На какую тему провести следующий онлайн-семинар
 
Видео Дня
Только сегодня!
450 315р.

Я Его чувствую, и поэтому я спокойна!
(конкурс "Письмо, где сердце говорит")

Здравствуйте, дорогой Сергей Николаевич!
Меня зовут Н. Мне 43 года. История моя начинается с детства. Начну с того, что, как говорила моя мама, проблемы мои проявились уже при беременности мамы мною. Папа мой любил выпить и, бывало, бил маму в живот… Родилась я желтая. Но, как говорили врачи, ни болезни Боткина не было, ни серьезных проблем с печенью не выявлялось… подробнее...

Подписка на новости

Будьте с нами!

Напишите свой e-mail и 2 раза в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.



Рейтинг@Mail.ru

Ум или чувства?

отрывок из книги «Облики гордыни»

 

OG2

 

Фильм братьев Коэнов «Серьезный человек» можно смотреть многократно. Этот фильм поставлен блестяще и выстроен в соответствии с законами мироздания. В нем, как в Библии, все зашифровано. В фильме нет линейного мышления и лобового ответа на вопросы. В нем показаны ситуации, которые можно трактовать по-разному. Каждый человек, в зависимости от уровня своего развития, найдет в этом фильме понятную для себя истину, которая соответствует возможностям его восприятия. Первоклассник увидит таблицу умножения, десятиклассник – сложные алгоритмы.

История, показанная в этом фильме, проста и загадочна одновременно. Главный герой фильма – набожный еврей, аккуратно выполняющий все религиозные заповеди. Он серьезен, пунктуален, у него размеренная, упорядоченная жизнь, он не позволяет себе ничего лишнего. Он обуздал свои чувства, его сознание спокойно, ясно и чисто. Главное – соблюдать заповеди, тогда Бог даст и здоровье, и благополучие, и успех.

Этот серьезный, верующий человек обнаруживает, что ему изменяет жена. Затем разваливаются все его планы и начинания. Он молится, пытается понять, в чем же дело, – но все безуспешно. Он с ужасом замечает, что люди, которые пытаются ему помочь, заболевают, у них тоже начинаются неприятности или они погибают. Как будто сама судьба намекает главному герою, что он идет не в том направлении.

С точки зрения иудаизма, если у человека начались несчастья, – значит, есть какая-то причина, значит, он нарушил какую-то заповедь. Главный герой ничего не нарушал, но Бог по неизвестной причине отвернулся от него. Он мечется в поисках выхода и не понимает, что же происходит с его жизнью. Он отправляется к раввину, пытается с его помощью выяснить причины своих проблем, но вразумительного ответа не получает.

У него неважное состояние здоровья, и в конце фильма он узнает об онкологии. Этот диагноз связан с таким понятием, как гордыня. Онкология часто бывает у людей, которые не могут принять произошедшее и сожалеют о прошлом. Они внутренне протестуют против того, что произошло.

В фильме не объясняется, что именно главный герой сделал неправильно. Я слышал, что раввины толковали этот фильм так: он нарушил заповедь, поставив студенту более высокую оценку, и был наказан за это. Но загадка состоит в том, что проблемы у него начались раньше.

Главный герой безукоризненно выполняет все заповеди, но на него сыплются несчастья и проблемы. А ведь в Ветхом Завете сказано, что если человек будет выполнять заповеди, ходить путями Бога и удерживать себя от греха, то он будет здоров, его жена будет рожать, его скот будет плодиться и размножаться… В фильме показано совсем другое, и режиссеры, конечно, должны были хотя бы намекнуть, где же искать разгадку.

Разгадку можно найти в названии фильма и в прологе к фильму. Название фильма – «Серьезный человек». Что такое серьезность? Допустим, человеку поручили какое-то дело и попросили отнестись к этому серьезно.Это означает – с повышенным вниманием и контролем. Это означает, что не следует лениться и допускать ошибок.

У серьезного человека всегда повышенный контроль над ситуацией, серьезный человек не допускает возможности ее разрушения. Постоянная серьезность – это полное переключение на человеческую логику. Человеческая логика тесно связана с сознанием, которое пытается управлять окружающим миром, контролируя и подчиняя его себе. А когда этот контроль становится чрезмерным, тогда получается, что человек вроде бы не нарушает высших законов, но при этом, по сути дела, постоянно борется с Богом.

