Как вам было бы удобно выбирать семинары?
 
Неля
2017-12-06

Как я вас люблю! Спасибо за ваши книги! подробнее...

Екатерина
2017-12-03

С исследованиями Сергея Николаевича меня познакомила парапсихолог в Новосибирске.

Я искала на тот момент (развод с мужем, с которыми прожила 4 года, как говорят в психологии - первый кризис молодой семьи) такое знание, которое сможет объяснить мне, почему у меня такие результаты в жизни.

Запоем я прочла все книги за полгода и все полгода я работала над собой и внимательно наблюдала за своими мыслеобразами.

Итог о подробнее...

Марат
2017-12-03

Огромная Благодарность Сергею Николаевичу!

То, что жив-здоров, д.филос.н., дети, внуки, перспективы, все это от Аллаха, нет сомнений.

Доносит же Его мысли - наш С.Н.

Долгое время завидовал тому, кто страдали до семинаров.

Слава Аллаху, я поkучил свою болезнь. Вторник проснулся серьезной болью в левой почке - 10 см. ниже из-за железяк молодости.

Два дня постоянно, без всяких мыслей благодарил Аллаха за боль. В среду получил письмо о семина подробнее...

Cмотреть все отзывы

Восемь ступеней йоги

Что такое йога? В современном мире знание йоги в основном сведено к минимуму. В настоящее время люди воспринимают йогу исключительно как индийскую гимнастику или фитнес упражнения для похудения и укрепления здоровья. На самом деле йога является гораздо большим. В настоящем смысле йога является универсальным путём развития человека до более высоких уровней осознания, единения с космосом или единым источником абсолютного знания.

Практика физических упражнений (асан) это всего лишь одна из восьми ступеней йоги, для гармоничного развития сознания и тела. В йога сутрах Патанджали - древнейшем трактате по йоге, описаны восемь ступеней йоги, восходя по которым йог получает всё больший опыт и практические знания о собственной природе ума, сознания, тела и окружающей реальности. Знания йоги как никогда актуальны для человечества на данный момент, потому как йога это простейший и самый короткий путь развития, эволюции и просветления человека.

Согласно ведической традиции наша планета начала переходить в новый цикл существования Сатья Югу (золотое вкрапление) известное так-же как Золотой век и в этом веке у людей есть наибольший потенциал и возможность постичь и применять на практике йогинские знания. Давайте рассмотрим подробнее, что такое Йога.

Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде "Йога-сутра"обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством. По традиции древних мудрецов, Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

"Йога-сутра" состоит из 193 афоризмов, которые раскрывают смысл философии йоги, то есть показывают цель йога – кайвалья (освобождение), и объясняют практики йоги, то есть описывают средства, которые используются для достижения этой цели. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали:

>1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;

>2) нияма — предписания образа жизни;

>3) асана — разнообразные позы и положения тела;

>4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;

>5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;

>6) дхарана — концентрация мысли;

>7) дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания;

>8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

1.  Яма (в переводе с санскрита: самоограничение, воздержание, узда)

Яма – это этические ограничения или универсальные моральные принципы во взаимоотношениях с людьми и с природой.

Яма включает 5 принципов:

>1. ненасилие (непричинение вреда) – ахимса,

>2. правдивость (отказ от лжи) – сатья,

>3. неприсвоение чужого (неворовство) – астея,

>4. целомудрие (сексуальное воздержание) – брахмачарья,

>5. нестяжательство (неприятие даров) – апариграха.

Эти пять принципов должны пониматься как воздержание от соответствующих мыслей, слов и поступков.

Результатом успешной практики пяти принципов воздержания являются отсутствие враждебности, эффективность речи и действий, простота в получении необходимого и правильное понимание сути событий и внешних обстоятельств.

Воздержание приводит йога к согласию с окружающим миром, даже если сам мир не пребывает в согласии с ним.

В индуистской мифологии Яма был первым человеком, который после своей смерти стал богом царства мертвых. Яма встречает души умерших людей, попавших в царство смерти, и ведет каждую душу в специально отведенное ей место.

Согласно легенде эти 5 правил воздержания были предложены богом царства мертвых Ямой, чтобы показать людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь.

2. Нияма (в переводе с санскрита: обряд, ритуал, соблюдение закона)

Нияма – это система внутренних ритуалов человека, набор правил, которых должен придерживаться человек, практикующий йогу.

