;


Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 
Отзывы читателей

Оксана написал(а):
Уважаемый Сергей Николаевич, большое Вам спасибо за все, за Ваш Труд, Вашу бесценную информацию. Я читаю Ваши книги с 1997 года. Они путешествовали со мной из России в другие страны. Но потом как то так получилось был перерыв лет в 15 когда я вообще ничего Вашего не читала, так как жила за границей. А потом, в 2015, я случайно наткнулась на Ваш канал в ютубе и другие каналы, которые публикуют Ваши видеозаписи с семинаров и интервью. И я опять запоем углубилась во все это. Вы поменяли мой взгляд на Россию и Путина, я была такая антироссийская раньше, а теперь я вернулась в Россию. Живу бедно и, скорее, неблагополучно с общепринятых мерок, но почему-то чувствую что... не знаю, как подобрать, нужные слова. В общем, никто не понимает, зачем я вернулась. Все меня постоянно распрашивают. Я им пытаюсь обьяснить: "Ну, как же! Ведь за Россией будущее. Тут есть внутренний стержень какой-то" Хотя такого хамства, грязи, юридического и чиновьевчего беспредела нет нигде больше, чем у нас. Но тут есть что-то важное, что нельзя описать словами. Я пытаюсь меняться, но очень медленно. Если бы не Вы, вообще бы так совсем не менялась , а вы - молодец! Спасибо Вам огромное за все. Уважаю. Люблю. Учусь. Меняюсь.

Гость написал(а):
Благодарю Вас, Сергей Николаевич, за всё: за Ваш оптимизм и упорство в познании мира, которым Вы заражаете нас. Всех благ Вам и Вашим помощникам! Любви, добра, тепла и света!

Евгения написал(а):
Уважаемый Сергей Николаевич! Огромное Вам спасибо за Ваш труд!  Благодаря Вашим книгам я здорова, у нас в семье растут замечательные дочки, есть много земного, человеческого счаться. Но это не самое главное. Главное то, что я меняюсь. Ставится гармоничнее мой характер, отношения с дюдьми. "Подтягиваются" друзья, родные и близкие. Те, кто раньше не принимал Ваших идей, теперь порой говорит Вашими словами. И от этого всего жизнь становится светлее и радостнее. Спасибо Вам и низкий поклон!

Показать все отзывы
Лао Цзы. Дао дэ Цзин
 

1

 
 
Дао, которое может быть высказано – не вечное дао.
Имя, которое может быть названо, не вечное  имя.
Безымянное - начало неба и земли.
Названное – мать десяти тысяч вещей.
Тот, кто вечно свободен от желаний, может увидеть тайну.
Тот, кто вечно охвачен желаниями, может видеть проявления.
Эти две сущности происходят из одного истока, но различаются по названию;
Это представляется как темнота.
Темнота в темноте.
Врата ко всем таинствам.
 

2

 
 
В Поднебесной все могут воспринимать красоту как красоту, только потому что существует и безобразие.
Все могут распознавать добро как добро, потому что существует зло.
Поэтому имение и неимение приходят вместе;
Трудное и легкое дополняют друг друга;
Длинное и короткое противоположны друг другу;
Высокое и низкое покоятся друг на друге;
Голос и звук придают друг другу гармонию;
Передняя и задняя сторона следуют друг за другом.
 
Поэтому мудрые ходят по земле, не делая ничего, и учат не-говорению.
Десять тысяч вещей беспрестанно возникают и пропадают,
Создавая, но не обладая.
Трудясь, но не гордясь результатами труда. 
Работа сделана, затем забыта.
Поэтому ее плоды вечны.   
 

3

 
Если не возносить одаренных, то не будет ссор.
Если не собирать сокровища, не будет краж.
Если не видеть желанных вещей, не будет смятения в сердце.
 
Поэтому мудрые правят, опустошая сердца и наполняя желудки,
ослабляя честолюбие и укрепляя кости.
Если у народа мало знания и желания,
то лучше не вмешиваться.
Если ничего не делается, то все будет хорошо. 
 

4

 
 
Дао – пустой сосуд; оно используются, но никогда не наполняется.
О, бездонный источник десяти тысяч вещей!
Затупить остроту,
распутать узел,
смягчить яркий блеск,
смешать с пылью.
О, глубина скрытая, но вечно присутствующая!
Я не знаю, откуда она приходит. 
Это праотец предков. 
 

5

 
Небо и Земля беспристрастны;
они видят десять тысяч вещей такими, какие они есть.
Мудрые беспристрастны;
они видят людей такими, какие они есть.
 
Пространство между небом и землей, как кузнечный мех.
Меняются очертания, но не форма;
Чем больше оно двигается, тем больше подается.
Чем больше слов, тем меньше они стоят.
Крепко держись середины.
 
