На какую тему провести следующий онлайн-семинар
 
Видео Дня
Только сегодня!
450 315р.

Все, что было со мной, осталось за дверью
(конкурс «Письмо, где сердце говорит»)

Уважаемый Сергей Николаевич! Это моя вторая часть письма. Пишу просто больше для того, чтобы высказаться, поделиться своей историей.
В первом моем письме я пролетела быстро над событиями своей жизни. Многие моменты забылись, уже все стало не так важно для меня. Потому что я живу уже в другой реальности... Все, что было со мной, осталось за дверью, но все же отголоски того иногда попадают в мою жизнь из-за той двери. По большей части они связаны с моим здоровьем, за такое долгое время болезни произошли изменения в моем организме. Как и тогда, все органы мои были больны. Так и сейчас практически во всех органах остались проблемы, но уже в остаточной форме... подробнее...

Подписка на новости



Рейтинг@Mail.ru

 

Человек влюбленный

 

ov3-n

 

Читатели часто присылают мне записки с одним и тем же вопросом: что такое любовь к Богу, как ее ощутить? Я всегда отвечал просто.

Если вы кого-то спасли, о ком-то позаботились, пожертвовали чем-то ради помощи другому, тогда чувство, которое у вас при этом появляется, похоже на любовь.

Когда вы сохраняете чувство тепла к собственно­му ребенку, невзирая на его шалости, хлопоты и неприятности, связанные с ним, когда вы принимае­те его всегда, чистый он или грязный, хороший или плохой, — это чувство похоже на любовь.

Когда вы чувствуете сострадание к боли другого, когда вы можете быть и очень мягким и очень жест­ким, но при этом испытываете душевное тепло к другому, — это чувство похоже на любовь.

Когда вас предает близкий человек, когда от вас отворачивается любимая женщина, когда неожидан­но умирает тот, кого вы любите, а вы видите в этом Божественную волю, которая направлена на разви­тие любви в душе, когда при любом обрушении мира вокруг вас вы сохраняете тепло и свет в душе, — это чувство, похожее на любовь.

Когда от вас отвернутся все те, кому вы дарили теплые чувства, когда вы будете болеть и умирать и не сможете тепло относиться к своему телу и к своей судьбе, тогда у вас в душе может появиться отчая­ние. И если в этот момент вы вспомните, что Богу всегда нужно ваше душевное тепло, что Творец всегда нуждается в нем, то в вашей душе может по­явиться чувство, похожее на любовь.

Если вы поймете, что все мы состоим из любви, и Божественная воля направлена, в первую очередь, на спасение и сохранение любви, что болезни, несчастья и потери, закрывая от нас потребности тела, духа и души, направляют нашу энергию к Богу, — тогда вы можете испытать чувство благоговения и благодарно­сти к Нему. И это чувство будет похоже на любовь.

В юности я читал в книгах о том, что любовь должна быть совершенно бескорыстной и ничего не просить взамен. Эгоист только берет, и это очень плохо. А вот альтруист готов все отдать, и это очень хорошо. Я постоянно слышал о том, что человек лю­бящий должен только отдавать. А потом прошло вре­мя, и я понял, что любовь не только отдает, но и бе­рет. Бог не только дает нам жизнь, но и забирает ее. Бог не только дает нам любовь, — Бог также и нуж­дается в нашей любви.

В Ветхом Завете написано, что Бог является рев­нителем и истребляет того, кто от Него отворачивает­ся. Эти слова подобны притче, в которой содержание скрывается за формой. На самом деле, Бог постоян­но дает нам любовь и энергию. А когда мы внутренне отворачиваемся от Него, начинает умирать наша душа, а затем разрушаются сознание и тело. По сути дела, это есть расшифровка высших вселенских зако­нов, — тех законов, по которым живет наша душа. Причем все вселенские законы сводятся к одному.

...Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя доро­гою, и ложась и вставая... (Втор 6:4—7)

Как правило, люди считают, что самое большое несчастье — это смерть близких. Для многих людей это смерть собственных надежд и благополучия. Есть люди, для которых страшнее всего — потерять рабо­ту. Есть и такие, кто больше всего боятся потерять деньги или физическое здоровье. В чем же смысл по­тери? Почему ее с такой болью воспринимает каж­дый человек? Почему душа так страдает?

