3 сентября 2021

 Ян Амос Коменский и его школа

Великий человек, посадивший дерево, плодами которого мир до сих пор пользуется.
4
1753
 Ян Амос Коменский и его школа
Ян Амос Коменский. Он не водил армии в походы, не устраивал кровавых баталий, не был королем. Он был учителем. Но великим учителем, создавшим систему современного образования.
 
Именно Коменский придумал 45-минутные уроки, перемены, упражнения, классы, летние каникулы и много еще чего другого, что так любят и не любят сегодняшние школьники.
 
По большому счету он придумал современную школу. Вообще-то слово «каникулы» в переводе с латыни переводится как «маленькая собачка». Так в Древнем Риме называли самые жаркие летние деньки, когда нормальный римский гражданин не работал, а наслаждался с кувшином фалернского или цекубского вина где-нибудь в тенёчке.
 
Сенаторы и патриции уезжали из Вечного города в загородные имения, римляне победнее тоже отправлялись к реке или на море. Хороший хозяин в такую жару даже рабов на солнцепек не выгонял.
 
А первые школы появились в Древней Греции. Некоторые ученые всерьез полагают, что первоначально их создали для того, чтобы занять хоть чем-нибудь стариков и детишек.
 
Чтобы те не путались под ногами активных граждан и не мешали заниматься войнами, политическими интригами, торговлей и прочими «важными» взрослыми делами.
 
Вслед за Грецией подобные заведения появились и в других странах. Но в течение многих веков во всех школах учили по-разному, единой системы обучения детей не было. Пока в XVII веке не появился великий чешский учитель и просветитель, а по совместительству епископ Чешскобратской церкви, Ян Амос Коменский (1592-1670).
 
Человек нелегкой судьбы – в детстве от чумы у него умерли отец, мать и две сестры. Его и оставшуюся в живых сестру взяла к себе тетка. Из-за религиозных войн Коменский был вынужден покинуть родной город.
 
Во время скитаний, от чумы погибли  его первая жена и двое детей. Через два года он снова женился, но через двадцать лет умерла и вторая жена. Испытания не сломили Яна Коменского. Великий гуманист, он по-прежнему любил детей и всю жизнь посвятил тому, чтобы учить их.
 
Он мотался по всей Европе, писал книги по педагогике и учебники по школьным дисциплинам, основывал школы. Именно Коменский доказал, что детей учить надо с 6-летнего возраста, что утренние часы наиболее плодотворны для обучения, что учить надо на примерах, а примеры предпосылать правилами.
 
Обучающий материал распределялся по возрастам, то есть, по восприятию в соответствующем возрасте. Нужно было организовать учебный материал так, чтобы последующие занятия не вносили ничего кардинально нового, а лишь являлись развитием уже полученных знаний.
 
Все науки и языки должны были преподаваться в простейших элементах. Коменский рассортировал учеников по возрастам и классам, разделил учёбу на несколько дисциплин, ввел понятия «урок» и «оценка».
 
Девочки и мальчики должны были обучаться вместе. Преподаватели не должны были оказывать эмоционального давления на учеников, а, тем более, подвергать их физическому наказанию. Процесс обучения должен был проходить в игровой манере. Если ребенок не может овладеть той или иной наукой, то это ни в коем случае не является его виной.
 
С легкой руки педагога детей в школу стали принимать один раз в год – осенью 1-го сентября. Коменский придумал и летние каникулы для отдыха детей от учебного процесса. Через некоторое время по примеру школ летние каникулы ввели и в университетах.
 
Правда, там были и другие причины, гораздо более суровые. Тогда по миру гуляла страшная чума, особенно свирепствовавшая летом. Ежегодно каждое лето чума выкашивала значительную часть населения Европы.
 
За четыре века школьная система претерпела множество преобразований. Менялись возраст учеников, количество предметов и классов, сокращались или увеличивались каникулы. Но общие основы, заложенные великим гуманистом Яном Амосом Коменским, остались неизменными.
 
По его твердому убеждению, вся жизнь является для человека школой для подготовки к вечной жизни. А путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу.
 
Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания – научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание.
 
