Помогли ли вам исследования С.Н. Лазарева решить какую-либо проблему?
 
Письмо недели:

Верить и не бояться

Добрый вечер, многоуважаемый Сергей Николаевич!
Спешу поделиться своим опытом жизни. Я всегда, когда выходит новая книга, заказываю её электронную версию и потом печатный вариант для себя и мамы. Так произошло и в этот раз, но очень необычно. Уже изучив книгу на ноутбуке, я направила заказ, и мне отправили книги наложенным платежом по почте, как обычно во все эти годы.
Спустя какое-то время, я вдруг поняла, что долго нет квитанции в почтовом ящике, начала искать свою посылку, которая, оказывается, давно на почте, но «почтальон уволился и квитанцию вам никто не принесет»...
Мама, вооружившись паспортом и терпением, пошла в отделение почты, выстояла немалую очередь. Ей сообщили, что программа по выдаче наложенных посылок зависла и ей нашу посылку отдать не могут... подробнее...

Астраханцы
2018-05-19

Спасибо, Сергей Николаевич за сегодняшний семинар!
Особенно важным для нас была информация о том, что грех приводит к преступлению (на примере Адама, Евы и Каина), об ошибках в последовательности действий, о не

Татьяна
2018-05-07

Благодарю Сергея Николаевича за его труд и служение!

Более 20 лет читаю его книги, слушаю лекции, была на семинаре. Периодически перечитываю книги и в

Margarita
2018-04-26

В новой лекции "Логика будущего" Сергей Николаевич говорит о причинах современного противостояния в очень емкой, но доступной форме. Эта инфор

Cмотреть все отзывы

Подписка

Оставьте ваш e-mail, чтобы 2 раза в месяц получать информацию о новинках, интересных статьях и письмах читателей.



Рейтинг@Mail.ru

 

Паисий Святогорец: О смысле поста

 

post001

 

Во время войны врага стараются блокировать. Его окружают, загоняют внутрь городских стен, оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасов воды, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать, что если мы боремся с диаволом подобным же образом — постом и бдением — то он бросает оружие и отступает. «Постом, бдением, молитвою небесная дарования прием…» — говорит песнописец.

 

С помощью аскезы, подвига человек уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботится [лишь] о благе своей плоти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой. К несчастью, вопрос аскезы, подвижничества отодвинули на задний план даже люди, принадлежащие к Церкви. «Ну а что же, — говорят такие люди, — ведь надо покушать, насладиться одним, другим... Ведь Бог сотворил все для нас».

 

Что ты тут скажешь? Такие люди не хотят ничего лишиться. Они съедают свой обед, свои фрукты и свои пирожные, а потом, желая себя оправдать, начинают обвинять других — тех, которые совершают аскетический подвиг. Такие люди [никогда] не чувствовали той духовной радости, которую дает аскеза, воздержание. «Мне необходимо выпить столько-то стаканов молока, — говорит человек подобного склада. — Нет, постом я, конечно, буду воздерживаться. Однако потом я восполню те недостающие стаканы молока, которых был лишен во время поста мой организм! Ведь мне необходимо получить столько-то белка». И дело не в том, что его организм действительно нуждается в белке. Нет, он говорит, что имеет право [пить это молоко], и успокаивает свой помысл тем, что у него все в порядке, тем, что это не грех. Но даже если человек просто будет думать подобным образом, это уже будет грехом. До чего же доходит человеческая логика! Человек [умудряется] выполнять установленные Церковью посты, но при этом и не лишаться того, что во время этих постов он потерял. Э-э, ну как после этого [в таком человеке] устоит Дух Святый?

 

Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает.

 

Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело — если человек не постится, имея силы. Где тут найдешь доброе расположение? А вот расстройство, огорчение того человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается. Ведь тот, кто имеет силы и подвизается, чувствует и некое удовлетворение…

Если у человека есть простота, смирение, то он приемлет Благодать Божию, смиренно постится и божественно питается. Тогда он обладает божественной силой, и во время продолжительных постов у него есть большой запас прочности.

 

Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ею от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягненок. Зимой, когда выпало много снега, он спустился с гор и зашел к нам во двор. Мы с братом вышли покормить скотину, и я держал в руках светильник. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал.

 

Если человек не дойдет до того, чтобы делать то, что он делает, от любви к Богу и от любви к человеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысел о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды — потихоньку вся она утечет.

 

Фрагменты из книги «Слова старца Паисия Святогорца»

(Том IV. «Семейная жизнь»)

 

Поделиться в соц. cетях!12.03.2018 10:05