 

6

 
Дух долины бессмертен;
Это женщина, первобытная мать.
Ее ворота – корень неба и земли.
Они как едва заметная завеса.
Воспользуйтесь ими; они никогда вас не подведут.
 
 
 

7

 
 
Небо и Земля вечны.
Почему небо и земля вечны?
Они не рождены,
поэтому живут вечно.
Мудрые отстают и поэтому оказываются впереди.
Они отрешенны и поэтому едины со всем.
Через бескорыстное действие они достигают осуществления.
 
 

8

 
 
Высшая добродетель подобна воде. 
Вода дает жизнь десяти тысячам существам и не борется ни с чем.
Она течет в таких местах, которых люди избегают, и поэтому подобна Дао.
 
Селитесь поближе к земле.
В медитации погружайтесь в глубины сердца.
В общении с другими, будьте нежны и добры.
В речи будьте правдивы.
В управлении будьте справедливы.
В делах будьте компетентны.
Действия осуществляйте в нужный момент.
 
Нет борьбы – нет и обвинения.

9

 
Лучше недолить, чем перелить через край.
Заточите лезвие слишком сильно – и вскоре оно затупится.
Соберите в хранилища золото и яшму, и никто не сможет их защитить.
Стремитесь к богатству и титулам – и вас постигнет бедствие.
Когда дело сделано, отойдите прочь.
Таков путь небес. 
 

10

 
Имея душу и тело и придерживаясь одного,
можно ли избежать разлада?
Полностью вовлекаясь и обретая гибкость,
можете ли вы стать, как новорожденный младенец?
Отмывая и очищая первозданное зрение,
можете ли вы быть незапятнанны? 
Любя народ и управляя страной,
можете ли вы быть не умны?
Открывая и закрывая врата небес,
можете ли вы играть роль женщины?
Понимая все и будучи открытым всему,
способны ли вы ничего не делать?
Рожать и выкармливать,
Вынашивать, но не обладать,
Работать, но не требовать награды,
Вести за собой, но не доминировать
вот Первобытная Добродетель.
 

11

 
Тридцать спиц соединяются в одной ступице колеса;
а пользоваться им можно благодаря центральному отверстию.
Слепите сосуд из глины;
полезным его делает пустота внутри него.
Прорубите двери и окна в комнате;
благодаря их пустоте в ней можно жить.
Поэтому выгода приходит от того, что есть;
польза же от того, чего нет. 
 
 

12

 
Пять цветов ослепляют глаз.
Пять звуков Пять звуков притупляют слух.
Пять вкусовых ощущений притупляют вкус.
Скачки и охота сводят с ума,
Драгоценности сбивает нас с пути.
 
Поэтому мудрые руководствуются тем, что они чувствуют, а не тем, что они видят,
Отпуская одно и выбирая другое. 
 
 

13

 
Принимайте позор охотно.
Принимайте несчастье как условие человеческой жизни.
 
Что вы имеете в виду, когда говорите «Принимайте позор охотно»?
Принимайте безвестность.
Не тревожьтесь о потере или выигрыше.
Это значит «Принимайте позор охотно».
 
Что вы имеете в виду, когда говорите «Принимайте несчастье как условие человеческой жизни»?
Несчастье приходит оттого, что у нас есть тело.
Без тела как возможно несчастье?
 
Смиренно покоряйтесь, и тогда вы сможете заботиться обо всех созданиях.
Любите мир как самого себя; тогда вы можете действительно заботиться обо всех созданиях.
 

14

 
Посмотрите, этого не видно – оно за пределами формы.
Послушайте, этого не слышно – оно за пределами звука.
Попробуйте схватить, не удержите – оно неосязаемо.
Это три неопределимых вещи;
Поэтому они соединены в одной.
 
Сверху это не светло;
Снизу это не темно:
Непорванная нить, не поддающаяся описанию.
Оно возвращается в пустоту.
Форма бесформенного,
Образ безличного,
Оно называется неопределимым и находится за пределами воображения.
 
Встаньте рядом с ним, и нет начала.
Следуйте за ним, и нет конца.
Придерживайтесь древнего Дао,
Двигайтесь с настоящим. 
Знание древнего начала – суть Дао. 
 

15

 
Древние отличались тонким умом, причастностью к тайне, глубиной, чувствительностью.
Глубина их знания неизмерима.
Поскольку она неизмерима,
мы можем только описать, каковы они на вид.
Настороженные, словно переходят реку зимой.
Внимательные, как люди, ощущающие опасность,
Учтивые, как гости.
Податливые, как тающий лед.
Простые, как неотесанные поленья.
Полые, как пещеры.
Непрозрачные, как мутные пруды.
 
Кто может спокойно ждать, пока грязь осядет?
Ко может оставаться спокойным до момента действия?
Те, кто соблюдает Дао, не стремятся к осуществлению.
Поскольку они не ищут осуществления, не колеблет их желание перемен. 