Нияма включает 5 основных принципов, которые есть у Патанджали:

>1. чистота тела и ума – шауча,

>2. скромность, удовлетворенность настоящим, оптимизм – сантоша,

>3. самодисциплина (усердие в достижении духовной цели) – тапас,

>4. познание (изучение духовной литературы) – свадхъяя,

>5. посвящение своих действий Богу (осознание себя инструментом, через который Он осуществляет свои действия) – ишвара-пранидхана;

и семь дополнительных принципов, которые были добавлены позже:

>6. принцип благожелательности – сауманасья,

>7. принцип вдумчивости – ман-дхатар,

>8. принцип бесстрастности – нирага,

>10. принцип знания (заклинаний) – мантра-видья,

>9. принцип независимости – аваша

>11. принцип обладания необыкновенной силой – дамсанавант,

>12. принцип неимения противников – нишпратидванда.

Успешное исполнение этих требований приводит:

>1. к хорошему здоровью,

>2. к высшей форме удовлетворенности,

>3. к достижению высших способностей тела и чувств,

>4. к связи с мудрыми добрыми, с адептами и божествами,

>5. к власти созерцания.

Стараясь выполнять эти правила, мы очищаем свою душу, делаем свою жизнь легче и приятнее, а окружающий нас мир дает нам новые пути для осуществления нашей цели.

Процесс последовательного прохождения стадий дхарана-дхьяна-самадхи во время медитации называется самьяма.

3. Асана (в переводе с санскрита: сидение, фиксированная поза, положение тела)

Асана – это поза, в которой гармонизируются функции организма.

Согласно Патанджали, асана – это положение тела, которое удобно и приятно.

Количество асан составляет несколько десятков, четыре (иногда шесть) из них рекомендуются для использования при медитации.

Йог может находиться в асане минуты или сутки, не испытывая при этом дискомфорта. Это достигается путем избавления от усилий и правильным отношением разума, который перенимает телесное равновесие при помощи размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая никакого внимания на внешние раздражители.

В некоторых случаях для сохранения равновесия применяют фиксирующие ремни или ящики, напоминающие кресла.

В процессе пребывания в какой-либо асане у человека меняется кровоток, а следовательно меняется и снабжение тканей кислородом, создаются локальные напряжения, растяжения и сдавливания, то есть перераспределяются потоки праны.

4. Пранаяма (в переводе с санскрита: управление праной)

Пранаяма – это управление праной при помощи дыхательных упражнений.

Термин пранаяма состоит из двух санскитских слов: прана (дыхание, жизнь, энергия) и яма (остановка, контроль, управление).

В практической йоге пранаяму определяют как технику сознательного управления дыханием при помощи системы дыхательных упражнений.

Пранаяма имеет четыре стадии: вдох (пурака), остановка дыхания на вдохе (пурака кумбхака), выдох (речака) и остановка дыхания на выдохе (речака кумбхака).

Продолжительность стадий определяется индивидуально. Наиболее часто встречается упражнение с пропорцией – вдох (1 ед.), задержка дыхания (4 ед.), выдох (2 ед.), где единица времени соответствует 3 секундам.

Дыхательные упражнения воздействуют на физическое состояние человека посредством изменения концентрации кислорода и углекислого газа. Также они влияют и на эмоциональное состояние, действуя на него при помощи системы специфических типов дыхания.

Практика пранаям, в особенности длительных задержек дыхания и энергетических прокачек, расширяет адаптивные функции организма и увеличивает устойчивость сознания к переживанию измененных состояний.

5. Пратьяхара (в переводе с санскрита: отбрасывание, отрешение отвлечение)

Пратьяхара – это техника отвлечения чувств от объектов желаний. Пратьяхара – это пятая из 8 ступеней йоги, на которой осуществляется контроль над чувствами. С этой ступени начинается Раджа йога.

Ум, привязанный к объектам желаний, приносит рабство. Когда ум жаждет чего-то, тоскует или горюет о чем-то, человек находится в рабстве. Когда все желания и страхи уничтожены, ум очищается. Чистый ум, отрешенный от объектов желаний, приносит освобождение.

Люди, увлекаемые желаниями, упускают цель жизни. Те, кто стремится соединить свои чувства с объектами желаний, предпочитают кажущееся приятным, не зная, что, в конце концов, оно обратится в горечь. Дорога чувственного удовлетворения широка, но ведет к гибели.

Целью Пратьяхары является контроль ума над чувствами, которые стремятся к удовлетворению желаний. Когда человек умеет контролировать чувства, он получает огромное количество психической энергии, которую прежде отвлекали чувства, стремящиеся к своим объектам.

