Видео Дня
Только сегодня!
300 210р.
На какую тему провести следующий онлайн-семинар
 

Реальность мудрее нас
(конкурс "Письмо, где сердце говорит")

Здравствуйте!
Для меня информация от Сергея Николаевича уже давно стала учебником жизни. Более десяти лет читаю книги, слушаю лекции, посещаю семинары, общаюсь с единомышленниками. Естественно, за это время я очень изменилась, а иначе и быть не может. Ведь это не просто информация к размышлению, она имеет сильнейшее воздействие на душу. И либо ты реально глубинно меняешься, либо уходишь с этого пути. Моё мироощущение в целом стало намного позитивнее и радостнее, чем раньше. Ушли тревоги и страх перед будущим. Во мне почти всегда светит солнце, даже когда все не так, как мне хочется. Я все чаще чувствую, что реальность мудрее нас. подробнее...

Подписка на новости



Рейтинг@Mail.ru

Уровни души

отрывок из книги «Человек будущего. Воспитание родителей»

 

ch5-4

 

«Все действительное разумно, все разумное действительно» — утверждал Гегель. Иными сло­вами, в каждом происходящем событии кроется высшая разумность, высший смысл, не всегда по­нятный человеку. Если событие произошло, — это закономерно. Наше возмущение и неприятие про­исходящего проистекает из незнания законов, управляющих людьми и обществом.

Вспоминается недавний разговор с одним моим знакомым.

      Вы знаете, какого мнения читатели о ваших книгах? — сказал он. — Когда дело касается бо­лезней и проблем отдельного человека, вы сбалан­сированы, добродушны и мудры. Как только речь заходит о проблемах России, все ваше обаяние за­канчивается, — злость, паника, осуждение...

Я улыбнулся и развел руками в ответ.

      Читатели совершенно правы. Больше три­дцати лет я пытаюсь понять, что такое болезнь и судьба человека, и нащупать закономерности того, что происходит. А поведение российских чиновни­ков закономерностям не поддавалось. Логике и здравому смыслу — тоже. А потом я попытался уйти от узких схем и привычных стереотипов, и возмущение стало уходить.

Что такое обида, недовольство, возмущение? Это, на самом деле, примитивная попытка управ­лять ситуацией. Слабый человек обижается, силь­ный — действует. По сути, обида — это попытка управления и воспитания другого человека.

Если у меня есть даже небольшой опыт воспи­тания, я уже обижаться не буду, у меня после не­приятной ситуации будет расти не боль обиды, а количество воспитательных средств и приемов. Любая болезненная ситуация, которая раньше ста­новилась для меня мукой и вызывала приступ отчаяния, теперь оказывается интересной задачей с множеством разнообразных методов решения. А то, что раньше воспринималось как обида, нане­сенная другим человеком, теперь превращается в радость творчества, — ведь посредством воспита­ния мы, меняя характер человека, создаем новую личность. Это — как писать картину: радость творчества, создание нового мира, отдача энергии, помогающая ощутить любовь в душе. Обида — это конфликт, а когда мы выработали привычку смотреть на конфликт как на возможность воспи­тания другого человека, — тогда вместо ненависти и осуждения мы начинаем испытывать счастье творчества.

      Однако не все так просто, — продолжал я. — Иногда боль, нанесенная близким челове­ком, настолько сильна, что мы чувствуем: преодо­леть ее невозможно, нет моделей воспитания для этого случая. Мы пытаемся управлять и воспиты­вать, но не находим подходящего способа, метода, приема. В этот момент можно испытать отчаяние, которое превратится в осуждение или уныние. Ведь любая обида — это подсознательное желание убить другого, а впоследствии — и самого себя.

