В период пандемии вы болели коронавирусом?
 
Видео Дня
Только сегодня!
400 280р.

Боль - обратная сторона любви

Она приходит обязательно, иногда без видимых внешних причин, а просто, потому что душе необходим отрыв от привязок и восстановление гармонии. От этой боли ни в коем случае нельзя бежать.

подробнее...

Поддержите книгу
С.Н. Лазарева, номинированную на Премию «На Благо Мира»!

Премия вручается по итогам зрительского голосования на сайте авторам произведений искусств, работы которых направлены на физическое и духовное оздоровление общества. В номинации «Познавательная литература» представлена книга С. Н. Лазарева «Преодоление гордыни». подробнее...

Открылся сайт с картинами С.Н. Лазарева

Мы создали отдельный новый сайт, где теперь вы можете увидеть картины С.Н. Лазарева и приобрести понравившиеся. подробнее...

Подписка на новости

Будьте с нами!

Напишите свой e-mail и несколько раз в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.



Рейтинг@Mail.ru

Бхактивинод Тхакур: «Любовь – и только она! – есть религия души, а значит и человека в целом»

18 Авг. 2014

Первым это сказал Иисус Христос: «Возлюби Бога всем сердцем своим и всем умом, и всею душою, и всей крепостию своей, и возлюби человека, как брата твоего». Это, несомненно, абсолютная истина, однако разные люди по-разному толкуют эти замечательные слова. На самом деле Христос давал высшее ведическое знание - бхакти-йогу. И в этой проповеди он говорит о четырех методах развития преданного служения Богу.

Высказывания всех великих людей прекрасны, но во многом загадочны: понятые, они приближают истину как можно ближе к сердцу; непонятые, они остаются «мертвящей» буквой. Эта загадочность объясняется тем, что для людей, продвинутых в их внутреннем обращении к Божеству, естественно получать откровения, которые менее развитым душам кажутся загадками.

Стадии прогресса во многом схожи с кругами спиритуализма, которые, хотя и ошибочные сами по себе, могут многое объяснить о постепенном развитии души. Как мы понимаем, некоторые спиритуалисты считают, что облагороженная материя превращается в дух.

Эта теория полностью противоречит всем внутренним убеждениям. Материя есть материя, а Дух есть Дух, и одно не может обратиться в другое.

Существование Духа безусловно выше, хотя в нашем нынешнем положении материального рабства мы не в состоянии до конца осмыслить действительное отношение Духа к материи, пространству и времени.

Оставив в стороне метафизику, мы приходим к выводу, что, поднимаясь все выше и выше, человеческая душа становится способной понять то, о чем мы в настоящий момент не имеем никакого представления.

В соответствии с этим важным законом, Иисус Христос из Назарета получил и произнес слова, приведенные выше.

Читателей, возвышающихся над средним уровнем людей, эти слова Иисуса учат любить Бога

всем своим сердцем (что означает привязанность сердца, которую можно увидеть в каждом ребенке и противоположностью которой является ненависть),

всем своим умом (то есть интеллектом, который знает, в противоположность невежеству, что есть благо),

всей своей душой (то есть тем началом человеческого существа, которое поклоняется Всемогущему и ощущает собственное бессмертие)

и всей крепостью своей (то есть всеми поступками).

Однако нечто гораздо большее и другие, лучшие, более высокие смыслы открываются вдохновленному свыше в этих святых словах богодухновенного Иисуса.

Он учит человека любить Бога, а не знать Его, или предполагать о Нем, или ненавидеть Его или думать о Нем.

Иисус учит нас, что человек в своем абсолютном состоянии не является ни интеллектом, ни телом, но есть чистая душа.

Мудрость есть существо души, а ее поступок – абсолютная любовь.

Абсолютное состояние человека заключается в его абсолютных взаимоотношениях с Божеством в чистой любви. Поэтому любовь – и только она! – есть религия души, а значит и человека в целом.

Здесь ученик спрашивает: «Что же мне делать с сердцем? Мое сердце любит смотреть, “как  улыбается солнце”, любит “съесть любимое блюдо и любоваться танцем”».

Иисус отвечает очень глубоко: «Да, ты должен возлюбить Бога всем своим сердцем; сейчас твое сердце стремится ко всему, кроме Бога, но ты должен, все равно как объезжая упрямую лошадь, направить бег своих переживаний к любящему Богу». Таков один из четырех методов служения, или, как его определяют вайшнавские писания, шанта-раса.

Тогда ученик говорит: «Господи, рассудок уводит меня от Бога: он хочет обратить меня в позитивизм; наставь меня, что мне делать?»

