Фотоконкурс - Голосование
 

Воспроизводство вирусов, теория мемов и психогенетика

2016 09 15 virusy soznaniaПосле создания Дж. Уотсоном и Ф.Криком двухцепочечной модели ДНК (19S3) была впервые явно сформулирована проблема генетического кода как ключевая проблема кодирования генетической информации. А к середине 60-х годов молекулярная генетика разобралась в проблемах физической природы генов (ДНК, РНК) и организации основных генетических процессов: репликации, транскрипции, трансляции, мутирования, рекомбинации и др. И уже были крупные успехи: расшифровка генетического кода, открытие информационной РНК, регуляторных генов и белков, оперонов, знаков пунктуации и управления и т. п. Кибернетическая терминология с самого начала была присуща молекулярной генетике, именно в этих терминах формулировались и решались многие ее фундаментальные проблемы.

Весь опыт генетики показывает, что наиболее существенными молекулярными компонентами клетки являются фракции кодирующих биополимеров — ДНК, РНК и белков. С ними связаны все наиболее важные процессы и свойства клеток: самовоспроизведение, наследование, контроль метаболизма, ферментативный катализ, построение морфологических структур, транспорт веществ, развитие, дифференцировка, иммунитет и т. д. Совокупность кодирующих биополимеров клетки обладает несколькими общими, фундаментальными свойствами. Эту систему биополимеров клетки назвали молекулярно-генетической системой управления. При ее информационно-кибернетическом описании на первый план выходят принципы организации и управления, самовоспроизведение, информационные процессы, помехоустойчивость, кодирование, память, языки и т. п., а структурные, физико-химические свойства отходят на второй план.

В этом случае — мономеры считаются символами базового алфавита; макромолекулы (гены, РНК, белки) задаются последовательностями символов, или генетическими текстами; системы взаимодействующих генов характеризуются схемами их молекулярных взаимодействий, конструкциями, или генетическими сетями; геномы — последовательностями символов генов, знаков пунктуации и управления, других функциональных единиц, то есть генетическими картами.

Теперь молекулярные свойства, отношения, функции, записанные в генетических текстах, можно считать генетической информацией, а правила и закономерности ее записи — генетическим языком. Определяются также и другие понятия кибернетического характера: генетическая память, информационные процессы и т. п.

Одним из фундаментальных генетических процессов, является репликация. Репликатор — это структура, которая способна сделать так, чтобы образовалась ее копия. Биологическим вирусам также требуется помощь: без копирующих белковых машин ДНК не могла бы себя копировать.

Человеческий разум, однако, намного более тонкая машина имитации, чем любая простая белковая машина. Голос, письмо и рисунок могут передать конструкции от разума к разуму прежде, чем они примут форму как аппаратные средства. Идеи, стоящие за методами разработки, еще более тонкие: более абстрактные, чем аппаратные средства, они копируются и функционируют исключительно в мире разума и систем символов.

Там, где гены эволюционировали в течение поколений и эпох, информационные репликаторы проходят огромный путь эволюции в течение дней и десятилетий. Подобно генам, идеи расщепляются, объединяются и принимают многообразные формы (гены могут быть расшифрованы из ДНК в РНК и снова использованы; идеи могут быть переведены с языка на язык). Наука не может пока описать нейронные структуры, которые воплощают идеи в мозгу, но любой может видеть, что идеи мутируют, воспроизводятся и конкурируют.

Ричард Даукинс называет элементы воспроизводящихся информационных структур «мемами». Он говорит что, примеры мемов — мелодии, идеи, сленг, мода в одежде, склонность к определенным диетам, и т. д.

Так же, как гены размножаются в среде генов, переходя от тела к телу (от поколения к поколению), мемы размножаются в среде мемов перескакивая из мозга в мозг посредством процесса, который в широком смысле может называться имитацией.

Мемы копируются, потому что люди учатся и учат других. Они изменяются, потому что люди создают новые и неправильно истолковывают старые мемы. Они подвергаются селекции, потому что люди не верят или повторяют все, что слышат. Мемы должны конкурировать за ограниченный ресурс — человеческое внимание и усилия. Так как мемы формируют поведение, их успех или неудача — это жизненно важный вопрос.

Начиная с древних времен модели мышления и способы поведения передавались от родителя ребенку. Структуры мемов, которые помогают выживанию и воспроизводству, имели тенденцию распространяться. Год за годом, люди поступали по-разному и с разнообразными результатами. Год за годом кто-то умирал, в то время как остальные находили новые способы выживания и передавали их дальше.

Сами мемы, как репликаторы, развиваются исключительно, чтобы выживать и распространяться. Подобно вирусам, они могут воспроизводиться, не способствуя выживанию своего хозяина. В действительности мем может распространяться, даже убивая своего хозяина.

Гены, подобно мемам, выживают, используя различные стратегии. Гены «заботятся» только о копировании себя: они ведут себя эгоистично.

Но эгоистичные мотивы могут поощрять кооперацию. Люди, ищущие деньги и признание только для себя, сотрудничают и создают корпорации, которые служат потребностям других людей. Эгоистичные гены сотрудничают, чтобы строить организмы, которые сами часто сотрудничают. Игнорировать эгоистичность репликаторов — значит предаться опасной иллюзии.

Некоторые гены в клетках — полнейшие паразиты. Подобно генам герпеса, вставленным в человеческие хромосомы, они эксплуатируют клетки и вредят их хозяевам. Однако, если гены могут быть паразитами, почему ими также не могут быть мемы?

Как вирусы проникают в другие организмы и используют их, чтобы выживать и копироваться, так же делают мемы. Действительно, отсутствие мемов, эксплуатирующих человека для своих собственных эгоистичных целей было бы удивительно, это было бы признаком некоторой мощной, почти совершенной, умственной иммунной системы. Но мемы-паразиты явно существуют. Так же как вирусы научились побуждать клетки производить вирусы, так и сплетни научились звучать правдоподобно и пикантно, побуждая повторение. Интересно не то является ли сплетня правдой или нет, а как она распространяется. Опыт показывает, что идеям, научившимся быть успешными репликаторами, нужно иметь лишь очень немного от правды.

В лучшем случае ложные слухи, модные глупые поступки, популярные идеологии и другие умственные паразиты вредят людям, тратя впустую их время и силы. В худшем случае они внедряют опасные заблуждения, которые становятся основой для разрушительных действий. Любая историческая книга является свидетельством распространения психических эпидемий. Религиозная вражда, национализм, борьба за власть, жестокие войны — неужели только этого достойно человечество. Таким образом эти системы мемов эксплуатируют человеческое невежество, глупость и слабость. Хотя некоторые мемы действуют во многом подобно вирусам, заразность не обязательно является чем-то плохим. Если комплекс идей гармоничен, созидателен, возвышен, то такая «заразность» просто повышает его достоинство, и действительно, лучшие этические учения и нас учат учить этике других. Хорошие публикации могут приносить радость, знание, вдохновение, мудрость. Распространение полезных систем мемов подобно посеву семян прекрасных цветов или возделыванию сада.

из книги Сан Лайт Вирусы сознания

источник: www.rulit.me

Поделиться в соц. cетях!15.09.2016 03:00