На какую тему провести следующий онлайн-семинар
 
Видео Дня
Только сегодня!
400 280р.

Я Его чувствую, и поэтому я спокойна!
(конкурс "Письмо, где сердце говорит")

Здравствуйте, дорогой Сергей Николаевич!
Меня зовут Н. Мне 43 года. История моя начинается с детства. Начну с того, что, как говорила моя мама, проблемы мои проявились уже при беременности мамы мною. Папа мой любил выпить и, бывало, бил маму в живот… Родилась я желтая. Но, как говорили врачи, ни болезни Боткина не было, ни серьезных проблем с печенью не выявлялось… подробнее...

Подписка на новости

Будьте с нами!

Напишите свой e-mail и 2 раза в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.



Рейтинг@Mail.ru

 

Лужу обидеть легко

 

ov7-2

 

После двух-трех гудков я слышу знакомый голос. Мой приятель всегда сохраняет оптимизм, носейчас его интонации кажутся мне немного странными… Я интересуюсь, какие у него новости.

– Все отлично, новостей особых нет, – отвечает он. – Лежу в больнице.

– А что такое?

– Жена случайно кипятком обварила… Но я смиренно все принял. Теперь стараюсь постоянно молиться.

– А как выглядит твоя молитва?

– Как учили святые, концентрируюсь на своей греховности и прошу прощения за свои грехи.

– А что такое грех, ты когда-нибудь задумывался?

– Думаю, грех – это недостойное поведение. Я вспоминаю свои греховные поступки, каюсь и молюсь.

– Давай поговорим о грехе и молитве, – предлагаю я. – В иудаизме считается, что грех – это нарушение правил поведения, предписанных заповедями. Грех – это убийство, воровство, прелюбодеяние и вообще любой проступок, связанный с зависимостью от инстинктов. Например, запрещено вступать в половую связь с близкими родственниками, животными, одноименным полом, нельзя унижать слабого… Таким образом, все сводится к кодексу правильного поведения.

Это, действительно, очень важно: заповеди помогают человеку развивать свою душу, преодолевать рабскую зависимость от инстинктов. Человек должен не грабить и воровать у того, кто имеет больше, а создавать жизненные блага сам. Нужно не издеваться над слабым, апомогать ему. Надо ограничивать свои желания, чтобы они не наносили вреда другим людям и собственной душе. Иудаизм принес соединение Божественной и человеческой логики. Сиюминутное должно соблюдать интересы вечного.

Иисус Христос продвинулся далее в понимании Божественной логики. Он объяснял, что грех начинается на уровне наших чувств. Перед тем как грешить физически, мы совершаем грех в нашей душе. Значит, для того чтобы преодолеть грех в самом корне, нужно иметь правильные чувства и соответствующий им характер.

Человек милосердный, искренний, миролюбивый, умеющий быть и жестким, и мягким, умеющий жертвовать и заботиться, не будет воровать, грабить и убивать. Он не станет мстить, лгать из соображений корысти. Но для того чтобы быть искренним и милосердным, надо преодолеть привязанность к самым близким людям и к любым наслаждениям этого мира, –то есть к деньгам, благополучию, работе и семье. А для того чтобы преодолеть привязанность к внешнему миру, нужно непрерывно держать в душе любовь, причем к каждому человеку. Ведь Бог – в каждом из нас. Поэтому Христос говорил: «Любите врагов ваших». Когда мы видим Бога во всем, тогда мы будем к Нему стремиться.

Если в иудаизме грех – это неправильное поведение, то в христианстве грех – это проблемный характер и неверная ориентация души. Если длячеловека главная цель в жизни – это богатство, благополучие, власть или реализация таланта, то он может и не грешить внешне, но внутри его душа готовится к греху. И если не сам этот человек, то егопотомки будут либо болеть, либо убивать себе подобных.

Семья и любимый человек не должны быть главным счастьем в жизни. Работу, деньги, власть тоже нельзя делать главной жизненной целью. Развитие души и приближение к Богу – вот что должно быть главной целью каждого человека. А душа развивается через любовь и нравственное поведение, через отдачу энергии на всех уровнях.

– Итак, для того чтобы преодолеть грех на уровне корней, – продолжаю я, – нужно менять характер в лучшую сторону. Нужно видеть и ощущать Божественную волю постоянно, испытывать физическую потребность в чувстве любви, в единении с Творцом. Значит, для того чтобы преодолеть грех, необходимо концентрироваться на любви. Ведь грех, по сути своей, – это утрата любви к Богу. Когда Бог тебе не нужен, когда уменьшается потребность в единении с Ним и любовь в душе ослабевает, тогда начинает расти привязанность к этому миру, тогда и появляются в душе корни греха. Грех – это когда человек внутренне отворачивается от Бога.

Так что концентрироваться на своих грехах не стоит. Когда ты молишься с ощущением своей изначальной греховности, у тебя может возникнуть презрение к самомусебе, которое потом превратится в самоуничтожение. Может быть, ты и в больницу попал потому, что молился именно так.