На самом деле, выход есть, — изящный и про­стой. Причина агрессивности — в желании управ­лять другим человеком или ситуацией. Веду­щий — агрессивен, ведомый — спокоен. Если в момент сильнейшей обиды мы вдруг вспоминаем, что близкий человек — это инструмент в руках Бога, тогда нам сразу становится легче. Если мы понимаем, что через душевную боль, обиду нас свыше отрывают от привязанностей, — мы стано­вимся спокойнее. Если мы осознаём, что любое унижение души, духа и тела направлено на очи­щение и раскрытие Божественной любви, мы ис­пытываем ощущение счастья и гармонии. Чем яв­ственнее мы видим во всем Божественную волю, чем больше мы ощущаем себя ведомыми, тем лег­че нам сохранить любовь в самой болезненной для нас ситуации.

«Кесарево кесарю, а Божие Богу». Это означа­ет, что мы живем одновременно в двух логиках. Первой всегда должна включаться логика Божест­венная, — это позволяет побеждать агрессию в са­мой ее основе. Если первое наше побуждение — импульс любви, тогда воздействие на другого человека превращается в воспитание, а не унич­тожение.

Чем обширнее у человека возможности воздей­ствовать на окружающий мир и менять его, тем сильнее могут вырасти его гордыня, ощущение правоты и тем стремительнее будет увеличиваться его агрессивность. Механизм спасения в этой си­туации, ведущей к гибели, только один: устремле­ние к Богу и к любви должно быть больше, чем устремление к любым, даже самым большим, спо­собностям. Чем явственнее мы видим Божествен­ную волю во всем, тем менее опасной становится наша собственная воля. Тогда, наряду с воспита­нием окружающих, мы будем заниматься и само­воспитанием. Ощущение Божественного присутст­вия во всем помогает нам в самовоспитании, смысл которого — измениться так, чтобы в душе было больше любви.

Многие люди, прочитав мои книги, стали мо­литься так: «Господи, сними с меня все обиды, яв­ные и неявные». На поверхностном уровне такая молитва все равно работает. Но если вдуматься, суть обиды — это неумение воспитывать другого человека, это нежелание видеть Божественную волю во всем происходящем. Получается, что че­ловек не хочет воспитывать ни себя, ни других, ведет себя соответствующим образом и при этом, обращаясь к Богу, просит устранить последствия такого своего поведения. Люди используют обра­зы и понятия, не задумываясь над их смыслом. Поэтому, хотя поверхностные изменения и проис­ходят, но реально характер и судьба не меняются и тяжелые болезни остаются.

Мой собеседник слушал с большим вниманием. Я продолжал:

      Бандитский беспредел 90-х сменился беспре­делом чиновничьим. Раньше меня это возмущало, рождало страх, панику и осуждение. Каждый из нас может быть убит, арестован, подвергнут изде­вательствам, зная, что закон его не защитит и справедливости не будет. А теперь вдумаемся, по­чему это происходит. Закон и справедливость мо­гут существовать только там, где есть нравствен­ность. Она может быть первобытной, она может быть языческой, она может достигнуть уровня единобожия. Но порядок государственный проис­ходит из порядка в душе. Если власть нарушает Божественные законы в виде заповедей и нравст­венности, такой власти подчиняться нельзя. Ина­че она истребит и народ, и государство, и себя са­мое, в конечном счете.

Гарантом нравственности мог быть народ, мог­ло быть общественное мнение. Но все были де­зориентированы. Лидеры общества с вожделением кричали о прогнившей социалистической системе и о наступившей демократии. Точно так же боль­шевики в свое время отрекались от прогнившего царизма и буржуазной нравственности. Теперь светлое будущее заменили идеей сытого настояще­го. Но оказалось, что понятие демократических свобод невозможно без гарантий нравственности. Для того чтобы была демократия, необходимо ра­венство всех перед законом и безусловное подчи­нение этим законам.