Шутка – это неожиданная ситуация. Подшучивая над человеком, мы ставим его в те условия, которых он не ожидал, то есть разрушаем его привычное ви́дение мира. Любой анекдот – это разрушение ситуации. Мы смеемся тогда, когда вроде бы следует плакать. Смысл анекдотов в том, чтобы сохранить хорошее настроение, когда человеку плохо.

Склонность к юмору – это признак независимости от окружающего мира. У человека с юмором высокая внутренняя энергия и жизнеспособность, он умеет принимать разрушение привычного и стабильного, принимать неожиданную ситуацию. А серьезность не допускает никакого разрушения.

Серьезность – это желание сделать мир устойчивым и незыблемым. Человек с серьезным характером обречен на агрессивность. Стопроцентный контроль над ситуацией невозможен, и агрессивность как дополнение к контролю появляется неизбежно. Серьезный человек зависит от окружающего мира, и чем сильнее его зависимость от человеческих ценностей, тем больше ему хочется сохранить их неприкосновенными. Такой человек не способен терять.

Серьезный человек внутренне перестает быть верующим. Главный герой фильма искренне соблюдает все заповеди, следует религиозным предписаниям, но, на самом деле, внутренне является атеистом. Он совершенно не принимает Божественную волю; более того, – он борется с Божественной волей. Он не может отрешиться от своего сознания, от истин, которые воспринимает через голову, и начинает утрачивать единство с Богом. Творца познать головой невозможно.

Фильм «Серьезный человек» начинается с истории-притчи, на первый взгляд, совершенно непонятной. Средние века, небольшая избушка, зима, мороз. Женщина у очага ждет своего мужа. Муж возвращается домой поздно вечером и приводит с собой гостя – старика, который в метель помог ему починить колесо телеги и таким образом спас ему жизнь.

Старик похож на одного жителя соседней деревни, который, как утверждает жена, умер три года назад. Значит, это не человек, а злой дух в обличии человека. Сделав такой вывод, жена ударяет старика в грудь ножом. Но тот не умирает, а, странно ухмыляясь, начинает пятиться и уходит из дома. Нормальный человек в таких условиях смеяться не будет…

Так кто же это все-таки, – человек или злой дух? Кто прав, – муж, который совершил добрый поступок, пригласив в дом старика, или жена, которая спасла семью от демона? В притче показан конфликт двух точек зрения. С одной стороны, логическое и справедливое мышление жены, а с другой стороны, нелогичное, опирающееся на ощущение благодарности и любви, поведение мужа.

Вспоминается основное различие между иудаизмом и христианством. В иудаизме четко изложено, как должен поступать человек. Если человека обидели, оскорбили, он имеет право ответить тем же, – «око за око, зуб за зуб». Провинившийся должен быть наказан, но наказание не должно быть больше преступления.

Христианство не дает однозначного ответа на вопрос: наказывать провинившегося человека или нет? Сказано, что милосердие выше справедливости. Если человек провинился, нокается и хочет меняться, то его нужно многократно прощать и поддерживать. Но если человек меняться не хочет, тогда к нему можно и нужно относиться жестко, по схеме «не мечите бисера перед свиньями».

Правильное отношение к миру диалектично. Поскольку Бог един, то нет противоположностей, которые отсечены друг от друга, нет только добра или только зла. Всё от Бога, – значит, всё Божественно, всё в высшей степени закономерно, а понятия добра и зла появляются только на поверхностном уровне.

Дьявол тоже от Бога. Согласно иудаизму, дьявол – это рука Бога. Мы не имеем права делить мир на «черное» и «белое», ненавидеть «черное», поклоняться «белому» и думать, что Бог дает нам толькодобро, а источником зла является дьявол. Это языческое мышление, которое не оставляет возможности правильно принимать стрессовые ситуации. Если зло любить нельзя, тогда неизбежно появляется агрессия к злу и желание его уничтожить. Человек начинает поклоняться добру и привязывается к нему.

Недавно мне рассказали любопытную историю. Одна женщина сильно нуждалась, у нее часто не хватало денег, чтобы накормить своих детей. Она написала письмо на радио, рассказала о своем бедственном положении. Она писала, что обращается к Богу и просит у Него помощи и защиты.

Работники радио решили ей помочь. А один из них, атеист, задумал посмеяться над ее верой. Он поручил одной молодой сотруднице купить побольше самых нужных продуктов и отнести их женщине, а когда та возьмет продукты, спросить, не хочет ли она узнать,кто их прислал. А затем добавить: «Эти продукты прислал дьявол». Ему было интересно, как отреагирует женщина.

