×

Гений по наитию: как портной стал художником в 65 лет

Настоящее примитивное искусство - это искренняя простота, а не стилизация.
1 июня 2021
1
449
 
 Моррис Хиршфилд (Morris Hirshfield, 1872-1946) родился в семье польских евреев, в 18 лет эмигрировал в США.
 
В Америке он поначалу работал на фабрике по пошиву верхней одежды, а потом вместе с братом они создали собственное производство. Нет-нет, речь не идёт ни о какой высокой моде: на фабрике Хиршфилдов шили простые пальто, костюмы и домашние тапочки (последние были особенно успешным бизнес-проектом).

В 1935 году Хиршфилд вышел на пенсию. Но сидеть без дела он не привык, зато творчество привлекало его всегда: ещё в детстве он раскрашивал декор для синагоги.

Прямо в своей спальне Моррис Хиршфилд устроил мастерскую - и принялся писать картины.

Нельзя сказать, что он писал их для себя и не собирался становиться известным: иногда он наведывался в Бруклинский музей и показывал сотрудникам свои работы.

 В 1939 году работы Хиршфилда попались на глаза арт-дилеру Сидни Янису (который, кстати, и сам начинал как производитель рубашек).

Он как раз делал для Музея современного искусства (МоМА) выставку с работами неизвестных американских художников - и взял в экспозицию две работы Хиршнера.

В 1941-м году МоМА купит две картины Хиршнера для своей коллекции, а в 1943-м устроит персональную выставку художника.

Это будет первая выставка художника-самоучки в истории музея.

Выставка наделала шуму. Тогдашний директор МоМА легендарный Альфред Барр в результате потока негативных рецензий был уволен!

Сейчас в это трудно поверить: критики признали Хиршнера классиком американского наивного искусства, его работы - желанные гости на аукционах и в музейных коллекциях.

Хиршфилд, как и уже упоминавшийся Анри Руссо, - настоящий художник-примитивист. Некоторые профессиональные художники (как, например, Матисс или Пикассо) нарочно имитировали стилистику примитивного искусства.

А у Хиршфилда упрощение - непреднамеренное: художник не интересовался авангардными изысками и не углублялся в историю искусств, он хотел быть максимально реалистичным и старался изо всех сил.

Отсутствие специального обучения, неспособность освоить рисунок, объемы и тени привели к созданию оригинального стиля, когда объекты парят где-то между мифом и реальностью в окружении тщательно выписанных деталей фона.

Он писал женщин, похожих на великолепных идолов для поклонения. 

При этом избегал использования натуры, а работал по фотографиям и по памяти.

Создавал зверей и домашних животных с вполне человеческими «лицами», которые статично «парят» на непропорционально маленьких лапах над кустиками и травой.

При этом чаще это не одинокий зверь, а целое «счастливое семейство», всегда игриво-веселое, наслаждающееся обществом друг друга. 
 
Рисунок на туловищах зебр и леопардов, напоминающих плотно набитую колбасу, неправдоподобно декоративен, как и орнаментальная природа, обрамляющая их. К примеру, схематический рисунок «ёлочка» для кустов и деревьев применяемый чаще всего, очень похож на трафаретный.

Доминирующим в технике Хиршфилда было использование криволинейных форм для самих объектов изображения, которые (скорее всего подсознательно) отражены в волнообразном ландшафте.

Яркие краски в самом неожиданном сочетании, необычная техника, истоки которой лежали в опыте работе с тканями и в почти болезненной дотошности Морриса-художника, а также отсутствие интереса к обычным темам составили всю прелесть наивного творчества Хиршфилда.

Положение ступней у женщин с картины "Неразлучные подруги" напомнит нам искусство Древнего Египта. Но важно понимать, что автор ничего такого не имел в виду, никаких аллюзий и сознательного нарушения пропорций и правил перспективы: он просто рисует как умеет.

Настоящее примитивное искусство - это искренняя простота, а не стилизация.

Забавная деталь: среди упрёков, которые звучали в адрес Хиршфилда после скандальной выставки 1943 года, был такой: у его женщин обе ноги - левые! Художник оправдывался: это потому, что на фабрике образцы новых моделей тапочек шьются всегда на левую ногу.

Теперь эта тотальная "левоногость" героинь Хиршфилда воспринимается как очаровательная примета его стиля.

Долгие годы работы портным сказались на творческой манере Хиршфилда: его картины часто хочется потрогать - потому что они похожи на ткани, а иногда кажутся связанными, хотя на самом деле написаны маслом.

zen.yandex.ru

 

1 Комментарий
  1. Владимир
    Класс, класс. Спасибо команда. Полажу по инету — погляжу картины. Получил кучу эмоций от прочтения. От блаженства до ржачьки. Вот, что понял: настоящее искусство — это искренность. Будешь думать про бабло — ничего не создашь. 
    06 июня 2021, 22:50
    +1
    ответить
    Оставить комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

    Читайте также
    «Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне» Вдохновение «Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»
    За всеми великими событиями стоят простые люди. Простые, но не обыкновенные. Главный герой «Чуда на Гудзоне» Чесли Салленбергер именно такой
    24 сентября 2021
    5
    364
    Уникальные подвиги Вдохновение Уникальные подвиги "ночных ведьм"
    Подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц тысячи вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2, которые создавались никак не для военных целей.
    23 сентября 2021
    1
    199
    Русский отец Голливуда Вдохновение Русский отец Голливуда
    Этого человека за границей называют великим, в России же почему-то он известен не в такой степени. У нас на слуху больше имя Станиславского (знаменитое "Не верю")
    22 сентября 2021
    2
    269
    Поддержать автора
    Вы можете поддержать развитие нашего сайта, перевод книг на другие языки и других проектов, связанных с исследованиями С.Н. Лазарева.
    Узнать больше
    Подписка
    Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей
    0