Если вдуматься, то мы придем к удивительному выводу. Главную боль мы испытываем не оттого, что кого-то или что-то теряем, — все дело в том, что те­ряя что-то, мы теряем возможность любить. Смерть любимого человека — это исчезновение возможности отдавать ему душевное тепло, заботу, жертвовать ради него, воспитывать его, ссориться и конфликто­вать с ним, это потеря возможности получить от него боль и страдания, которые еще больше усиливают любовь. Потеря работы или благополучия — это так­же невозможность отдавать энергию для поддержа­ния благополучия и выполнения работы.

Все, что мы любим, постоянно требует от нас энергии. Мы должны думать, заботиться, устремля­ться к объекту своей любви, — именно это и делает нас счастливыми. А когда мы теряем здоровье, бла­гополучие, когда уходят из жизни близкие родст­венники, тогда наша душа лишается возможности любить, жертвовать, отдавать. Именно это и являет­ся для души самой тяжелой мукой и страданием.

В одной из книг Ветхого Завета описываются стра­дания Иова. Но там не объясняется, для чего нужны эти страдания. На самом деле, страдания помогают перейти от человеческой логики — к Божественной. У Иова отняли все. Он не мог больше любить свое тело, изъеденное проказой, он не мог любить и забо­титься о своем имуществе, своих стадах, своем поло­жении в обществе. Умерли все, кого он любил и о ком заботился. Именно эти невыносимые страдания и под­талкивали его к последнему и единственному выходу из замкнутого круга — любить Бога.

Любовь к Богу может быть сколь угодно силь­ной. Эту любовь у нас никто никогда не отнимет. Ее невозможно утратить, потому что Бог — это веч­ность. В иудаизме, в основе которого — страх перед Богом, выполнение Его заповедей, поклонение и подчинение Ему, были заложены зерна будущей трансформации. Страх, поклонение, жесткое испол­нение заповедей должны были трансформироваться в любовь, ни от чего не зависящую. Благодаря это­му новому восприятию, Бог из господина и хозяина становился заботливым и любящим Отцом.

Для многих верующих притча о бедном Иове вы­глядит жестокой и нелогичной. Ведь в Священном Писании ясно сказано о том, что человек, выполня­ющий заповеди, будет иметь благополучную судьбу и физическое здоровье. Его жёны не будут бесплод­ны, его стада будут обильно плодиться, несчастья обойдут его стороной.

За что же тогда покарали Иова? Для сознания эта притча выглядит неразрешимой загадкой. Но если вдуматься, для чего нам нужны заповеди, тог­да многое прояснится. Для большинства людей вы­полнение заповедей — это возможность получить здоровье и благополучие, это возможность проще­ния грехов и появления на свет здоровых детей. Чем активнее человек молится, тем больше он втай­не рассчитывает, что здоровья прибавится, а судьба будет к нему благосклонна. И будет много денег, и хорошая работа, и интересные мечты и планы, кото­рые реализуются. И много будет близких, которых сможет любить этот человек.

Но все, о чем мечтает и что хочет получить такой человек, вознося молитву, — это всего лишь средство для того, чтобы отдавать энергию, заботу и любовь. Значит, по сути своей, выполнение заповедей — это во­все не обретение денег, благополучия и счастливой семьи. Это возможность раскрывать и усиливать в своей душе любовь. А все богатства окружающего мира — это всего лишь повод для раскрытия любви в душе.

Для того чтобы познать содержание, нужно ино­гда разрушить форму. Иову пришлось пережить крах всего только для того, чтобы понять, в чем смысл исполнения заповедей. Этот смысл прост: со­единение с Богом, увеличение любви к Богу при все большем уподоблении Ему.

Все блага, окружающие человека, — вторичны. Божественная любовь — первична, без нее никакие блага человек не удержит. В Священном Писании Бог, обращаясь к людям, показывает вторичность любых ценностей и первичность любви по отноше­нию к ним.

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже со­рок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испы­тать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;

Он смирял тебя, томил тебя голодом и пи­тал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек... (Втор 8:2—3)

Однако этот вопрос продолжают задавать мне на лекциях снова и снова: «Как испытать любовь к Богу, что это такое?» Приходится искать новые пути.

Представьте себе, что вы влюбились, — отве­чаю я, — ведь каждого человека в юности посещает это чувство. А теперь давайте подумаем о том, что чувствует и о чем думает влюбленный.

Он весь растворяется в любимом человеке. Все чувства и мысли влюбленного юноши посвящены любимой. Весь мир стягивается в одну точку, к од­ному центру. В этом центре — та девушка, которую он любит. Это первое.

