Посещаете ли вы церковь?
 
Видео Дня
Только сегодня!
800 560р.

Просто второе рождение

Здравствуйте, Сергей Николаевич! Хочу поделиться своими результатами практических занятий и поблагодарить за них. Порывалась написать раньше, да всё ждала, чем закончится эта история. Возможно, письмо вышло несколько запутанным, поскольку дописывала его по мере изменения ситуации. подробнее...

Прозрение

Не против обнародования, все равно эти стихи мне полностью не принадлежат, просто мне удалось что-то уловить из общего потока.

Прозрение

Родился и жил..., а открыл себе только:
Бесконечность веков, точно неведомо сколько подробнее...

Подписка на новости

Будьте с нами!

Напишите свой e-mail и несколько раз в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.



Рейтинг@Mail.ru

Психический фактор

 

ov3-n

 

Россия погибала дважды. Первый раз это был крах Российской империи, второй раз — при распаде Советского Союза. В обоих случаях погибало госу­дарство, но страна выживала. Никто толком не смог объяснить причин гибели Российского государства.

Сначала модным был образ прогнившей монар­хии. Но в нынешней Европе из десяти самых высоко­развитых стран восемь являются монархиями. При­чем уровень жизни в таких монархиях, как Англия, Швеция и Испания, не в пример выше, чем в России.

Долго обсуждались ужасы социализма и слабости его экономики. Но китайцы, сохранив социализм, за­няли ведущее место в мировой экономике. В период перестройки Китай существенно отставал от России по многим показателям, а сейчас по тем же показате­лям обогнал ее. Значит, дело не в социализме.

Последние двадцать лет Россия уверенно строит капиталистическое и демократическое общество и от­катывается при этом чуть ли не на самые последние позиции в мире.

Получается, что все основные модели государст­венного устройства привели Россию к краху.

Особенность нынешнего положения России — в коренном противоречии между страной и государст­вом. То воровское государство, которое было создано Ельциным около двадцати лет назад, работает против страны, обрекая и себя, и страну на гибель. Что лю­бопытно, сейчас происходит уничтожение не только настоящего, но и будущего страны. Реформы образо­вания и культуры, которые весь народ воспринимает как истребление будущего, тем не менее, упорно про­талкиваются чиновниками.

Остается задать себе вопрос: почему все это стало возможным в России? Почему рухнула царская мо­нархия? Почему разложился и погиб социализм? Почему такое положение складывается в нынешней России?

Недавно в поисковой системе Интернета я набрал слово «Калигула» и получил информацию об этом странном римском императоре, который жил в эпоху Христа. Он с детства страдал эпилепсией и неумерен­ной похотливостью, то есть зависимость от инстинк­тов была повышенная. В раннем возрасте он получал много унижений и сносил их, не подавая вида, что в значительной степени озлобило его. Калигула правил Римом всего четыре года, с 37 по 41 год нашей эры. За это время полностью была растрачена государст­венная казна. Это после его правления императору Веспасиану пришлось сделать платными даже обще­ственные туалеты.

Калигула не только разрушил экономику государ­ства, не только предавался разврату и издевался над всеми вокруг. Рядом с ним всегда ходил палач, кото­рый убивал любого, повинуясь лишь одному жесту императора.

Калигула ввел в сенат своего коня, то есть сделал его сенатором. Но и это еще не все. Всем статуям бога Юпитера император приказал отбить головы и заменить их изваяниями своей головы. Калигула объявил себя богом, то есть попытался соединить в себе светскую и духовную власть. При этом он посто­янно кидал подачки народу, устраивая пышные празднества. Хлеба и зрелищ у римского народа было предостаточно. Поэтому только заговор помог спасти страну от гибели.