На Западе религия перестала быть гарантом нравственности. Эту роль попытались взять на себя общественное мнение, демократические орга­низации, пресса. Однако светская власть может быть гарантом только внешних приличий — мора­ли, нравственности, смыкающейся с администра­тивным и уголовным правом, но не более. Есть та­кое понятие — менталитет общества. Бывает, в об­ществе не принято лгать и воровать, считается, что опозорившемуся чиновнику следует оставить должность, а власть должна работать в интересах государства и народа. Все это существует на уров­не обычаев. Если же нет гаранта нравственности, менталитет общества может меняться в худшую сторону, что сейчас в мире и происходит.

Если государство станет нравственным, невы­годно будет воровать и предавать собственный на­род. Но к этому еще надо прийти.

В настоящее время в России нет идеологии, ко­торая объединяла бы нравственность и систему стратегических целей. Единобожие не может су­ществовать без строгого соблюдения нравствен­ных законов, а они, в свою очередь, должны быть защищены системой административных и уголов­ных законов.

В Ветхом Завете, к слову сказать, дается четкая взаимосвязь главных понятий. Из веры в Бога происходит любовь и сострадание к себе подоб­ным. Любовь и сострадание рождают нравствен­ность, нравственность предписывает правила об­щения и поведения людей. Появляются админист­ративные законы. Нравственность предписывает, как вести себя в области хозяйственной деятельно­сти, в торговле, во время войны. Нравственность определяет, что можно и чего нельзя делать по от­ношению к своему ближнему и к самому себе.

По сути дела, Библия прямо и недвусмысленно утверждает: «Если политика, экономика, культура и религия в государстве не способствуют исполне­нию и постижению Божественных законов, — такое государство обречено на гибель». Если в го­сударстве утрачена нравственность, то его эконо­мика и политика начинают деформироваться, вы­рождаться и погибать. После появления Торы миновало несколько тысячелетий. Государства возникали, развивались, погибали, — и каждый раз это происходило по сценарию, описанному в Библии.

Нынешняя трагедия России в том, что в 90-х годах либералы пытались убедить общество: фи­нансовое благополучие намного важнее нравствен­ности. Разнузданность они называли свободой, воровство — демократией, разложение собствен­ной культуры — переходом к западным ценно­стям. Нынешняя трагедия России в том, что ком­мунисты в течение 70 лет убеждали народ: счаст­ливое и сытое будущее важнее веры, любви и нравственности. Проблема России в том, что не­сколько столетий назад светская власть подавила и подчинила себе власть духовную. Проблема в том, что Православная Церковь в России вошла в состояние кризиса: из-за непонимания людьми, в чем суть религии, ритуалы, обряды постепенно вытеснили, заменили искреннее устремление к Богу и соблюдение заповедей, а потом уже такие человеческие ценности, как власть, богатство, ста­ли значимее любви и отрешенности.

Сегодняшняя проблема России, вероятно, в том, что люди, исповедующие православие, не су­мели полностью осознать то, что говорил Иисус Христос. Однобокое, половинчатое восприятие ис­тин, полученных через него, постепенно стало приводить к разрушению единобожия и к усиле­нию языческих тенденций. А у язычника всегда на первом месте царь, то есть сила, а на втором мес­те — дух, то есть жрец.

Я отвлекаюсь от воспоминаний об этом разгово­ре, и перед моим мысленным взором возникает фасад Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Над величественными колоннами, на боковом портале — позолоченные буквы: «Господи, силою твоею возвеселится царь». Каждый, кому на глаза попадалась эта надпись, должен был отметить в своем подсознании, что царь — это воплощение силы, и сила эта гарантирована Богом. Не любо­вью, не нравственностью возвеселится царь, а именно силой. Четкая языческая формула. Вооб- ще-то, эту надпись следовало бы продолжить еще одним утверждением: «Господи, силою твоею бу­дет уничтожен царь». Одна противоположность всегда переходит в другую: поклонение силе пре­вращает ее в слабость, поклонение жизни приво­дит к смерти. Деньги, по сути дела, — это символ жизни, власти и силы. Поклонение им сначала разрушает любовь и нравственность, как это прои­зошло в Содоме и Гоморре, а затем уже приводит к физическому распаду.

