28 сентября 2021

Легендарная шпионка: Нэнси Уэйк "Белая Мышь"

Большее удовольствие можно получить, делая мир вокруг себя безопасным и счастливым
2
732
Легендарная шпионка: Нэнси Уэйк

Нэнси Уэйк, самая знаменитая агент-женщина британского УСО (Управления специальных операций) — пожалуй, даже более знаменитая, чем агент Форрест Йео-Томас (прототип агента 007)

Детство

Нэнси Уэйк родилась в Роузнит, возле Веллингтона в Новой Зеландии. В 1914 г. ее семья переехала в Сидней в Австралии. Нэнси была шестым ребенком в семье. Ее детство было несколько омрачено тем, что вскоре после переезда в Австралию отец бросил семью и вернулся в Новую Зеландию, когда будущая героиня подполья еще не успела пойти в школу.

В 16 лет Нэнси сбежала из дома и устроилась работать медсестрой. Неожиданно судьба послала Нэнси приличную сумму денег (по завещанию от тети), и она уехала жить сначала в Нью-Йорк, а затем перебралась в Европу.

На новом месте девушка устроилась как нельзя лучше. Работа в одном из лондонских печатных изданий не помешала ей переехать во Францию. В 1930-х гг. она работала корреспондентом газеты медиа-магнатов Херстов в Европе.

Становление легенды

Одним из журналистских успехов Уэйк стало интервью с Адольфом Гитлером, которое было взято вскоре после его прихода к власти в 1933 году. С расцветом фашизма в Германии эта тема стала доминирующей в статьях Нэнси. В 1935 г. она посетила Вену и Берлин. Жестокое обращение с евреями и цыганами сформировали у Нэнси отвращение к нацизму.

Нэнси стала свидетельницей первых преступлений нацистского режима в Европе. Она вспоминала, как штурмовики НСДАП привязывали евреев к огромным деревянным колесам, а затем катили их по улицам, стегая людей плетками. «Я подумала тогда, что если буду в силах что-нибудь поделать с этим, я сделаю, - рассказывала позже Уэйк. - Эта жуткая картина стояла у меня перед глазами всю войну».

В сентябре 1939 года, когда Гитлер стремительно оккупировал Польшу, Уэйк впервые столкнулась с войной лицом к лицу, приняв участие в организации и снабжении лагерей беженцев.

30 ноября 1939 -го Нэнси вышла замуж за обеспеченного французского предпринимателя Анри Фиокка (Henri Fiocca), с которым познакомилась в 1935 г. Помимо кратковременного личного счастья, это замужество обеспечило Уэйк почти неограниченные возможности для передвижения по стране, что очень пригодилось ей в будущей подпольной деятельности. А через полгода Германия вторглась во Францию.

В июне 1940 года Франция капитулировала перед гитлеровским режимом. Супруги вступили в ряды только что созданного движения Сопротивления. Они с мужем содействовали переправке еврейских беженцев и военнослужащих союзнических войск из Франции в нейтральную Испанию.

Сначала она выполняла скорее второстепенные функции - курьера, связиста и поставщика продовольствия для подпольщиков на юге страны. Затем женщине удалось благодаря авторитету мужа оформить себе поддельные документы, разрешавшие ей работать в оккупированном регионе Виши, и вскоре Уэйк была вовлечена в серьезные операции вроде вывоза из Франции беглых военнопленных.

Она же обеспечивала связь повстанческих групп с правительством Шарля де Голля в изгнании, на тот момент руководившего французским Сопротивлением из Лондона. Чтобы проиллюстрировать ситуацию в тогдашней Франции, достаточно сказать, что оккупационное "правительство Виши" отправило на смерть около 75 тысяч евреев, и это только жертвы антисемитской кампании без учета прочих несогласных.

Уэйк действовала чрезвычайно успешно - ей удалось обеспечить переправку из Франции в Испанию и Англию сотен людей, бежавших от нацистского режима. К 1942 году гестапо всерьез заинтересовалось британским агентом, работавшим под кодовым именем Белая Мышь.

В конце концов Нэнси Уэйк все-таки попала под подозрение, и хотя доказать причастность жены Анри Фиокка к подполью нацисты так и не смогли, ситуация стала весьма угрожающей.

В 1943 году, будучи номером один в "расстрельном списке" гестапо, Уэйк решила бежать в Великобританию через Испанию. Шестая попытка девушки пересечь Пиренейский хребет закончилась задержанием - в течение четырех дней Уэйк держали под арестом в отделении полиции в Тулузе, и только чудом она не попала прямиком в руки гестаповцев.

Благодаря своевременному вмешательству одного из товарищей по подполью, Нэнси удалось внушить полицейским, что она пытается скрыть от мужа отношения с любовником, поэтому и ударилась в бега. Мнимый любовник (тот самый боевой товарищ) к тому же представился как приятель высокопоставленного чиновника из "правительства Виши", и комиссар полиции решил не влезать в столь щекотливую ситуацию.