Когда ты на поверхностном уровне презираешь себя за неправильный поступок и пытаешься отстраниться от такого поведения, – это раскаяние, желание больше так не поступать. На поверхностном уровне агрессия к себе не столь опасна. Недовольство собой должно превратиться в желание измениться, стать другим, чтобы больше так не поступать. А для того чтобы стать другим, нужно идти к Богу и концентрироваться на любви. Если же ты сосредоточен на своей греховностии при этом обращаешься к Богу, – разве ты сможешь соединиться с Ним? Ведь Творец безгрешен! Нужно, наоборот, вспомнить о том, что каждый из нас – часть Творца, что наше истинное «я» – Божественно, что все мы изначально спасены и прощены.

Наше внешнее, человеческое «я» несовершенно, но в этом залог нашего развития. Когда мы отворачиваемся от любви, мы начинаем грешить на уровне чувств, а потом, через некоторое время, греховным становится и наше поведение. Насколько наше человеческое «я» устремляется к «я»Божественному, подражая ему, наполняясь любовью, – настолько мы преодолеваем грех в самом его корне, а это значит, что мы не заболеем и не совершим преступление.

Мы привыкли жить стереотипами. Религию мы давно превратили в сказку. Мы привычно считаем, что прощение – это отмена наказания, икогда хотим кого-топростить, произносим заученную фразу: «Я тебя прощаю». Да, действительно, на душе становится легче. Но обида может остаться. Почему? Дело в том, что человек может повторно обидеть нас, совершив такой же поступок. А наша обида служит импульсом для его воспитания. Простить обиду – это не значит отказаться от воспитания обидчика.

Две тысячи лет мы читаем Библию, где написано о прощении, а прощать так и не научились. В Новом Завете сказано: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш [Небесный] не простит вам согрешений ваших». Эта фраза – описание вселенского закона.

Обида на поверхностном уровне подталкивает нас к действиям, направленным на воспитание человека, обидевшего нас. А если обида осталась внутри и проникла в тонкие планы души, – это агрессия уже не к человеку, а к Богу. Получается, что непрощенная обида – это желание уничтожить Бога. Наша агрессия к Творцу разворачивается и зеркально возвращается к нам. Чем сильнее мы обижались, чем дольше носили обиду в себе, тем тяжелее будут последствия.

Тот, кто чувствует Божественную волю во всем, внутри обижаться не станет. Такой человек может обидеться снаружи, – и тогда он искренне скажетоб этом. Он будет воспитывать и себя, и другого.

Когда ощущаешь присутствие Божественной воли, становится понятно, что каждый человек ведется Богом, а наша оценка чьих-то поступков может быть только поверхностной и неточной. То, что представляется нам злом, спустя какое-то время может оказаться добром.

– Представь себе, – продолжаю я, обращаясь к приятелю, – что у тебя сильная привязанность к любимым людям и ты передал ее своему ребенку. Если ребенок сильно привязан к жизни, он должен ее потерять. Представь себе, что твоему ребенку жить осталось месяц. Для того чтобы он выжил,должна уменьшиться твоя привязанность, – тогда твое состояние передастся ребенку и он будет спасен.

Вдруг ты узнаёшь, что твоя жена изменила тебе с другим мужчиной. На внешнем плане это зло, это предательство, это безнравственно. А на тонком плане это выглядит иначе: мать пытается спасти жизнь своему сыну. Так зло это или добро? Если смотреть в пределах одного дня, это зло.Если рассматривать ситуацию, охватывая более длительный промежуток времени, то это добро.

Ты негодуешь, презираешь женщину и даже помыслить не можешь о прощении, – и через месяц сын погибает. Его душе, у которой привязанность вышлаза «красную черту», нельзя оставаться на Земле.

Дело в том, что каждая твоя непрощенная обида усиливает привязанность у тебя в душе и,соответственно, в душах твоих потомков. Это будущие болезни и несчастья. Это будущие предательства и разводы.

Когда каешься, нужно просить прощения не за то, что обиделся, а за то, что не принял Божественную волю. Почему Христос утверждал, что любое, самое, казалось бы, незначительное событие происходит по Божественной воле? Потому что он видел, что́ происходит в душе человека, утратившего ощущение присутствия Бога во всем. Такой человек начинает защищаться не только внешне, но и внутренне, и, в конце концов, агрессия к Богу отравляет его душу настолько, что и сам он, и его потомки обречены на вымирание. Точно так же, утрачивая ви́дение Божественной логики, вымирают народы и государства.

Для того чтобы научиться прощать других, нужно жить, руководствуясь двумя логиками – Божественной и человеческой. Призывая прощать ближнего сколь угодно много раз, Христос напоминал именно о внутренней, Божественной логике. А согласно внешней, человеческой логике тот, кто не хочет меняться, подлежит наказанию.

Искренний человек не держит обиду внутри, она быстро переходит на внешний уровень и не успевает разъесть его душу. Человек, любящий Бога, всегда искренен. Когда один человек закрывает свою душу от другого, тут же начинается процесс манипулирования и управления другим. Главной целью становится не любовь, а инстинкт самосохранения. Поэтому люди неискренние тяготеют к зависти, жадности, осуждению, унынию, гневу, то есть к гордыне во всех ее проявлениях.