Душа распадается первой, но человек привык бояться и переживать только за свое тело. А это уже, как правило, является запоздалой попыткой спасения. В Ветхом Завете сказано о том, что муд­рость рождается при появлении страха перед Бо­гом: «Начало мудрости — страх Господень». Раньше я переживал это как эмоцию страха перед какой-то личностью. Оказывается, здесь имеется в виду совершенно другое. Страх Божий есть бо­язнь разрушения и утраты собственной души. Это страх утратить любовь, без которой душа не мо­жет существовать. Это самая ранняя реакция на неизбежную гибель, которая наступит после того, как в душе будет истреблена любовь. Боязнь поте­рять душу, утратить любовь и нравственность, в конечном счете, спасает сознание и тело вместе с будущим.

В современном мире происходят закономерные процессы распада и возрождения. Главное — в любой ситуации видеть Божественную волю, чув­ствовать высшую закономерность происходящего. Нужно бороться с проблемами и преодолевать их. Нужно воспитывать и людей, и окружающий мир. Но при этом нельзя забывать, что целью любого воспитания является любовь, и для того чтобы воспитывать другого, нужно эту любовь чувство­вать самому. А для этого необходимо убрать лю­бую агрессию, мешающую любви, ощутить вторичность своей воли, а также безграничность и милосердие воли Всевышнего.

Для того чтобы получить что-либо, нужно про­тянуть руки и взять это. Для того чтобы получить любовь от Бога, нужно протянуть к Нему руки и отвернуться от ценностей человеческих. В крити­ческие моменты следует забывать о человеческой логике и жить только на уровне логики Божест­венной. Только тогда трансформация человеческо­го «я» будет полной. Только тогда любая инфор­мация может быть полностью усвоена.

На память приходит недавний германский се­минар, на котором я говорил о понятиях души и духа, об их соотношении и о причинах тенденции поставить дух выше души.

Почему существует такая тенденция? Во-пер­вых, потому, что есть три уровня духа. Первый уровень — то, что называется «Святой Дух». Кро­ме того, в иудаизме Божественную энергию, кото­рая пришла в этот мир и начала создавать вселен­ную, называют духом. И третья ступень — наше сознание, духовная жизнь, наш дух.

Есть сознание клетки, есть сознание органа и есть сознание организма. Есть Божественный дух, есть вселенский дух и есть дух человека. Эти по­нятия обозначаются одним словом, но качественно отличаются друг от друга.

Вселенная устроена по принципу матрешки. Святой Дух — это Божественная энергия, которая является любовью, то есть чувством, сознанием и веществом одновременно. Это вселенские душа и сознание, это душа и сознание всего живого во вселенной, это душа и сознание человечества, на­рода, семьи, отдельного человека.

Христос говорил: «Бог есть дух». Это означа­ет, что Всевышний — за пределами этого мира, то есть это не истукан, которому можно молиться. В то же время, Христос говорил: «Блаженны ни­щие духом», то есть счастлив тот, кто духа не име­ет. Что это значит? Христос, вероятно, имел в виду: дух — это наша духовность, сознание, буду­щее. Об этом свидетельствуют его слова: «Не переживайте о завтрашнем дне», — то есть не следует концентрироваться на духе. Ведь наша духовность связана, в первую очередь, с прогно­зированием будущего. Чем выше духовность чело­века, тем больше он может прогнозировать, пла­нировать, мечтать.

Когда человек мыслит на уровне отдельных противоположностей, тогда под понятием «дух», «духовность» он автоматически подсознательно подразумевает сознание, будущее и начинает по­клоняться будущему, а дальше начинается катаст­рофа. Именно эта тенденция была 2000 лет назад в Израиле, именно против нее восставал Христос.

