Посещаете ли вы церковь?
 
Видео Дня
Только сегодня!
800 560р.

Просто второе рождение

Здравствуйте, Сергей Николаевич! Хочу поделиться своими результатами практических занятий и поблагодарить за них. Порывалась написать раньше, да всё ждала, чем закончится эта история. Возможно, письмо вышло несколько запутанным, поскольку дописывала его по мере изменения ситуации. подробнее...

Прозрение

Не против обнародования, все равно эти стихи мне полностью не принадлежат, просто мне удалось что-то уловить из общего потока.

Прозрение

Родился и жил..., а открыл себе только:
Бесконечность веков, точно неведомо сколько подробнее...

Подписка на новости

Будьте с нами!

Напишите свой e-mail и несколько раз в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.



Рейтинг@Mail.ru

 “Хорошо” и “плохо” мы знаем с рождения

Среда 19 Фев. 2014

Долгое  время считалось, что человек, только появившись на свет, не видит  разницы между “плохими” и “хорошими” (с точки зрения окружающих их  взрослых) поступками. Однако недавно профессор психологии Пол Блум из Йельского университета (США) решил проверить на практике,  видят ли младенцы разницу между хорошим и плохим. И оказалось, что  действительно видят!

Принято считать, что сознание новорожденного является tabula rasa — чистым листом, а различные нравственные и морально-этические нормы прививаются нам в результате адаптации в обществе. А может, нравственность является врожденным свойством? Блум решил проанализировать этот вопрос в своей книге "Всего лишь младенцы: происхождение добра и зла".

Прежде чем написать книгу, ученый провел ряд экспериментов. Так он отслеживал реакцию детишек в возрасте до одного года на кукольные представления. Оказалось, что даже трехмесячные малыши безошибочно распознают положительных персонажей и смотрят на них дольше, тогда как отрицательные персонажи не вызывают у них интереса. В шесть месяцев дети тянут ручки к куклам, играющим роли положительных героев, а к годовалому возрасту стремятся наказать "плохих" персонажей…

Блум не ограничился исследованиями, посвященными детям. Он провел также ряд исследований, в которых участвовали уже взрослые представители разных культур, а также обратился к опыту философии и религии.

Исследователь пришел к выводу, что принцип "возлюби ближнего своего, как самого себя" действительно порожден эволюцией. Но в первую очередь, его интересовала проблема происхождения универсальной морали. Скажем, по мнению Дарвина, мораль является результатом группового отбора: ведь такие черты, как готовность к сотрудничеству и взаимодействию, способствуют выживаемости, тогда как те люди, кто привык тянуть одеяло на себя, в конце концов остаются без поддержки и погибают. На первый взгляд, гипотеза выглядит вполне логичной, но где доказательства того, что существуют группы, где все сотрудничают и взаимодействуют между собой? На практике везде встречаются эгоисты, думающие только о себе. Потому пришлось сделать уточнение: выживают те "команды", в которых "хорошие" члены наказывают "плохих".

И все же, можно ли дать однозначное определение понятию "нравственность"? Ведь это всегда категория относительная. Когда-то считалось правильным сжигать на кострах тех, кто подозревался в колдовстве. А сейчас это назвали бы не только безнравственным, но и жестоким… Поэтому, даже если маленький ребенок видит разницу между добряком и злодеем во время кукольного спектакля, это еще не свидетельствует о том, что он обладает врожденным представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. Здесь, как считает Пол Блум, может играть роль наша врожденная способность к эмпатии. Малыши просто подсознательно улавливают чужое настроение и выдают соответствующую реакцию. Точно так же они всего в возрасте нескольких дней могут отличать голос своей матери от других голосов или проявлять симпатию к людям, похожим на их родителей.

Например, если родители — белые, то дети отдают предпочтение представителям европеоидной расы. Если темнокожие, им могут нравиться люди с негроидными чертами. Но при этом, примерно к трем годам, ребенок спокойно воспринимает и представителей других рас, если они его окружают. Дело в том, что, чем сознательнее мы становимся, тем больше в нас растет понимание необходимости того, что надо строить отношения с окружающими, чтобы в случае чего чувствовать себя защищенными, говорит Блум.

Еще одно свойство морали — делить людей на "своих" и "чужих". Эту теорию подтвердили еще в 1954 году американские психологи Музафер Шериф и Генри Тайфель. Они разделили мальчиков в летнем лагере штата Оклахома на две группы. При этом все мальчики были белыми, их возраст составлял десять лет, а их семьи принадлежали к среднему классу.

В течение недели обе группы не общались между собой, и у них не было никакой информации друг о друге. Потом каждой группе сказали, что ее вот-вот объединят с другой. И тут началось! Представители обеих групп стали проявлять враждебность по отношению к "чужим", позволяли себе расистские высказывания в их адрес и даже пытались воровать вещи "чужаков" и портить их имущество. А ведь в сущности между теми и другими не было особых различий…

Вот способность различать "свое — чужое" можно назвать врожденной. Еще в раннем детстве мы делим окружающий мир на "знакомое" и "незнакомое", а также объединяемся с другими детьми, чтобы "дружить" против кого-то. И "добром" для нас являются те принципы поведения, которых придерживается наша "тусовка".

Кстати, эмпатия свойственна не только людям, но и животным, таким, как крысы или шимпанзе, утверждает профессор Блум. По всей вероятности, наши представления о добре и зле являются все же следствием инстинкта самосохранения.

Ирина Шлионская

12.11.2013

Источник: https://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/12-11-2013/1181326-good_bad-0/

 

Поделиться в соц. cетях!19.02.2014 05:49