Второе. Он не может думать ни о ком другом. Он перестаёт обращать внимание на других девушек. Как бы они ни искушали его, ни улыбались ему, ка­ких бы знаков внимания ни оказывали, внутренне юноша свободен от них. Ни деньги, ни выгодное по­ложение, ни красота других девушек, ни их чувст­венность не трогают влюбленного. У него есть та единственная, о которой он мечтает.

Третье. Он относится к любимой с благоговением. Если раньше он позволял себе плоские шутки в отно­шении женщин или насмешки, то теперь пренебре­жительное отношение или легкомысленное упомина­ние о любимой становится просто невозможным.

Четвертое. Влюбленный перестает есть. Он за­брасывает все свои дела, забывает о любимой рабо­те. Проекты, мечты, успешные начинания — все это становится пресным и неинтересным. Самая лучшая и престижная работа на какое-то время теряет смысл.

Пятое. Меняется его отношение к людям. Если раньше юноша видел вокруг хитрых, злых, корыст­ных и жестоких людей, неожиданно в тех же людях он обнаруживает совсем другое — добродушие, доб­рожелательность, готовность помочь и простить. А в первую очередь, он становится мягче, добрее и тер­пимее по отношению к своим близким. Есть простой закон: как ты относишься к близким, — так же ты будешь относиться и к чужим; как ты относишься к своим родителям, — так же будешь относиться ко всем родственникам и близким. Ведь родители — это для тебя самые близкие родственники на свете.

Шестое. Юноша, который раньше готов был с ку­лаками накинуться на обидчика, вдруг прощает его и протягивает ему руку, чтобы помириться.

Седьмое. Все наслаждения, которые раньше юно­ша считал смыслом жизни, вдруг резко утрачивают свою привлекательность. Разнообразная еда, алко­голь, всевозможные развлечения оказываются скуч­ными и ненужными. А высшее удовольствие — сек­суальные утехи с подружками — становится откро­венно неприятным. И даже воспоминания о таких удовольствиях становятся какими-то постыдными, потому что они ущемляют в душе любовь.

Восьмое. Юноше всегда нравилось получать по­дарки. Чем меньше труда он вкладывал и чем лучше зарабатывал при этом, тем больше он радовался. Но теперь, влюбившись, он удивленно замечает, что ха­лява стала неприятной, что ему радостнее отдавать, чем брать, что вещь, которую он получил, не зара­ботав, отравляет его душу. Желание получать, не заработав, ведет к инвалидности души, — неожи­данно он остро понял это.

Девятое. Раньше корысть была гораздо важнее нравственности, и часто ради выгоды молодому че­ловеку приходилось лгать, обманывать других. Но вот он влюбился и теперь чувствует, что лгать люби­мой девушке не может, что неискренность убивает любовь. Такое же отношение он невольно переносит и на всех окружающих. И тогда он ощущает, что его душа начинает раскрываться и наполняться счасть­ем. Лгущий человек заключает свою душу в темни­цу, ведь обманываем мы ради выгоды. Тот, кто лжет, грабит другого на уровне души, а это самый тяжелый вид воровства.

Десятое. Влюбленный человек не завидует. За­висть — это и страх, и ревность, и жадность. Когда у человека нет любви, у него нет энергии: он не сможет догнать того, кто его опередил. Такой человек, вмес­то того чтобы заработать деньги, норовит их украсть или мечтает отнять их у того, кто их имеет. Любя­щий сам является источником счастья. Дающий — счастлив, берущий — зависим и обидчив. Любовь дает человеку главную свободу, внутреннюю незави­симость. Христос говорил: «...Всякий, делающий грех, есть раб греха», то есть это человек, внутрен­не несвободный.

Итак, состояние влюбленного человека: через любовь к близкому человеку меняется отношение ко всему миру, меняются характер и судьба. Первый шаг определяет все остальные.

Я думаю, понятно, о чем идет речь. Десять запо­ведей, данные Моисею, описывают состояние влюб­ленного человека. Только любовь эта обращена к Богу. Эта любовь позволяет человеку трансформи­роваться, выйти на совершенно новый уровень взаи­моотношений между людьми.

Для того чтобы понять, в чем смысл Десяти запо­ведей, нужно увидеть их единство. Десять запове­дей, полученные Моисеем, различаются между со­бой весьма существенно, но это только на внешнем уровне. Суть каждой заповеди, на самом деле, — одна и та же. Все они призывают к одному. В них содержится единый универсальный алгоритм, — это любовь.