История умалчивает о том, что стало с неудачливыми полицаями после того, как они отпустили на свободу ту самую Белую Мышь, за поимку которой была назначена награда в пять миллионов франков. Но так или иначе Уэйк удалось через Барселону и Мадрид добраться до Гибралтара, а оттуда отправиться в Великобританию.

Мужу Нэнси пришлось остаться во Франции, и больше они не виделись. Только после окончания войны героиня Сопротивления узнала, что в 1943 году Анри Фиокка арестовало гестапо - он схвачен и расстрелян гестапо после того, как нацисты при помощи пыток пробовали выудить у него информацию о местопребывании Нэнси.

Он умер, не выдав жену. Переезд в Великобританию отнюдь не значил, что Уэйк отошла от дел. Там она прошла подготовку в качестве профессиональной разведчицы и стала одним из главных координаторов работы британских спецслужб (British Special Operations Executive) во Франции, а в 1944 году вернулась туда, чтобы подготовить высадку союзников в Нормандии.

В апреле Уэйк десантировалась с парашютом в центральной Франции вместе с британским коллегой майором Джоном Фармером (John Farmer), чтобы собрать 7-тысячное ополчение. Уэйк стала одним из командиров целой партизанской армии. Этот отряд, получивший название Маки (Maquis), в течение года нанес немцам значительные потери - примерно 1400 человек, потеряв убитыми лишь около 100 бойцов. Общая численность контингента СС, противостоявшего отряду Маки, составляла 22 тысячи солдат и офицеров.

«Хороший фашист - мертвый фашист, - произносила она свою излюбленную фразу практически в каждом интервью. - Я только одно могу сказать: я убила много немцев, и жалею лишь, что не убила еще больше».

Дальше начинается легенда…

Легендарные подвиги

На эту победную "финишную прямую" приходятся те самые подвиги Уэйк, которые в основном и составили ее героический образ, воспетый писателями и кинематографистами.

Так, например, Нэнси обеспечивала доставку боеприпасов для отрядов Сопротивления. Ценный груз сбрасывался с воздуха британской авиацией и затем распределялся между подпольщиками, а координация действий осуществлялась с помощью специальных шифровок.

Когда секретный шифр оказался под угрозой, Уэйк, которая в тот момент работала под новым псевдонимом Мадам Андре (Madame Andree), совершила марафонский велопробег, преодолев примерно 500 километров за 72 часа, чтобы найти подходящую радиоточку и запросить у британской стороны новые коды.

В рамках этого марафона Нэнси успешно миновала несколько немецких блок-постов. «Я вызвалась не потому, что я была смелее всех. Просто я была женщиной, и кроме меня ни у кого не было возможности ввести немцев в заблуждение», - объясняла она впоследствии.

Часовые на блок-постах не распознали в девушке на велосипеде шпионку. «Когда все закончилось, я не могла ни сидеть, ни стоять, я просто плакала», - вспоминала окончание этой поездки Нэнси.

Нэнси участвовала в диверсиях, боевых действиях, опасных операциях. Другой эпизод, ставший важной частью легенды Нэнси Уэйк, связан с рейдом в тыл СС, в ходе которого девушке пришлось голыми руками задушить вооруженного немецкого часового, иначе он бы поднял тревогу в нацистском лагере. Когда потом в телеинтервью ее спросили, как ей это удалось, Нэнси просто обхватила руками свою шею.

В другой раз, когда поймали вражескую шпионку, молоденькую девицу, и никто из мужчин не решался ее застрелить, шпионку прикончила Нэнси, хладнокровно. Она не была белокрылым ангелом, о нет. Она была Белой Мышью.

В описаниях соратников она представляется как женщина с выдающимися боевыми способностями. Один из товарищей Уэйк говорил , что она была самой женственной девушкой в мирное время, но могла заменить собой пятерых мужчин, когда дело доходило до драки.

Послевоенное время. Не карьера, но опыт

В послевоенные годы Нэнси не может адаптироваться к жизни в послевоенной Европе и в январе 1949 г. она возвращается в Австралию. Несколько раз она баллотировалась в парламент как кандидат от Либеральной партии, однако, несмотря на боевую славу, не удостаивается электорального успеха.

Самыми драматичными получились выборы 1951 года, когда для победы Уэйк не хватило всего 250 голосов. Видимо, весь отведенный провидением резерв личностного успеха истрачен ей там в сопротивляющейся нацистам Европе. Неудовлетворенная жизнью в Австралии, Нэнси вновь уезжает в Англию.

До 1985 года они жили то в Англии, то в Австралии, пока наконец не поселились в Порт-Маккуори. Тогда же она опубликовала автобиографию "Белая мышь", быстро ставшую бестселлером и несколько раз переиздававшуюся.

