Видео Дня
Только сегодня!
300 210р.
На какую тему провести следующий онлайн-семинар
 

Как я взрослела с Лазаревым
(конкурс «Письмо, где сердце говорит»)

Здравствуйте, дорогие люди! Мне захотелось написать письмо к конкурсу не ради конкурса, а просто, чтобы написать вам. Пару мыслей о взрослении на книгах С. Н. Лазарева, тема очень масштабная, но постаралась быть краткой. подробнее...

Подписка на новости



Календарь
c картинами C.Н. Лазарева

Рейтинг@Mail.ru

 

Татьянин день. Опрос студентов об отношении к религии

 

stud01

 

Трудно, наверное, отыскать в России студента, не знающего о существовании Дня студента и не отмечающего этот праздник 25 января. Указ Президента России №76 от 25 января 2005 года «О Дне российского студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских студентов. 

Так случилось, что именно в Татьянин день, который по новому стилю отмечается 25 января, в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и Татьянин день стал официальным университетским днем, в те времена он назывался Днем основания Московского университета. С тех пор Святая Татиана считается покровительницей студентов. Кстати, само древнее имя «Татиана» в переводе с греческого означает «устроительница». Сначала этот праздник отмечался только в Москве и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании Московского университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица. В 18 — первой половине 19 века университетским, а потому и студенческим, праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовали многочисленные гости, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а Днем основания Московского университета.

Затем последовал Указ Николая I, в котором он распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник — День студентов. К тому же, с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческое братство всегда отмечало весело и шумно. Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал — устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами. Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенты как устраивали широкие гуляния более ста лет назад, так и в 21 веке предпочитают отмечать свой праздник шумно и весело. Кстати, в этот день квартальные даже чрезвычайно нетрезвых студентов не трогали. А если и приближались, то козыряли и осведомлялись: «Не нуждается ли господин студент в помощи?». Впрочем, как известно, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебы, — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь «горячее» сессионное время.

 

Calend.ru

 

Опрос студентов об отношении к религии

 

В последнее время все чаще обсуждается вопрос о роли религии в обществе. ВАК признал теологию научной дисциплиной, в части школ преподается предмет «Основы православной культуры». В связи с этим важно понять, как общество или некоторые общественные группы в России относятся к религии, и какую роль она играет в общественной жизни. В частности, как воспринимают религию студенты, которым предстоит решать судьбы России в будущем.

Было опрошено 1000 студентов (из них 680 – девушки, 320 - юноши) различных факультетов Брянского государственного университета. Им было задано 29 вопросов, касающихся религиозной проблематики. Большинство вопросов подразумевали ответы «да», «нет» и «не знаю».

На вопрос «верите ли Вы в Бога», 75% дали положительный ответ, 9% - отрицательный. Остальные затруднились с ответом. Эти данные заметно выше общероссийских данных, согласно которым, количество россиян, верящих Бога, колеблется в пределах 58-65%. Это может быть объяснено тем, что в нашем опросе две трети аудитории составляли девушки, и, к тому же, девушки гуманитарных факультетов (иняз, начфак и т.д.), т.е. группы, которые демонстрируют большую религиозность, чем другие группы (что естественно, учитывая контингент БГУ). Исследования во многих европейских странах показывают, что мужчины традиционно «холоднее» и «атеистичнее». Напротив, те факультеты, где преобладает естественнонаучная специфика и процент молодых людей выше – отношение к религии получается более негативным. На факультетах иностранных языков и начальных классов (ныне – ФпиП) количество ответивших «да» на вопрос о вере в Бога, достигало 80%. На фак-те физкультуры был минимальный результат – 56%, на физмате, фак-те технологии – 65%. Единственным исключением явился исторический факультет с 64% верящих в Бога – это минимальный показатель среди гуманитарных факультетов.