Сотрудница накупила продуктов и передала женщине полные сумки. Та очень обрадовалась, поблагодарила и сказала, что помолится за нее. Сотрудница спросила:

– Вы хотите узнать, кто прислал эти продукты?

– Нет, – улыбнулась женщина, – мне это совершенно безразлично. Когда Бог хочет помочь, ему даже дьявол служит.

Оба героя притчи, показанной в качестве прелюдии к фильму «Серьезный человек», правы по-своему, но на внешнем уровне победила жена. Она управляет всем в доме, она приняла на себя роль главного судьи, когдасхватила нож и попыталась убить гостя. Победила человеческая логика, Божественная логика уступила.

Эта притча – зерно, из которого вырастают все последующие события фильма. Справедливость оказалась выше милосердия. В этом зерне кроется судьба героя фильма. У него также победила человеческая логика – логика крайностей, логика привязанности, логика повышенного контроля над ситуацией и торжества сознания над чувствами. В этой притче кроется обреченность главного героя, – он сделал свой внутренний выбор, и этот выбор ведет его в пропасть.

Человеческая логика справедлива и необходима для адаптации к конкретной ситуации, для выживания сегодня. У нас есть мышление, которое необходимо, для того чтобы выжить сейчас, и есть мышление, которое напоминает нам о том, что нужно выжить завтра и послезавтра. Божественная логика – это логика гигантских временны́х масштабов. Человек должен поголодать осенью, если у него мало запасов на зиму, и тогда он сможет выжить зимой.

Сочетание Божественной логики и логики человеческой с приоритетом логики Божественной позволяет человеку не забыть о собственных интересах и выживать не только сегодня, но и завтра и послезавтра.

Если жить, руководствуясь только человеческой логикой, которую демонстрирует жена в притче, то агрессивность нам обеспечена. Рано или поздно мы станем ненавидеть весь мир, начнем бороться с ним и погибнем в этой неравной борьбе.

Если руководствоваться в жизни только Божественной логикой, тогда мы будем выполнять высшие правила, но забудем о заботах сегодняшнего дня и также можем погибнуть. Мы перестанем решать сиюминутные проблемы и станем нежизнеспособными. Мы потеряем интерес к нашему телу, к нашей жизни. В Индии многие аскеты перестают обращать внимание на свое тело, на свое здоровье и просто иссыхают и умирают.

Иисус Христос говорил: «Кесарево кесарю, а Божие Богу». В жизни нужно руководствоваться двумя логиками, но приоритетной должна быть логика Божественная, которая позволяет нам правильно переносить стрессовые ситуации. На самом деле, и человеческая логика, и Божественная логика с высшей точки зрения являются логикой Божественной. Есть Творец непроявленный, есть Творец проявленный, частью которого мы являемся, и есть Творец высший, трансцендентный, который все объединяет.

Если главный герой фильма «Серьезный человек» начал поступать правильно, пошел на компромисс, – почему же после этого он получает печальное известие о своем здоровье?

Возможно, дело в том, что он уже ушел за «точку невозврата». И несмотря на то, что он нащупал правильный путь, у него не получится изменить свою судьбу, поскольку маховик уже запущен. Это подобно тому, как человек, резко повернув руль машины, несущейся на высокой скорости, начинает раскаиваться в этом поступке. Он понимает, что совершил ошибку, но предотвратить аварию уже невозможно…

Возможна и другая версия. Человек пошел на компромисс, у него в душе стало больше любви и гармонии. Но один поступок не может глубинно изменить его, – слишком долго у него в подсознании закреплялось торжество сознания над чувствами, слишком глубоко проникла серьезность отношения к миру.

Может быть и третье объяснение. Человек совершил правильный поступок, но к изменению характера это не приведет. Он сочтет это ошибкой, раскается в этом, будет пытаться загладить свою вину и не сможет осознать истинного значения своего поступка.

Фильм «Серьезный человек» прекрасно иллюстрирует, как можно устремляться к Богу и праведности, но при этом забыть о Божественной логике. Опираясь только на человеческую логику, можно разрушить свою судьбу, потерять здоровье, а потом и жизнь.

 

С.Н. Лазарев. «Облики гордыни»

Подробнее о книге

 

Поделиться в соц. cетях!02.10.2018 07:43