В период пандемии вы болели коронавирусом?
 
Видео Дня
Только сегодня!
400 280р.

Боль - обратная сторона любви

Она приходит обязательно, иногда без видимых внешних причин, а просто, потому что душе необходим отрыв от привязок и восстановление гармонии. От этой боли ни в коем случае нельзя бежать.

подробнее...

Поддержите книгу
С.Н. Лазарева, номинированную на Премию «На Благо Мира»!

Премия вручается по итогам зрительского голосования на сайте авторам произведений искусств, работы которых направлены на физическое и духовное оздоровление общества. В номинации «Познавательная литература» представлена книга С. Н. Лазарева «Преодоление гордыни». подробнее...

Открылся сайт с картинами С.Н. Лазарева

Мы создали отдельный новый сайт, где теперь вы можете увидеть картины С.Н. Лазарева и приобрести понравившиеся. подробнее...

Подписка на новости

Будьте с нами!

Напишите свой e-mail и несколько раз в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.



Рейтинг@Mail.ru

 

Прп. Серафим Вырицкий: бизнес в пользу бедных

 

vyr

 

Русский предприниматель Василий Муравьев богател, зная, что однажды он раздаст все свое имущество и станет монахом. От рассыльного в лавке он дошел до 90 тысяч рублей годового дохода, принимал в своем доме больных и бедных, а после революции пришел в Александро-Невскую лавру. Он дожил до 1949 г. и стал одним из самых почитаемых старцев XX в. — преподобным Серафимом Вырицким (1866-1949).

Про то, что будет революция, старцы предупреждали давно. В Гефсиманском скиту, что неподалеку от Троице-Сергиевой лавры, прп. Варнава (Меркулов), принимал каждый день толпы посетителей с их грехами и скорбями и чувствовал: мимо беда не пройдет. Снаружи тишь да гладь, империя рвется на всех парах в новый век экономического процветания, прогресса и разума, а внутри разлад и шатания. Формально все православные, а помнят ли о Боге? Есть трещина, однажды она расколет всю страну. Существует лаврское предание, что к преподобному приходил на беседу и исповедь сам св. царь Николай II, и старец предрек ему потерю власти и мученичество.

Это легенда, но точно известно, что прп. Варнава стал заранее готовить некоторых из своих духовных чад к будущим потрясениям. Кого-то, кто хотел создать семьи, он благословлял в монастырь. Может быть, вихрь разметал бы будущую семью, как знать? Кого-то, наоборот, удерживал от монашества, потому что вскоре обители будут разорены. Старец Варнава, чуткий, добрый и рассудительный (он описан в «Богомолье» Шмелева, к нему приезжал спрашивать о своем будущем монашестве прп. Варсонофий Оптинский), знал каждую душу, как кому проще будет спастись.

Одним из преданных чад прп. Варнавы был петербургский купец Василий Муравьев. Он с юности хотел стать монахом, но несколько опытных духовников твердо сказали ему, что монашество будет у него на склоне лет, а до того времени он хорошо поставит свое дело и создаст семью. То же говорил ему и прп. Варнава, благословивший его брак с Ольгой Ивановной Нетрониной.

Надо сказать, что хотя мы говорим о Василии Муравьеве «купец», с титтитычами Островского он имел мало общего. Лучше назвать его предпринимателем новой волны. Элегантно одетый, владеющий языками, часто бывающий по делам в Европе и изучающий заграничный опыт. Своего сына он отдал не куда-нибудь, а в известную царскосельскую гимназию, где директором был Иннокентий Анненский и где учился Николай Гумилев. И при этом Василий Муравьев был глубоко верующий.

При этом никакого «стартового капитала» у Василия не было. Сирота из деревни Ярославской губернии, в 10 лет он потерял отца и остался с больной матерью; один из его односельчан привез мальчика в Петербург на заработки. Василий начал с нуля — рассыльным в одной из лавок Гостиного двора. Почти все жалование он отсылал матери. В 16 лет честный и сметливый юноша стал приказчиком, а через год — старшим приказчиком в лавке. Обычно на это уходило десять лет работы, но хозяин возлагал на Василия надежды и думал со временем сделать своим компаньоном.