Итак, почему же Калигула мог вести себя подоб­ным образом, уничтожать и отдельных людей, и всю страну? Ответ простой: не было сдерживающих меха­низмов, отсутствовала обратная связь. Неправильных действий руководителя никто не мог остановить. Де­мократия куда-то исчезла. Вообще, если посмотреть на судьбы римских императоров, оказывается, что, в основном, свою жизнь они заканчивали похожим об­разом: убит, задушен, отравлен, покончил жизнь са­моубийством.

То, что мы называем демократией, на самом деле, есть возможность обратной связи между властью и народом. Если голова думает неправильно, то при этом страдает все тело. Но если одновременно стра­дает и голова, то это подталкивает к более разумно­му поведению и дает возможность выжить в даль­нейшем.

Обратная связь может выглядеть как боль и смерть. Обратная связь может выглядеть как непри­ятности, то есть реализовываться на уровне не толь­ко тела, но и духа. Высшая обратная связь напоми­нает о проблемах с душой и называется нравствен­ностью.

Безнравственное общество не чувствует, как уми­рает душа в каждом человеке. Потом оно не станет реагировать на явные признаки неблагополучия — такие, как разрушение образования, утрата обороно­способности, экономический застой. И только в са­мый последний момент, когда распад становится явным и приближается гибель, общество начинает как-то реагировать. Правда, может оказаться, что уже слишком поздно.

В основе всего лежит психический фактор. Как человек думает, то с ним и будет происходить в даль­нейшем. Народ не может управлять государством, и это факт. Демократия есть там, где существует кон­куренция между различными формами власти. Нам с детства твердили, что существуют только три ветви власти — законодательная, исполнительная и су­дебная.

Калигула мог убить любого, потому что его власть не имела конкурентов. Ни суды, ни сенат составить оппозицию не могли. Народ, как правило, слабо реа­гирует на разложение души и духа властителя. Протест начинается тогда, когда пахнет голодной смертью или когда внутренний конфликт между вла­стью и народом достигает максимума. Когда цели на­рода и цели власти перестают совпадать, возникает революционная ситуация. Она может завершиться убийством, смещением властного лица группой заго­ворщиков или народным восстанием, которое сметает всю действующую власть.

При Калигуле исполнительная власть забрала себе все полномочия. Но если нет конкуренции, если нет единства и борьбы противоположностей, развитие за­канчивается. А затем вступает в действие неизбежная схема распада.

Почему власть в Российской империи была абсо­лютной, а в Европе обратная связь все-таки сущест­вовала? Почему в Европе отдельный человек имел право голоса, а в России этого не было? Скорее все­го, потому, что в Европе сохранялась диалектика. Практически в каждой стране был монарх как сим­вол светской власти и было духовенство с единым центром в Риме. Духовная и светская власть конку­рировали, и это позволяло надеяться на справедли­вость и возможность критики, то есть на формирова­ние обратной связи. Кроме того, в Европе было мно­жество мелких государств, и это тоже создавало конкуренцию между феодалами, монархами и позво­ляло придерживаться принципа золотой середины.

В России из-за огромных территорий легче было перейти на жесткую схему управления. Конкуренция могла привести к гибели империи. Объединить раз­ные народы в рамках одного государства может лишь вера, нравственность, высокая цель. Если духовная власть находится под контролем светской, тогда вера, нравственность и высокая цель начинают дегра­дировать. И тогда остается только жесткий, рабовла­дельческий стиль управления.

Православие пришло в Россию через светскую власть. Именно она насаждала религию. Традицион­ное подчинение религии государству способствовало ее печальной трансформации. Вместо любви, веры и нравственности Церковь сосредоточилась на выпол­нении ритуалов и строительстве храмов.

Насилие, жестокость и воровство для государства, подмявшего под себя Церковь, было нормальным яв­лением. Подобно тому как в XVII веке духовная власть истребляла старообрядцев, противившихся новым бессмысленным церковным реформам, так же любую критику и оппозицию устраняла светская власть.

Декабристы предприняли отчаянную попытку со­здания обратной связи. Но исполнительная власть, подмявшая под себя религию, парламент и суды, де­литься полномочиями не хотела.