Слушать звуки, но не слышать их; смотреть на объекты восприятия, но не видеть их, – вот чему учит пятая ступень йоги.

Человек может считаться овладевшим Пратьяхарой, когда он умеет по собственной воле соединять свой ум с органами чувств или отъединять его от них.

6. Дхарана (в переводе с санскрита: удержание, обладание, память, концентрация)

Дхарана – это концентрация ума на каком-либо объекте или мысли.

Дхарана – это стадия глубокой концентрации, когда поток мыслей останавливается и все внимание уделяется только одному объекту.

Целью Дхараны является повышение внимания, с тем чтобы достичь того уровня, на котором можно по желанию вызывать нужные воспоминания и быстро устанавливать необходимое для этого состояние ума.

Дхарана – это состояние, в котором все внимание разума направлено на один объект или мысль. Это состояние достигается при применении воли для выполнения того, что обычно делается неосознанно. Адепт фокусирует свою умственную силу, заставляя разум думать только в выбранном направлении. Он пресекает беспорядочные блуждания разума в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.

У большинства людей мысли неуправляемые, бесконтрольно блуждающие, а их ум можно сравнить с повозкой, запряженной лошадьми, но без кучера. Лошади несутся, куда хотят, потому что ими никто не управляет. В результате такого неуправляемого состояния ум человека не может сконцентрироваться на чем-то, его мысли перескакивают с одного объекта на другой. Умение концентрироваться не только улучшает память, внимательность и способность восприятия, оно делает ум острым, дает человеку возможность жить, осознавая каждое свое действие и каждую свою мысль. Про такого человека можно сказать, что он управляет повозкой своих мыслей.

Когда тело закалено асанами, ум очищен огнем пранаямы, а чувства обузданы пратьяхарой, адепт достигает шестой ступени йоги, называемой дхараной. Здесь он сосредоточивается целиком на одном объекте или задаче, в которую полностью погружен. Чтобы достичь этого состояния полного поглощения, ум должен быть успокоен.

7. Дхьяна (в переводе с санскрита: сосредоточение, созерцание, медитация)

Дхьяна – это непрерывное созерцание предмета, то есть продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль.

В состоянии дхьяны медитирующий не осознает то, что он находится в процессе медитации, единственное, что он осознает – это факт своего существования и объект своей медитации.

Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий соединяется с объектом своей медитации. Другими словами, в дхаране существует субъект наблюдающий объект и формирующий о нем свое знание, а в дхьяне субъект исчезает и остается только объект и знание о нем.

Дхьяна представляет собой наполненное течение мыслей, когда воедино собираются все относящиеся к объекту мысли, которые человек способен найти в своем разуме.

В практике дхьяны можно использовать стандартные умственные ассоциации, или «пути мыслей». В этом случае человеку следует ответить на следующие вопросы:

>1. Какие другие объекты относятся к тому же типу, чем они похожи и чем отличаются от данного объекта?

>2. Каковы части объекта и какие функции они выполняют?

>3. Частью какого большего объекта он является и какую функцию выполняет?

>4. Каковы качества объекта, как они связаны друг с другом и с целым? Какому большему объекту присуще каждое из этих качеств?

>5. Какие ощущения и мысли, непосредственно относящиеся к этому объекту, я испытывал, видя, слыша и думая о нем?

Практику дхьяны следует начинать с простых конкретных объектов, затем можно перейти к сложным конкретным объектам, после чего можно перейти к простым абстрактным объектам, и, наконец, – к сложным абстрактным объектам.

Дхьяна очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, образно говоря, она смазывает его, делает более гибким, так что в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, она готовит его к новым ментальным опытам и развивает интуицию. Кроме того, дхьяна повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая область его внимания.

8. Самадхи (в переводе с санскрита: соединение вместе, слияние; растворение, отождествление)

Самадхи – это созерцание, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого.

Это состояние просветления, которое достигается при помощи медитации.

В состоянии самадхи сознание достигает покоя, так как снимаются противоречия между внутренним миром и внешним миром, между субъектом и объектом, и индивидуальное сознание (микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосм).

У Патанджали самадхи – это последний из 8 этапов практики йоги, на котором человек полностью освобождается от уз материального мира.

Самадхи – это состояние, в котором достигается самый глубокий уровень сознания, в котором утрачивается осознание собственной индивидуальности. В этом состоянии уже нет ментальной деятельности, так как не возникает потребности в знании.