Во-вторых, стремление поставить дух выше души связано с еще одним важным моментом. Су­ществуют понятия: сознание, подсознание, или бессознательное, и сверхсознание. Вначале бессоз­нательное-подсознательное воспринималось как нечто первобытное, животное, несовершенное, как наши страсти, закопанные глубоко внутрь. Спустя некоторое время то, что считалось подсознанием, назвали сверхсознанием, поскольку, как выясни­лось, информация о будущем, все самые высшие аспекты человеческой личности кроются там же, в том же подсознании.

Так все-таки, что же такое подсознание? Это животное или сверхчеловеческое? Всё вместе. Дело в том, что подсознание многослойно, наша душа многослойна. Душа — это наши чувства.

У нас есть чувства животные и есть чувства Боже­ственные; мы — посередине.

Сначала человек считал, что душа — это нечто высшее. Потом человек понял, что из души прихо­дят животные чувства, и начал сознанием тормо­зить себя, исполнять заповеди, управлять своим поведением. Человек стал рассуждать так: по­скольку я сознательно говорю себе — «Воздер­жись от этого, воздержись от того...», — значит, получается, что я сознанием останавливаю свои желания и управляю своей душой. Значит, созна­ние первично и, значит, дух — важнее души. Тот, кто руководствуется только душой, часто совер­шает ошибки. А человек, для которого важен дух, ориентируется на знания, на заповеди, на рели­гию, управляет своей душой и, в конечном счете, из него получается гармоничный человек. Вот точ­ка зрения.

Все становится на свои места, если мы понима­ем следующее. Дух находится над животным сло­ем души, а над духом есть еще слой души Божест­венной. В душе есть слои, которые ниже духа, и есть слои, которые выше духа.

Когда человек может мыслить диалектически, тогда он понимает: душевный человек может тяго­теть к животному, а может тяготеть к Божествен­ному; всё это душа. А определить душу одним словом невозможно, поскольку душа состоит из противоположностей.

Если человек считает, что через сознание нуж­но полностью собой управлять, то он начинает управлять не только животным своим началом, но и Божественным. После этого сознание стано­вится во главу угла, душа начинает деревенеть, энергетика падает — и человек постепенно зату­хает.

Мы должны понять, что наше сознание через знание заповедей, религии помогает нам воспиты­вать нашу душу. Но, вместе с тем, высшие слои нашей души, которые соприкасаются с любовью, намного значимее, масштабнее духа, и именно лю­бовь воспитывает наше сознание.

Задумавшись, я смотрю на листок бумаги, ле­жащий передо мной. Одна читательница помогла мне информацией, касающейся души и ее разви­тия. Оказывается, в иудаизме принято считать, что душа имеет пять уровней.

Уровень первый называется нэфеш — «низ­шая, животная душа».

Уровень второй — руах — «дух».

Уровень третий — нешама — «душа».

Уровень четвертый — хайя — «живая».

Уровень пятый — йехида — «единая».

Получается, что первый уровень души — жи­вотный, связанный с телом. Второй уровень души связан с сознанием — духом, третий уровень — с высшими чувствами. Четвертый уровень называ­ется «душа живая», — она выходит за пределы личности, охватывает все живое, и в ней непре­рывно присутствует любовь. Душа последнего, пя­того уровня — вечна и нераздельно связана с Творцом, потому и называется — «единая душа». В «единой душе» заключена вся вселенная, ее смертная и бессмертная составляющие.

«Наверное, так», — думаю я. Может быть, по­том мое восприятие изменится. Как только мы воспринимаем что-либо как абсолютную истину, наше устремление к познанию останавливается, тормозится энергия, а вместе с ней — и любовь.

В таком случае, что же есть истина? Это есть непрерывное устремление к Божественной любви и непрестанное ее увеличение. Это готовность каждый день смотреть на мир по-новому. Облада­ние истиной делает человека счастливым. Непре­рывное устремление к истине делает человека сча­стливым постоянно.

 

С.Н. Лазарев. «Человек будущего. Воспитание родителей». Часть 5

Подробнее о книге

 

Поделиться в соц. cетях!20.11.2018 08:26