Посещаете ли вы церковь?
 
Видео Дня
Только сегодня!
800 560р.

Просто второе рождение

Здравствуйте, Сергей Николаевич! Хочу поделиться своими результатами практических занятий и поблагодарить за них. Порывалась написать раньше, да всё ждала, чем закончится эта история. Возможно, письмо вышло несколько запутанным, поскольку дописывала его по мере изменения ситуации. подробнее...

Прозрение

Не против обнародования, все равно эти стихи мне полностью не принадлежат, просто мне удалось что-то уловить из общего потока.

Прозрение

Родился и жил..., а открыл себе только:
Бесконечность веков, точно неведомо сколько подробнее...

Подписка на новости

Будьте с нами!

Напишите свой e-mail и несколько раз в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.



Рейтинг@Mail.ru

«Сталкер»

 

chb-2

 

Вспоминается интересный разговор о фильме Ан­дрея Тарковского «Сталкер». Практически все, кто участвовал в съемках этого фильма, умерли. Мне был задан вопрос: «Может ли быть смерть режиссе­ра связана с фильмами, которые он снимал?» Я отве­тил, что для меня эта связь очевидна.

Фильм «Андрей Рублев» — гениальное произве­дение. Там идет непрерывная борьба духовного и ма­териального. Верящий в Бога монах идет к любви и уравновешивает в себе две противоположности. Одну из них представляет тот, кого монашество без любви делает предателем, вором и жестоким челове­ком. Другую — властители этого мира, князья, а также их слуги, которые готовы резать и убивать, только бы отстоять свое материальное благополучие. Но, проходя через крах духовных истин, видя пре­дательство, несправедливость, смерть, разрушение, пожары и войны, Андрей Рублев продолжает стре­миться к Богу. Черно-белый фильм заканчивается показом цветных икон, написанных Андреем Рубле­вым, и у зрителей возникает ощущение, что найден смысл жизни.

В конце 1970-х годов я работал художником во Дворце культуры, и однажды у нас была организова­на встреча с Андреем Тарковским. Я много слышал о нем, но когда увидел, то был разочарован. Невзрач­ный, невысокий человек в каком-то потертом пид­жачке. Но вот он начал рассказывать о своих филь­мах, и я увидел совершенно другого человека. Власт­ная, умная, мощная и красивая личность. Меня поразил его ответ одному из слушателей на вопрос: «Почему у вас в фильме женщина висит в воздухе?» Он пожал плечами и неожиданно ответил: «Я не знаю, просто я почувствовал, что нужна такая сце­на». Потом оживился и взмахнул рукой: «Вообще-то смысл этой сцены мне через десять лет объяснила моя почитательница. Она сказала следующее: „Ког­да у меня в судьбе бывали резкие изменения, и моя картина мира менялась, у меня как будто земля ухо­дила из-под ног, и долгое время было ощущение, что я вишу в воздухе“».

А почему в вашем фильме птичка садится маль­чику на голову?

Тарковский улыбнулся и широко развел руками.

— Неужели непонятно — он добрый, и птичка это чувствует.

— Скажите, а сцена, где мальчик принес гранату, а инструктор бросился и закрыл ее своим телом, основана на реальных событиях? Там тоже была учебная граната?

Он задумчиво посмотрел перед собой, а потом сказал:

— Нет, реальность была другой. На самом деле мальчик принес настоящую гранату и, выдернув за­пал, бросил ее на землю. Понимая, что произойдет, инструктор закрыл гранату своим телом, и его разо­рвало на части. Я не стал это показывать в фильме. Главное — готовность человека спасти других, даже если придется погибнуть.

Тарковский умер в Париже от рака легких. Такой диагноз обычно бывает у тех, кто не принимает свою судьбу, у кого повышенная гордыня и поклонение духовности. Но ведь в фильме «Андрей Рублев» это­го не было.

Во время встречи написал ему записку: «Вы час­то цитируете Библию в ваших фильмах, почему?» Он прочитал и улыбнулся: «Я понимаю, что вопрос провокационный (это было до распада Советского Союза), но могу ответить, что истины, изложенные в Библии, до сих пор очень значимы для любого чело­века на земле».