Самадхи пробуждается после того, как сознание становится свободным от влияния физического мира. Там, где заканчивается граница чувственного мира, начинается чистое ментальное сознание. Если йог поднимается над физическим уровнем сознания и остается на уровне ментального сознания, то он делает первый шаг к самадхи. Для достижения самадхи йог должен погружать свое сознание все глубже и глубже в сферы чистого сознания.

Есть 2 типа самадхи:

1. с семенем (сабиджа) и 2. без семени (нирбиджа).

Сабиджа – это более низкая стадия, в которой в сознании сохраняется объект как опора сосредоточения.

Нирбиджа – это высшая стадия самадхи, в которой все препятствия разрушаются, и необходимость в опоре отпадает. На этой стадии сознание достигает чистого незамутненного видения реальности.

Состояние самадхи не поддается описанию. Оно вне досягаемости ума и речи. Необходимо самому пережить его. В состоянии самадхи человек теряет индивидуальность и становится тождественным со своим высшим "Я".

Он соединяется с Богом, становится воплощением блаженства и покоя, и приобретает абсолютное знание.

Эти ступени входят в различные виды йоги в следующем сочетании (выделение и очередность в порядке важности ступени внутри конкретных учений йоги):

>Яма – Карма-йога, Бхакти-йога, Крийя-йога;

>Нияма – Бхакти-йога, Крийя-йога, Джапа-йога, Карма-йога;

>Асана – Хатха-йога, Крийя-йога;

>Пранаяма – Раджа-йога, Хатха-йога, Джапа-йога;

>Пратьяхара – Раджа-йога, Джапа-йога;

>Дхарана – Раджа-йога, Джапа-йога;

>Дхиана (дхьяна) – Раджа-йога, Джнани-йога;

>Самадхи – Раджа-йога, Самадхи-йога;

Эти восемь ступеней можно разделить на три группы. Первая группа включает две первых ступени: Яма и Нияма и определяет этическое, морально-нравственное развитие человека.

Вторая группа отвечает за физическое развитие и включает в себя Асану и Пранаяму.

Наконец, третья группа, развивающая психические силы человека, включает в себя четыре высшие ступени.

Последняя ступень восьмеричного пути — это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние — космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни.

Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи.

Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверенно выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

Патанджали (в переводе с санскрита: упавший в ладони)

Патанджали – автор «Йога Сутры», великий йог, философ и врач, основатель философско-религиозной школы даршаны в Индии.

 

Считается, что он жил во 2 веке до н. э.

 

Патанджали нельзя назвать основателем философии и практики йоги, скорее, он систематизировал множество разнообразных форм и методик йоги, которые были известны с древних времен.

 

Однако его классификация оказалась настолько эффективной, что «Йога Сутра» стала настольной книгой для всех, занимающихся йогой.

 

По легенде, мать Патанджали Гоника была незамужней, и у нее не было детей. Практикуя йогу, она получила великую мудрость, но не смогла найти достойного ученика, чтобы передать ему свои знания.

Гоника набрала в ладони воду как жертвоприношение и начала молиться:
«Мои знания пришли ко мне с твоей помощью, так позволь мне вернуть их тебе назад». В это мгновение она открыла глаза и увидела маленькую змейку, упавшую ей в ладони. Это был Патанджали.

Это имя символизирует способ его появления на свет. «Пат» означает «упавший», «анджали» означает «ладони, сложенные для молитвы». Гоника передала Патанджали свои знания, и он донес свет йоги до людей.

В индуизме Патанджали считается воплощением божественного змея Ананты, на кольцах которого возлежит бог Вишну в волнах мирового океана.

По одной из легенд, Вишну однажды смотрел, как Шива практикует йогу, и лишь созерцая эту мистерию начал преображаться. Видя силу воздействия йоги, Ананта попросил Вишну позволить ему воплотиться на Земле, чтобы научить людей йоге. Так появился Патанджали.

Патанджали написал свою книгу в виде сутр – поучительных изречений, описывающих практику и философию йоги.

Некоторые исследователи считают, что Патанджали также написал комментарий к знаменитой индийской грамматике (Махабхашья).

Иногда перед именем Патанджали ставят префиксы риши (мудрец, философ), махариши (великий мудрец), Шри (великий, уважаемый), Свами (святой).

http://lazarev.org/themes/style/icon_doc.gif); >Скачать книгу Патанджали «Йога-сутры» (5 переводов)

Поделиться в соц. cетях!25.09.2013 19:53