Еще одно жизнеописание разведчицы было написано австралийцем Питером Фитц-Симонсом в 2001 году под названием "Нэнси Уэйк, биография нашей величайшей героини войны". Ее подвиги Себастьян Фолкс положил в основу своего романа «Шарлотта Грей». В две тысячи первом году по нему Джиллиан Армстронг снял одноименный фильм. На роль героической девушки-разведчицы была утверждена Кейт Бланшетт, параллельно работавшая над образом эльфийской королевы Галадриэль в блокбастере "Властелин колец".

При жизни она была удостоена британской Георгиевской медали, американской Медали Свободы, французского Военного креста.

Однако долгое время она не получала признания заслуг от родной Австралии. Несмотря на героизм, проявленный во время Второй мировой войны, австралийские власти долго не признавали заслуги Нэнси Вейк. В процессе принятия решения они придерживались мнения, что Нэнси Вейк родилась в Новой Зеландии и никогда не состояла на военной службе в Австралии.

Более того, в 2001 году уже немолодая женщина покинула родную, как она считала, Австралию со скандалом и уехала в Лондон. Правительство в грубой форме "порекомендовало" Уэйк поискать счастья там, где она получила свои ордена и медали - за границей. И лишь спустя 60 лет после войны имя Нэнси Вэйк было внесено в список кавалеров Ордена Австралии- слишком поздно, чтобы Уэйк всерьез обрадовалась этим орденам. Перед их вручением она резко заявила: "Пускай они засунут свои медали туда, куда обезьяна кладет орехи".

Два года в Лондоне она жила в отеле на Пикадилли, наслаждаясь джином с тоником каждый день в баре, где для нее всегда было зарезервировано местечко. После того, как в 2003 году у нее случился сердечный приступ, Уэйк переехала в элитный дом престарелых с видом на Темзу.

Верные друзья всех возрастов и щедрые благотворители из разных стран мира помогали шпионке-пенсионерке оплачивать счета. Потом, в качестве моральной компенсации австралийское правительство взяло на себя расходы по ее содержанию в доме престарелых для ветеранов войны в Ричмонде. К ней то и дело обращались с просьбами выступить перед публикой и рассказать о своей жизни. 

У Нэнси не было детей. Однако в своем последнем обращении к австралийским подросткам она призвала их почитать мать и отца, любить семью и быть правдивым. Ограждая подрастающее поколение от соблазнов, она заверила, что "нет счастья ни в воровстве, ни в наркотиках, ни в алкоголе".

«Нет смысла тратить жизнь на подобные занятия, - говорила 98-летняя австралийка. - Большее удовольствие можно получить, делая мир вокруг себя безопасным и счастливым». 

Источник: fishki.net


Комментарии
  1. Мария
    7776
    Философ
    28 сентября 2021, 22:04
    спасибо! 
    1. Светлана
      7573
      Философ
      29 сентября 2021, 13:06
      … какие сложные испытания выпали на долю этой девушки… очень длинный Путь… невероятная сила Духа… Спасибо за публикацию🙏💞🌻

      Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

      Авторизоваться
      Картина С.Н. Лазарева
      Пробуждение чувств
      Последние комментарии на сайте
      Топ-3 лучших комментариев за неделю
      Очень интересно,
      спасибо большое!.. 🙏

      Всё дело в том,
      что а что плохого в самой по себе обработке пищи?..

      То есть для целей простоты, например,
      сыроедом быть можно,

      но в самой по себе обработке нет ничего плохого — поэтому из-за отсутствия простоты мышления 
      и возникают такие проблемы:

      надо было просто изначально 
      проще смотреть на вещи!.. 

      То есть была умозрительность — потому и было такое активное увлечение прощени...
      Письма читателей
      Осторожно: сыроедение!
      Сергей Николаевич! Большое Вам Спасибо!
      От С. Н. Лазарева
      Принятие Божественной воли
      Сергей Николаевич! Спасибо Вам Большое!
      От С. Н. Лазарева
      Бывают страдания, а бывают мучения
      Читайте также
      История о благотворительности китайского дворника Вдохновение История о благотворительности китайского дворника
      Чжао старается отдавать почти все свои деньги на благотворительность.
      27 июля 2023
      2
      617
      Личный враг фюрера Вдохновение Личный враг фюрера
      За голову Старинова была назначена награда в 200 тысяч рейхсмарок.
      26 июля 2023
      2
      514
      Радость побеждает страх Вдохновение Радость побеждает страх
      Я впускаю в свое сердце радость. Радость, которая победит страх.
      25 июля 2023
      1
      512
      Другие материалы
      Все видео
      Поддержать автора
      Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
      Узнать больше
      Подпишитесь на новости и анонсы
      Каждую неделю отправляем интересные новости и анонсы
      0