Каждый из нас живет в определенном коконе, на некой территории, которая нами контролируется. Обида, какая-либо неприятность – это разрушение привычного, устойчивого мира, в котором мы живем. Это, собственно, и есть механизм познания и развития.

Когда человек устремляется к любви, его картина мира постоянно меняется, развивается, расширяется. Если главной целью человека является удовлетворение инстинкта самосохранения, картина мира тогда становится статичной, – ведь мы стремимся сделать вечным то, чему поклоняемся. В этом случае человек невероятно болезненно реагирует на любое изменение своей картины мира. То, что, на самом деле, является развитием, он воспринимает как крах. Такой человек не может принять потери, которая является для него символом разрушения, краха. Такой человек не в силах простить обиду. Он предпочитает ненавидеть и мстить. Тот, кто не умеет жертвовать и заботиться, тот, кто не умеет терять, тот, кто не способен быть искренним, – обречен на обиды, которые, накапливаясь, отравляют душу, а потом выходят наружу как болезни или преступления.

Преодоление обиды происходит поэтапно. Первый этап: абсолютная уверенность, что во всем виноват тот, кто плохо себя повел, – соответственно, его нужно наказывать и воспитывать. Второй этап: возникает понимание, что виноваты оба – и преступник, и жертва, – значит, наказывать и воспитывать надо обоих. Третий этап: осознание, что причина обиды – в тебе самом. Такое отношение к ситуации дает максимальную возможность развиваться. Тебя обидели – значит, виноват ты сам. Стань таким, чтобы тебя не обижали. Веди себя так, чтобы никто просто не смог тебя обидеть.

Лужу обидеть легко, – достаточно туда плюнуть. А родник, сколько в него ни плюй, обидеть невозможно. Точно так же обстоит дело и с человеком. Если у него мало энергии, – он начинает зависеть от людей и окружающего мира, и тогда его легко обидеть. А когда у человека энергии много, он тогда ни от кого не зависит. Даже если его попытаются обидеть, – ничего не получится. Обида – это признак слабости и зависимости.

Любая неприятная ситуация, возникшая при взаимодействии с другим человеком, – это конфликт. Нужно понимать, что конфликт – это непременное условие любого развития. Это разрушение прежней реальности и создание новой. Если человек не готов создать новую реальность, – он будет обижаться. Если у человека есть силы, энергия для создания новой реальности, – он будет развиваться.

Еще один важный момент: если нас обидели немотивированно, непонятно, нелогично с точки зрения человеческой логики, – это означает, что нужно вспомнить о существовании логики Божественной. Внутренние осуждение, ненависть и обида в таком случае гораздо более опасны. Чем меньше человеческой логикив происходящем, тем более добродушным нужно быть внутренне. Ситуация очень серьезная, если происходит прямое вмешательство Божественной воли.

– А что касается тебя, – обращаюсь я к приятелю, – то, согласись, не каждый день жена обваривает мужа кипятком. Для тебя это знак, что необходимо серьезно позаботиться о своей душе.

В первую очередь, надо ослабить привязанность к миру. Обиды на близких людей и моменты уныния, недовольства собой, нежелания жить – все это нужно задним числом пересматривать и снимать. Эти эмоции есть категорическое неприятие Божественной воли.

Для того чтобы легче принять Божественную волю, на какое-то время следует отставить в сторону человеческую логику, которая привязана к нашим инстинктам. Секс, обильная еда, общение с близкими, работа, проблемы завтрашнего дня, мысли, планы и надежды – все это лучше отбросить, от всего этого нужно отрешиться.

Почему монахи практически переставали есть, общаться, думать и переживать о каких бы то ни было проблемах? Почему йоги удалялись жить в пещеры, тормозя все свои физиологические функции? Для того чтобы максимально затормозить человеческую логику. Благодаря этому освобождалась энергия для познания логики Божественной. Менялась система целей, менялось восприятие мира, менялись чувства и характер.

Но монаху и йогу было легче, – ведь у них не было детей. А тебе нужно не только самого себя в порядок привести, но и своим внутренним состоянием помогать детям и внукам.

Прощение подразумевает не просто отказ от ненависти, мести, обиды. Прощение – это готовность обратиться к Богу и изменить свой характер и восприятие мира в лучшую сторону.

Почему Христос утверждал, что нельзя зарывать талант в землю? Потому что тот, кто не хочет отдавать энергию на всех уровнях, забывает о любви, перестает стремиться к любви. Чем больше мы отдаем, тем больше у нас потребность в любви, которая и дает нам энергию. Поэтому человек щедрый, милосердный и заботливый испытывает необходимость в общении с Богом. А жадный, корыстный и завистливый не имеет в этом никакой нужды.

Каждую минуту нужно становиться лучше, чем ты был раньше. Когда мы готовы к изменениям, – они происходят. Когда мы открыты для любви, – она приходит к нам.

– Так что тебе остался пустяк, – говорю я на прощанье, – приступить к серьезным внутренним изменениям.

 

С. Н. Лазарев. «Опыт выживания». Часть 7

Подробнее о книге

 

 

Поделиться в соц. cетях!06.03.2019 08:59