А потом я увидел «Сталкера». После этого филь­ма возникло ощущение какой-то жесткости, внутрен­него отчуждения от других людей. Что-то там было не то, я это чувствовал. Прошло время, и я понял, в чем дело. Сюжет фильма следующий. Два человека решили проникнуть в зону. Место это закрытое и охраняется войсками. Об этой зоне ходят странные слухи: будто бы любые желания попавшего в ее центр человека исполняются. Сталкер-проводник ве­дет туда двоих человек, которые решили рискнуть своей жизнью, но добиться желаемого.

Ощущение иного мира передано блестяще. Другое пространство, другие причинно-следственные связи. Много раз герои фильма рискуют жизнью, но в кон­це концов приходят в заветное место. Зона готова выполнить любое их желание, любую мечту о буду­щем. И вдруг выясняется, что будущего у них нет. Его нет у писателя, который вечно брюзжит и всем недоволен. Недовольство окружающим миром и пре­зрение к несовершенному — это один из главных признаков человека, поклоняющегося духовности. У такого человека нет будущего. Вот и у писателя нет никаких планов, целей и желаний. Второй явля­ется ученым. А ученые рассматривают мир с матери­алистических позиций. Исчерпанность будущего этот ученый воспринимает по-своему: он хочет взорвать эту зону, чтобы никто больше не смог сюда проник­нуть и навредить людям своими желаниями. То есть в фильме показано, что силы разрушения гораздо более сильны, чем силы созидания.

Зона — это олицетворение нашего подсознания. Там, где оно соприкасается с Божественными энер­гиями, любое желание исполняется. Для человека несовершенного полное исполнение желаний убийст­венно. Это чувствуют представители и духовного, и материалистического направления. В этом фильме нет выхода, а есть ощущение неотвратимо приближа­ющейся гибели. И только в самом конце героиня Алисы Фрейндлих что-то говорит о любви к мужу. Но это мимолетное теплое чувство отходит на второй план, и явственно ощущается гибельный конец.

Наука всегда тяготела к материальному миру и превозносила его. Религия всегда тяготела к миру духовному, невидимому и непроявленному. Соедине­ние духовного и материального, религии и науки мо­жет дать импульс устремления к любви и познанию Творца. Ну а пока что ситуация в мире очень похожа на события в фильме «Сталкер». Люди духовные брюзжат, всех осуждают и говорят о конце цивили­зации, а люди материалистичные энергично готовят­ся к уничтожению этой самой цивилизации.

Я вспоминаю слова из песни Владимира Высоцко­го: «И ни церковь, и ни кабак — ничего не свято. Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» И то, что в конце поэт видит плаху с топорами, предрекает не будущее Советского Союза, как ошибочно полагали многие, — это тот финал, к которому скользит все человечество.

В фильмах Тарковского сознание стало побеждать чувство. Он окончил музыкальную школу и художе­ственное училище, поэтому вначале духовное и мате­риальное в его душе гармонично уравновешивались, но потом сознание, логика стали побеждать. И мис­тичность его фильмов стала превращаться в нелогич­ность, в подсознательную попытку победить зависи­мость от сознания и духовности. Сознание победило. Но когда стала уходить любовь, начался рак лег­ких — как спасение души.

У Высоцкого тот же процесс сначала привел к алкоголизму, гасящему сознание, а потом к наркоти­кам и смерти. Недавно в одной газете я прочел ин­тервью культового кинорежиссера Кустурицы. Об­щее кредо его фильмов оказалось достаточно про­стым: мир неотвратимо погибает, этого уже нельзя изменить, к этому просто нужно научиться относить­ся с юмором. Судя по динамике ныне происходящих процессов, скоро всем станет не до юмора.

Так как же все-таки возникает новая цивилиза­ция? Что нужно для того, чтобы появилась новое че­ловечество и новое мышление? Я открываю Библию и опять погружаюсь в Ветхий Завет.

 

С. Н. Лазарев. «Человек будущего. Воспитание родителей». Часть 2

Подробнее о книге

 

Поделиться в соц. cетях!16.08.2019 07:49