«Да, – отвечает Иисус, – ты должен возлюбить Бога всем своим умом. Другими словами, воспринимаешь ли ты что-либо, сознаешь, помнишь, воображаешь или обдумываешь, не позволяй себе быть сухим мыслителем, но люби. Только любовь способна размягчить сухость интеллекта. Развивай свой разум на добром и святом любовью к истине, духовной красоте и гармонии». Такова вторая стадия развития вайшнава, называемая дасья-расой.

Тогда ученик спрашивает, достаточно ли для него развития привязанности и разума. И Господь говорит: «Ты должен любить Бога и душой своей, что значит воспринимать себя в духовном соучастии Божеству и получать святые откровения в самые возвышенные часы своего служения». Это сакхья-раса вайшнавов: душа, обращенная к Богу в святом и бесстрашном служении.

Ученик опасается, что в таком положении он утратит себя и не сможет ничего делать. Тогда Спаситель говорит ему эти слова: «Ты должен возлюбить Бога всей крепостью своей, то есть всей своей волей. Ты заблуждаешься, полагая, что лишишься деятельной жизни, – ты обретешь ее во много крат. Труд для Бога и Богом данный, происходящий не из корысти, но из священной свободной воли (единственной крепости человеческой), и выражающий собою чистую любовь, полностью захватит твое внимание».

Таково общее описание бхакти.

Затем Иисус продолжает: «Возлюби человека, как брата твоего». Это указывает на четвертую стадию любви, когда чувствуешь, что все люди братья, а Бог – их общий Отец. Такова ватсалья-раса на первом этапе своего развития.

Таким образом бхакти (любовь) в своем самом начальном проявлении воспринимается человеком в виде:

сердца,

затем в виде разумения,

затем в виде души,

и, наконец, в виде воли.

Эти проявления не разрушают друг друга, но прекрасно слагаются в стройное здание того, что мы зовем человеком духовным, или экантой вайшнавских священных писаний.

Но за ними стоит еще более возвышенная истина, открывающая себя лишь тем немногим, кто к ней готовы. Мы имеем в виду духовное превращение души в женщину. Это есть высочайшее состояние, в котором душа может вкусить от сладости нерасторжимого брачного союза с Богом любви.

Такова пятая, наивысшая стадия развития вайшнава, которую мы зовем мадхура-расой, и ей одной посвящена самая прекрасная часть всех вайшнавских писаний.

Таинственная, эта стадия человеческой жизни доступна не для всех, а сказать точнее, недоступна ни для кого, кроме «избранных Богом».

Она настолько недосягаема для среднего человека, что «рационалисты» и даже обычные верующие не могут понять ее, и, более того, насмехаются над ней, как над чем-то противоестественным.

Боже! Открой Свои драгоценнейшие истины всем, чтобы избранных Тобой не причисляли к фанатикам и сумасшедшим и чтобы все человечество удостоилось быть «избранным Тобой».

Шрила Бхактивинод Тхакур, статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года),

датировано: пятница, 25 августа 1871 года.

Об авторе:

Бхактивинода Тхакур считается одним из основателей современного Гаудия-вайшнавизма (бенгальской школы Бхакти). Эта школа была основана в 16 веке великим проповедником любви к Богу Шри Чайтаньей (1486-1534). К середине 19 века движение, основанное Шри Чайтаньей, раздробилось. Новую жизнь в него вдохнули труды Бхактивинода Тхакура.

Энциклопедически образованный человек, Бхактивинода смог изложить древнее учение языком, понятным его современникам, которые в то время находились под сильным влиянием европейской культуры и религии.

В приведенном отрывке из книги «Шри Чайтанья Шикшамрита», опубликованной на бенгали в 1886 г., он формулирует принципы межконфессионального диалога, не утратившие своей актуальности и в наше время, когда религиозный фундаментализм стал реальной угрозой миру.

В одной из хасидских притч рассказывается о некоем раввине, который оставил отчий дом в Кракове и отправился в Прагу на поиски богатства. После долгих поисков он в конце концов встречается с христианином, и эта встреча открывает ему, что сокровища, которые он так долго искал, зарыты во дворе его родного дома в Кракове. Иначе говоря, встреча с иной религиозной традицией часто помогает человеку по-новому оценить красоту и силу своей собственной.

В каком-то смысле, соприкосновение с Европейской религиозной традицией помогло Бхактивиноду по-новому посмотреть на бенгальский вайшнавизм.

Мы же надеемся, что публикация этого отрывка и более глубокое знакомство с традицией вайшнавизма поможет нашим российским читателям по-новому взглянуть на духовные традиции России.

Источник: https://www.vasudeva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2012:bkhaktivinod-tkhakur-lyubov-i-tolko-ona-est-religiya-dushi-a-znachit-i-cheloveka-v-tselom&catid=93&Itemid=357

 

Поделиться в соц. cетях!18.08.2014 06:14