другом уроке другая пара учеников, или даже трио учеников. Пусть учатся отыгрывать любовные треугольники. Написать несколько разных сценариев, и необязательно они должны быть с положительной развязкой. Нужно, чтобы дети, ребёнок, на своей коже почувствовал исход любого сценария, как бывает в жизни. Таким образом, у детей будет эмоциональный опыт, опыт жизненных сценариев, которые могут произойти в жизни. И имея такой опыт, ребёнок, дети, уже будучи повзрослевшими, смогут оперативнее находить решения жизненных взрослых задач.

    Сценарий, сюжет необязательно может происходить в квартире. Можно, например, написать и создать сценку служебного романа, сценку совместного похода в магазин за покупкой/покупками. Выбор сцен и сюжетов неограничен, ограничен только фантазией.

    Объяснить детям в начале, что это только игра, чтобы они не вживались в роль до мозга костей. Но играть нужно естественно, как в жизни, чтобы сформировался чувственный, эмоциональный опыт.

    Например, сюжеты могут быть следующими:
    Семья на грани развода;
    Молодожёны;
    Муж алкоголик, жена святая;
    Семья и трое маленьких детей;
    Муж безработный, жена в декрете;
    Муж и жена — высокопоставленные чиновники, сын — наркоман, хулиган;
    Муж принц, жена принцесса;
    Муж король, жена королева;
    Обязательно нужны сюжеты с детьми, с маленьким ребёнком, о котором нужно заботиться, чтобы их внимание не фокусировалось только на личных потребностях и интересах, и на интересах друг друга.
    1. Юлия
      Читатель
      14 марта 2025, 13:25
      Юсупов Ильдар, благодарю за  ответ. Мне кажется, что теория тоже нужна. Плюс рассматривать отношения не только в семье, но и между друзьями. А сколько в школе случается конфликтных ситуаций: учитель и ученик, ученик и ученик, ученик и родитель. 

      В школьной жизни много и конкурсных событий. Опять же не все дети умеют спокойно воспринимать поражение.

      Главное, детей нужно учить воспринимать все ситуации с благодарностью.
      1. Юсупов Ильдар
        Читатель
        14 марта 2025, 14:03
        Юлия, вам не кажется. Если/когда кажется — креститесь, используйте крест животворящий, крестное знамение.

        Да, не все дети умеют спокойно воспринимать поражения, слава Богу.

        Да, учить. Учить постепенно внешнюю благодарность переводить во внутреннюю, во внутреннее состояние. Внутри всегда «Да!», а снаружи иногда может звучать и «Нет».
    Посты автора, которые стоит прочитать
    0
    Heart Like Dislike Lol Love Love 2 Wow Amazed Brain Confused Fire Hands Happy Ok Pain Sadness Scared Surprise Watching Zzz