Народ был недоволен крепостным правом, нравст­венным разложением элиты, но форм протеста у на­рода не было. Обратная связь — это не только вос­стания. Забастовки, выступления в прессе, создание партий — все это формы спасения государства и при­ведения власти в порядок.

В царской России все это было запрещено. Свет­ская власть подавляла всех и вся. Обычно главным оппонентом светской власти, утратившей возмож­ность развиваться, является власть духовная, то есть религия. В России этого не было. Церковь занима­лась собственными проблемами, а о защите нравст­венности и о критике светской власти не могло быть и речи.

Любой организм с разрушенной обратной связью нежизнеспособен. Царская империя была обречена. Почему народ пошел за большевиками?

Большевики призывали к забастовкам, создавали подпольные газеты, информируя народ о проис­ходящем, призывали объединяться, формируя очаги независимости. Большевики объявили, что власть должна принадлежать народу. Они объяснили, как выглядят механизмы народной власти: создание по­литических партий, коммун — независимых эконо­мических и политических объединений.

Коммунисты говорили о необходимости выборов чиновников, о создании газет, защищающих интере­сы народа, о том, что власть должна зависеть от на­рода и отчитываться перед общественностью. Все это получило небывалую поддержку среди населения страны.

Когда большевики захватили власть, может быть, сначала они, и в самом деле, верили в то, что комму­низм победит на всей Земле. Но оказалось, что, кро­ме мифической идеи построения рая на Земле, суще­ствует грубая реальность. Выяснилось, что отсутст­вие классов и государства приводит к полному хаосу.

Многие с изумлением убедились в том, что чело­век не хочет руководствоваться братством и коллек­тивизмом. Оказалось, что у слаборелигиозных людей инстинкты всегда стоят на первом месте. Грабеж, во­ровство и предательство стали нормальным явлением после революции. Мечты о светлом будущем исчезли далеко и надолго. А вперед вышел вопрос сохране­ния власти.

Идея непогрешимости Компартии, подчинение ею всех ветвей власти опять привели к полному разру­шению обратной связи и постепенному загниванию социализма. Уничтожено было именно то, что приве­ло к победе большевиков, — исчезла свободная прес­са, истреблены были оппозиционные партии. Поня­тие выборов стало фиктивным, проводить забастовки стало невозможным. Депутаты, представлявшие ин­тересы народа, превратились в клоунов, игравших в театре абсурда.

Один из главных факторов обратной связи — это доступ народа к информации. Прозрачность бюджета страны, отчетность чиновников, информированность о тактических и стратегических шагах власти — все это было закрыто наглухо. Принцип «больше трех не собираться» стал одной из визитных карточек совет­ского государства. Такой строй был обречен, и ги­бель его была лишь вопросом времени.

Если посмотреть на современную Россию, не нуж­но напрягаться, чтобы увидеть ту же картину: пол­ная монополия исполнительной власти. Законода­тельная власть в нынешней России является фикци­ей. То, что не имеют власти и суды, ни для кого не секрет. Может быть, есть политические партии, пред­лагающие свою программу спасения страны и крити­кующие действия исполнительной власти? Таких партий тоже нет.

Может быть, о нравственности и об обратной свя­зи вспомнит религия? Но она тоже целиком и полно­стью зависит от государства, то есть от исполнитель­ной власти. Недавно Православной Церкви начали возвращать имущество, которое весьма укрепит ее экономический статус. Как же после этого критико­вать власть?

В современной России сложилась парадоксальная ситуация. Есть закон о контроле над доходами, но начисто отсутствует закон о контроле над расходами. Любой чиновник, отчитавшись о своей зарплате, мо­жет жить в шикарном особняке, и никто не имеет права спросить, откуда у него такие средства. Этот вопрос попросту противоречит законодательству.