Великий был человек, посадивший дерево, плодами которого мир до сих пользуется.
mel.fm/zhizn/istorii/5329687
  1. Элла
    4507
    Эксперт
    03 сентября 2021, 18:16
    Благодарю за интересную информацию!💥
    1. Наталья
      491
      Познающий
      04 сентября 2021, 07:29
      Спасибо!
      1. Гармаева Жаргала
        602
        Исследователь
        04 сентября 2021, 17:07
        Большое спасибо!
        1. Антонина Шахтаренко
          567
          Исследователь
          05 октября 2021, 14:13
          Здравствуйте! А ведь наверно Ян Амос Коменский даже порекомендовал конкретные часы, когда дети наилучшим образом воспринимают информацию. Помню, мы в школе (в Подмосковье) начинали учиться в 8:30. У меня подруга жила в Ленинграде, северном городе, так там начало занятий в школах было в 9:00, видимо, там позже светало зимой и было слишком холодно по утрам. Но вот когда я начала учиться в институте в Москве, то кто-то «умный» решил, что студентам лучше заниматься вообще с 8:00. В другом вузе занятия начинались вообще в 7:30. Где-то «грешили» нулевыми парами. Цели сего эксперимента, конечно, были благородными: разгрузить общественный транспорт, чтобы какие-то там студенты не путались под ногами у трудового населения. Но… Я помню, что вообще не воспринимала предметы, которые у нас шли первой парой. Особенно, если это были лекции. Приходилось всё восполнять либо по книжкам, либо неоднократно перечитывая надиктованный материал. И вроде бы за час дороги до института можно было успеть хорошенько проснуться, однако не я одна была такая. Подобный эффект проявился ещё у нескольких студентов, ездивших из Подмосковья. Видимо, это имело место, потому что старшие курсы (по какому-то «странному капризу» учебно-методического отдела) у нас занимались большей частью во вторую смену. К восьми утра не ездили, начинали с третьей пары, и почему-то к пятой паре не уставали воспринимать материал. Видимо, жить и учиться нужно по солнцу, а не по указке Минтранса 😊

          Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

          Последние комментарии на сайте
          Топ-3 лучших комментариев за неделю
          Классное письмо, и подписываюсь под многим! Очень узнаваемо, например про «холодность» в отношениях, это когда сам сидишь и ждёшь что печку кто то должен топить вместо тебя. Разделяю восторг по тому, что нам нереально ПОВЕЗЛО жить и умнеть в геометрической прогрессии (умнеть чувствами) благодаря дорогому и любимому Сергею Николаевичу! До земли поклонилась бы его родителями за такого сына! Хотя конечно, он рос и развивался вопреки: ребенок — индиго 💖

           Про " не сразу усвоила, надел...
          Письма читателей
          Оборачиваясь назад, могу сказать, что рада жить в одну ...
          Однажды дочь (5 класс) пришла со школы и за обедом сказала: «Мама, у нас в классе никто не думает о Боге. Не верит в него. Бог им не нужен. Они даже понятия не имеют, например, что такое пост. Даже сл...
          Мировые
          Максим Фадеев, Маша Гулевич "Скажите детям"
          "… докрасится и выздоровеет .." 😂😂😂 спасибо 🌹
          От С. Н. Лазарева
          Тема для обсуждения №14. Присоединяйтесь!
          Читайте также
          Истории добрых встреч… Мировые Истории добрых встреч…
          Все, что ты любишь, скорее всего, потеряется, однако, в конце концов, любовь вернется. Она всегда возвращается, пусть и другим способом...
          06 июня 2023
          Что такое генетика поля и как возможно на нее повлиять? Мировые Что такое генетика поля и как возможно на нее повлиять?
          Насколько глубинно вы изменитесь внутренне, настолько очистится и все вокруг вас
          06 июня 2023
          Необъяснимое чувство свободы. История  Скотта  Нисона Мировые Необъяснимое чувство свободы. История Скотта Нисона
          От этого решения его пытались отговорить абсолютно все. «Чувство освобождения от корпоративного мира, которое я испытал, не сравнить ни с чем»
          05 июня 2023
          Другие материалы
          Все видео
          Поддержать автора
          Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
          Узнать больше
          Подписка
          Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
          0