Сам по себе высокий процент верящих в Бога, разумеется, не означает глубокой религиозности. В 60-е годы большинство населения СССР верило в коммунизм – и не потому, что все читали Маркса и Ленина, и научно осмыслили суть коммунистической формации, а потому что срабатывал принцип «как все, так и я». Сегодня этот принцип срабатывает в противоположном направлении – большинство вокруг вроде бы верит в Бога, - значит, и я склонен верить. Однако попытка детализировать, что для человека значит вера в Бога, доказывает, что религиозность большинства студентов в значительной степени формальна.  Например, социолог Е.В. Щербакова на основании опроса студентов Пермского национального политехнического университета, получила следующие цифры: на вопрос о вере в Бога «да, конечно» ответили 42%, «наверно, да» - 14%, «что-то такое есть» - 10%, «нет» - 10%. В сумме получается 66% верящих в Бога, но назвать эту веру твердой нельзя.

В нашем опросе студентам задавался уточняющий вопрос: Бог, по-Вашему, это кто – «личность», «безличная сила», «природа»? Понятно, что христианство и ислам, которые исповедуют явное большинство жителей России, обязаны считать Бога Личностью. Однако такой вариант выбрали только 30%, вариант «сила» - 23, 6%, «природа» - 12%. Т.е. в сумме более 35% выбрали варианты понимания Бога, которые свойственны скорее язычеству, но никак не монотеистическим религиям. И это притом, что 88% отнесли себя к православию. Но что значит в данном случае православная идентичность? К верующим себя отнесли 27%, отчасти верующим – 42%, к неверующим – 20%. Т.е. неверующих оказалось в два раза больше, чем отрицающих существование Бога. Ситуация парадоксальная: количество верующих в Бога среди студентов БГУ (это подтверждают и общероссийские опросы) на 10-15% меньше, чем количество людей, относящих себя к православию! Т.е. такого рода православная идентичность даже не предполагает в обязательном порядке верить в Бога.

Аналогичные проблемы мы видим и при попытке исследовать «практическую» религиозность: часто молятся (по их словам) 17% респондентов, нечасто – 59%, никогда – около 24%. Последняя цифра чуть выше количества «неверующих». Похожая картина наблюдается и в ответах на вопрос: часто ли Вы посещаете церковь? Часто (уточнялось, что это чаще одного раза в месяц) – 4%, нечасто – 77%, никогда – 19%. Тут, конечно, необходимо объяснить, что респонденты понимают под выражением «посещать церковь» - полностью отстоять службу и участвовать в таинствах церкви? Многочисленные исследования показывают, что для большинства россиян «посещение церкви» ограничивается «захождением в церковь», но не реальным участием в литургии. Если у тех же людей спросить «часто ли Вы участвуете в богослужениях», то проценты «часто» и «нечасто» будут ниже – одно дело просто зайти в храм и «поставить свечку», а другое – 2-3 часа присутствовать на службе. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., только 3,3% россиян «глубоко религиозны». Что же до остальных, то они могут быть отнесены к тому феномену, который известный религиовед М.Н. Эпштейн именует бедной религией. Другие религиоведы используют термин «итсизм», обозначающий «веру во что-то высшее», но без конкретной догматики и конкретной религиозной идентичности. Е.В. Щербакова, на основании исследования пермских студентов, приводит такие цифры: 50% полагают, что «Бог один. А религиозные конфессии отражают разные взгляды на Него», 30% полагают, что все «конфессии ведут к одному Богу», и только 13% утверждают, что «различия между конфессиями принципиальны». 