Наиболее ясно этот алгоритм выражен в первой заповеди. Поэтому из первой заповеди выводятся все остальные. Если же анализировать на внешнем уровне, то Десять заповедей разделяются на два по­тока, два направления. Первые три заповеди опре­деляют отношение к Богу. Четвертая заповедь — это переходное звено от Божественной логики к че­ловеческой. Остальные шесть заповедей определяют отношение к людям и к миру.

На семинаре в Израиле я говорил о том, что все 613 заповедей Ветхого Завета сводятся к Десяти за­поведям, данным Моисею, и проистекают из них. Если же говорить точнее, то 613 заповедей сводятся к семи; семь сводятся к трем; три сводятся к од­ной — главной.

Итак, первые три заповеди посвящены отноше­нию к Богу. Чему же посвящены остальные запове­ди? Если вдуматься, они разделяются, в свою оче­редь, на два рукава, два направления. Суть двух этих направлений проста, — это наши инстинкты.

Ни одно живое существо не сможет жить и разви­ваться, если в нем угаснут инстинкты. Желание продолжить свой род заставляет человека искать себе пропитание, получать удовольствие от еды. Это желание рождает в человеке сексуальные чувства, необходимые для появления детей на свет, подтал­кивает его к сексуальному наслаждению.

Инстинкт самосохранения заставляет человека убегать от опасности. Он побуждает человека к строительству жилища, обеспечению своей защи­щенности. Этот инстинкт заставляет заботиться о завтрашнем дне, рождает честолюбие, стремление к власти, формирует волю к победе. Эти инстинкты необходимы, но поклонение им незаметно превра­щает человека в животное.

В Священном Писании говорится о том, что Бог не позволит человеку превратиться в животное. Та­кие люди будут болеть и умирать. Жители Содома и Гоморры начали поклоняться инстинкту продолже­ния рода, — это повлекло за собой вырождение их душ, а затем и физическую гибель. Поклонение ин­стинктам рано или поздно приводит к вырождению потомства.

Итак, шесть заповедей, определяющие отношение к людям и миру, — это инструкция по преодолению зависимости от инстинктов. Для того, кто сдержива­ет похотливость, сладострастие и вожделение, ин­стинкт продолжения рода постепенно становится второстепенным. Тот, кто сдерживает желание убить, ограбить, солгать, тот, кто побеждает жад­ность и завистливость, этот человек ставит инстинкт самосохранения на второе место, а любовь к Богу — на первое.

Сейчас ученые точно знают, что не только у жи­вотных имеются орудия труда, сознание и речь, — всем этим владеют и насекомые. Более того, экспе­рименты доказывают, что сознание и своя обще­ственная жизнь есть даже у бактерий. Но религиоз­ные представления существуют только у человека. Именно вера в Бога позволяет преодолеть зависи­мость от инстинктов, что помогает обеспечить стра­тегическое выживание.

В единобожии вера сопряжена с любовью и нрав­ственностью. Без этого высокие уровни развития не­достижимы. Причина гибели многих предыдущих цивилизаций на Земле заключалась в том, что, реа­лизуя инстинкты, развивая тело и сознание, они забывали о душе и нравственности. А при утрате первых трех заповедей становится невозможным выполнение остальных. Пока устремление к Богу, сознательное или интуитивное, является для челове­ка главным, ему позволено развиваться, иметь здо­ровье и благополучие.

Нынешняя цивилизация поклоняется инстинктам. Телевизионный экран заполнили сцены секса и наси­лия. Я раньше не понимал, почему римский народ требовал: «Хлеба и зрелищ!» и почему высокоразви­тая римская цивилизация погибла от нашествия вар­варов. Оказывается, в этой фразе заложено поклоне­ние двум инстинктам. Вожделение, к которому тя­нулся римский народ, разделялось на два потока: хлеб — как символ продолжения жизни, и зрелище, развлечение — как удовлетворение инстинкта само­сохранения. Чем богаче было государство, чем боль­ше удовольствий получал народ, тем быстрее вырож­дались души и приближалось разложение и гибель империи.

Но почти за две тысячи лет до гибели Римской империи в заповедях, обращенных к народу Израи­ля, было сказано:

Когда будешь есть и насыщаться, и по­строишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего... (Втор 8:12—14)

Если же ты забудешь Господа, Бога твое­го, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидете­льствуюсь вам сегодня [небом и землею], что вы погибнете... (Втор 8:19)

 

С.Н. Лазарев. «Диагностика кармы. Опыт выживания». Часть 3

Подробнее о книге

 

Поделиться в соц. cетях!11.12.2018 08:08