В 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело. Он занялся мехами, его дело выросло до одного из крупнейших в Петербурге с несколькими магазинами в центре и поставками в основные страны Европы — Германию, Австро-Венгрию, Англию и Францию. В 1900-х гг. его личный годовой доход составлял до 90 тысяч рублей. У молодого капиталиста были обширные знакомства в столице. Об этом можно судить по двум эпизодам из жизни его сына Николая. Уже после революции (!) отец устроил его в один из еще существовавших банков. Позже Николаю Муравьеву в ЧК среди прочего инкриминировали, что его отец знал министра двора Фредерикса.

В 1895 г. купец Муравьев стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на двухгодичные Высшие коммерческие курсы, организованные при этом Обществе.

В семье Муравьевых был обычай — после литургии в дни двунадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали столы с самыми разнообразными кушаниями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих.

Василий Николаевич постоянно помогал нескольким монастырям и многим храмам и вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Забалканском (ныне Московском) проспекте, при Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц. Страждущим было несравненно легче поправляться в домашних условиях. Сердечное участие и искренняя любовь четы Муравьевых творили чудеса — безнадежно упавшие духом и истощенные люди вставали на ноги. При этом Василий и Ольга никогда не навязывали ближним своих убеждений и правил жизни.

В архиве Святейшего Синода сохранилась запись от 4 января 1905 г. о представлении Василия Николаевича Муравьева к награждению за богоугодные дела.

Когда случилась революция, Муравьевы не уехали заграницу. Еще с 1906 г. они переехали в большой дом в Тярлево между Царским селом и Павловском, и им оказалось проще пережить военный коммунизм, чем находясь в Петрограде. Дело закрылось, но средства оставались.

13 сентября 1920 г. В.Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры с просьбой принять его в число братии и получил согласие. В то время само прошение о монашестве немолодого человека, известного в прошлом предпринимателя, было явным знаком готовности ко всему — к закрытию монастыря, ссылке, тюрьме. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала Ольга Ивановна. Все имевшиеся средства Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. В Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. Его постригли с именем Варнава в честь его наставника. Впоследствии он принял схиму с именем Серафим и стал одним из самых известных старцев России.

Удивительно: быстро растет предприятие у человека, который знает, что однажды уйдет из мира. Хозяин фактически оказывается наемным управляющим, который работает для того, чтобы обеспечить средствами свою семью, своих работников, храмы и бедных, и в итоге раздает все. Можно ли это сравнить с модной сегодня среди богатейших людей идеей: умеренно обеспечить детей, а остальное передать на благотворительность? Отчасти да, отчасти нет, потому что был один важный нюанс. У купца Василия Муравьева речь шла не о благотворительности самой по себе, а о добрых делах как средстве подготовиться к полному отречению от себя и служению Христу.

Случай этот редкий. Хотя из купцов выходило немало хороших монахов, но не все они начинали с нуля. Юноша Прохор Мошнин, будущий прп. Серафим Саровский, помогал братьям в доставшейся им в наследство от отца лавке. В его наставлениях сохранились сравнения духовной жизни с торговлей. Из купцов был и иеросхимонах Иероним (Соломенцов), возродивший русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Еще один святогорец, схимонах Иннокентий (Сибиряков), был наследником миллионера-золотопромышленника и стал крупным благотворителем.

С большой натяжкой можно вспомнить молодость старца Иосифа Исихаста, который тоже не был богат и занимался предпринимательством «с нуля», твердо собираясь однажды стать монахом. Однако до размаха бизнеса Василия Муравьева ему было далеко.

Сохранилось стихотворение в прозе «От Меня это было», которое часто называют духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого. В нем есть такие строки:

Я — Бог, располагающий
обстоятельствами.
Ты не случайно оказался
на твоем месте,
это то самое место,
которое Я тебе предназначил.
Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, —
так вот смотри,
Я поставил тебя
как раз в ту среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.

 

miloserdie.ru

 

Поделиться в соц. cетях!30.04.2019 13:00