Власти вот уже десять лет трубят о борьбе с кор­рупцией. Но закона о расходах никто не принимает.

Рабовладельческое, идолопоклонническое мышле­ние, столетиями существовавшее в России, сейчас подходит к своему логическому концу. Либо Россия погибает, либо она переходит на другой уровень мышления. Бутафорская вера в доброго «боженьку», который дает только здоровье и леденцы, должна быть заменена той верой, которая изложена в Биб­лии и которую проповедовал Христос.

Я задумываюсь, вспоминая и сравнивая. Почему в нынешних Европе и Америке существует возмож­ность критики? Почему быстро принимаются меры для изменения и развития страны? Наверное, пото­му, что там сохраняется диалектика.

Как правило, выдерживается «принцип троично­сти». Во многих странах существуют две партии. Ко­гда одна захватывает исполнительную власть, дру­гая, присутствуя в законодательной, представляет со­бой постоянную оппозицию и критикует за малейшие ошибки, тактические и стратегические. Между двумя противоположностями должна быть сила, их объеди­няющая, — независимый судья, так сказать. Эту роль может выполнять монарх. Эту роль может вы­полнять религия. Эту роль может выполнять народ.

Если религия утрачивает веру в Бога, монархия слабеет, а народу нужны только хлеб и зрелища, в этом случае конкуренция между разными ветвями власти может ослабнуть. Они могут стать разновид­ностями одной и той же силы, — скажем, крупного капитала. И тогда «бороться» друг с другом они мо­гут сколь угодно долго, но в главном вопросе — слу­жении маммоне — они всегда будут солидарны. По­хоже, именно такая картина и разворачивается сей­час на Западе.

В принципе, в этом есть смысл. Если народ утра­тил веру в Бога, его должна истреблять собственная власть. Ни суды, ни свободная пресса, ни религия не остановят сращение законодательной и исполнитель­ной власти, которые начинают служить деньгам, а не нравственности.

В Интернете есть фильм о том, что мировая элита готовит распад России и истребление ее народа. Но в России существует нечто, что неподвластно мирово­му закулисью. Это психический фактор. Российский народ никак не хочет впадать в разврат, считать нор­мой поклонение инстинктам и душевное разложение. Хоть и слабо, но этому народу помогает Православ­ная Церковь, сохраняющая, при всех своих пробле­мах, идею любви и единобожия. Люди не хотят при­нимать духовное рабство и утрачивать идею спасения души. Психический фактор делает свое дело.

Часто люди на встречах с болью задают мне во­прос:

  Нашу страну уничтожают, наша цивилизация идет к гибели, а что мы можем сделать?

  На внешнем плане — ничего, — отвечаю я. — Или очень мало. Для начала, вы можете создавать неформальные объединения. Вы можете защищать свой подъезд от нерадивых коммунальных служб. Вы можете защищать свой дом, объединяясь, жалу­ясь, требуя, чтобы чиновники вам ответили.

Недавно в телевизионной передаче один из депу­татов напрямую обратился к народу:

  Правительству трудно бороться с наркотиками. Помогайте ему, начинайте бороться сами. Находите тех, кто торгует этим ядом. Пишите на стенах: «Здесь торгуют наркотиками». Собирайтесь и всей толпой идите в милицию. Требуйте, чтобы чиновники как-то отреагировали. И результат, рано или поздно, будет.

  Но самое главное, — объясняю я слушателям на лекциях и семинарах, — это не внешние действия. Если вы не приведете в порядок свою душу, снаружи мало что изменится. Десять святых, то есть те, для кого любовь была важнее инстинктов, могли спасти Содом и Гоморру. Эта история из Ветхого Завета обычно воспринимается как сказка. Но, на самом деле, здесь раскрыт уникальный механизм, доказы­вающий единство всего живого на Земле.

 

С. Н. Лазарев. «Опыт выживания». Часть 3

Подробнее о книге

 

Поделиться в соц. cетях!23.08.2019 07:45