Однако не все так просто. Скажем, в нашем опросе, 44% респондентов ответили, что они верят в абсолютную безгрешность Христа, а в Его воскресение верят 66%. В существование рая и ада верят чуть больше половины, а ангелов и демонов – около двух третей. В непорочное зачатие – треть, в бессмертие души – почти две трети. Т.е. «теоретически» едва ли не большинство студентов признает немалую часть христианской догматики, но без «обязывающего аспекта» - так, как признают формулы физики, без того, чтобы это влияло на жизнь в каждое мгновение существования. Следовательно, если мы видим религиозность в смысле «теории без практики», то это, видимо, нельзя до конца отождествлять с итсизмом, предполагающим значительно более полную религиозную размытость. С другой стороны, судя по опросу, мы наблюдаем типичный религиозный синкретизм, говорящий о том, что у людей нет последовательного религиозного мировоззрения. Допустим, в переселение душ верят почти 40% опрошенных, однако на вопрос, где Вы будете после смерти, 77% ответили – «не знаю». И это притом, что 88% отнесли себя к православию! Понятно, что это «совмещение несовместимого», «мировоззренческая шизофрения». Но так было бы, если бы человек «всерьез» верил во взаимоисключающие вещи. Здесь же иная ситуация. Казалось бы, если человек верит в переселение душ, то ответ очевиден – после смерти душа будет в новом теле. Однако это было бы очевидно и логично для сторонника восточных религий – здесь же мы видим веру в переселение душ – но без религии. Просто об этом часто можно «услышать» в «популярных» источниках информации – как и астрологические прогнозы, например. Аналогично, 20%, относящих себя к православию, верят в приметы, 6% - в колдовство и магию. 

Т.е. перед нами – «мешанина в головах», но с «бессознательной православной идентичностью». Любопытно, что хотя 66% верят в воскресение Христа (все-таки Пасха – главный православный праздник), однако во всеобщее воскресение мертвых, о котором повествует Библия, верят только 14%, 57% - не верят. Конечно, в православной догматике эти события взаимосвязаны, но у наших современников (в т. ч. студентов) – нет. В воскресение Христа верят, скорее, как в исторический или социокультурный факт (многие же празднуют Пасху), но не в том смысле, что это имеет первостепенное значение для тебя лично и для всего человечества. Интересно, что во Второе Пришествие Христа и Страшный Суд – верит уже 31% опрошенных. Опять-таки, в Библии эти события увязаны со всеобщим воскресением, а здесь более высокие проценты, очевидно, связаны с острым желанием справедливости у студенческой молодежи. Таким образом, можно констатировать, что вера в воскресение Иисуса у большинства респондентов не воплощается в жизни и цельном мировосприятии: социолог Б.В. Дубин утверждает, что в 2008 только 7% опрошенных россиян собирались на Пасху «идти в церковь», 20% собирались освящать куличи, и при-мерно столько же – идти на кладбище, хотя Пасха – это праздник воскресения, а не смерти.

С подобной «невоплощенной религией» мы сталкиваемся и в другом аспекте: 85% опрошенных в БГУ студентов собирались крестить своих детей, но только 18% выступают за введение в школах Закона Божьего, в то время как 56% - за преподавание истории религий. Т.е. крещение детей не вызывает заметного противодействия, хотя бы просто как дань «национальной традиции», однако воспитание детей в вере – нет. И тут мы понимаем, что постатеистов среди опрашиваемых явно больше, чем подлинно верующих: молодые люди, которых родители не воспитывали в вере, и сами не склонны думать о воспитании в вере собственных детей. Б.В. Дубин приводит сходные данные: 79% крещены, но 78% - не причащаются.

Неудивительно, что знание основ религиозного учения не очень глубоко: хотя в нашем опросе около половины заявило, что знает молитву «Отче наш», но вот правильно все Евангелия смогли назвать только 16% опрошенных. А. В. Ткаченко признает, что около двух третей московской молодежи не имеет «чёткого представления о религиозных традициях». 

Подводя итоги, мы можем констатировать следующее: студенты в БГУ в целом демонстрирует позитивное отношение к религии и в достаточно большой степени разделяют базовые доктрины христианской религии, однако влияние религии на их повседневное существование оказывается значительно менее существенным, что можно объяснить советским наследием современного посткоммунистического общества.

 

proza.ru

 

 

Поделиться в соц. cетях!25.01.2019 13:30