16

 
Освободите себя от всего.
Пусть ваш ум успокоится.
Десять тысяч вещей поднимаются и падает, в то время как «я» следит за их 
возвращением.
Они растут и расцветают, а затем возвращаются к истоку.
Возвращение к истоку – это спокойствие, а оно путь природы.
Путь природы неизменен.
Знание постоянства – это верное знание.
Незнание постоянства ведет к бедствию.
Со знанием постоянства ум открыт.
С открытым умом открыто и сердце.
С открытым сердцем, вы будете действовать великодушно.
Будучи великодушны, вы достигнете божественного.
Будучи божественным, вы будете заодно с Дао.
Быть заодно с Дао – значит быть вечным.
И хотя тело умирает, Дао никогда не исчезнет. 
 

17

 
Немногие из нас сознают высшее.
Затем идет то, что люди знают и любят,
Затем то, чего боятся,
Затем то, что презренно.
 
Те, кто недостаточно доверчивы, и сами не удостаиваются доверия.
 
Когда дела выполняются 
без ненужных разговоров,
люди говорят: «Мы это сделали!»
 

18

 
Когда Великое Дао забыто,
появляются доброта и нравственность,
Когда мудрость и ум рождаются,
Начинается великий обман.
 
Когда в семье нет мира,
появляются сыновняя почтительность и уважение.
Когда страна в смятении и хаосе,
появляются честные государственные деятели.
 

19

 
Отрекитесь от святости, откажитесь от мудрости,
и все будет в сто раз лучше для всех.
 
Откажитесь от доброты, отрекитесь от нравственности,
и люди вновь откроют сыновнюю почтительность и любовь.
 
Откажитесь от хитрости, отрекитесь от наживы,
и грабители и воры исчезнут.
 
Эти три – всего лишь внешние формы: 
сами по себе они недостаточны.
Важнее
видеть простоту,
сознавать нашу истинную природу,
отбросить эгоизм
и умерить желания. 
 

20

 
Откажитесь от учености, и положите конец вашим бедам.
 
Есть ли разница между да и нет?
Есть ли разница между добром и злом?
Должен ли я бояться того, чего боятся другие? Что за чепуха!
Другие люди довольны, пируя жертвенным быком.
Весной некоторые идут в парк и поднимаются на террасу,
И только я плыву по течению, не зная, где я.
Как новорожденный младенец, еще не научившийся улыбаться,
Я один, и некуда мне идти.
 
У других есть больше, чем им нужно, и только у меня ничего нет.
Я глупец. О да! Я в замешательстве.
Другие светлы и ярки,
Один я тускл и слаб.
Другие остры и умны,
Один я туп и глуп.
О, я колеблюсь, как волны морские,
Без направления, как переменчивый ветер.
 
Все другие заняты делами.
Только у меня нет цели и желаний.
Я не такой как все.
Меня кормит великая мать. 
 

21

 
Величайшая Добродетель – следовать Дао и только Дао.
Дао ускользает, оно неосязаемо.
О, оно неосязаемо и неопределенно, и однако в нем есть образ,
О, оно неосязаемо и неопределенно, и однако в нем есть форма.
О, оно туманно и темно, и однако в нем есть суть.
Эта суть весьма реальна, и в ней лежит вера.
С начала времен и поныне его имя никогда не было забыто.
Так я воспринимаю творение.
Откуда я знаю пути творения? 
Благодаря ему.
 

22

 
Поддавайтесь, и вы одолеете,
Сгибайтесь, и будете прямы,
Опустошайтесь, и будете полны,
Изнашивайтесь, и будете новы,
Имейте мало, и наживете добро,
Имейте много, и впадете в смятение. 
 
Поэтому мудрые придерживаются одного
И являются примером для всех.
Не выставляя себя напоказ,
Они далеко видны своим светом.
Не оправдываясь,
Они выделяются среди других.
Не хвастаясь,
Они получают признание.
Не хвалясь,
Они никогда не оступаются.
Они не ссорятся,
Поэтому никто не ссорится с ними. 
Поэтому древние говорят: «Поддавайтесь, и вы одолеете»
Разве это пустое присловье?
Будьте истинно целостны,
И все придет к вам. 
 

23

 
Говорить мало естественно.
Сильный ветер не все утро дует.
Сильный дождь не весь день идет.
Почему так? Небо и земля!
Если небо и земля не могут сделать так, чтобы явления длились вечно,
Как это возможно для нас?
 
Те, кто следуют Дао,
Едины с Дао.
Те, кто добродетелен,
Ощущают Добродетель.
Те, кто теряет дорогу,
потеряны.
Когда вы едины с Дао,
Дао принимает вас в свое лоно. 
Когда вы едины с Добродетелью,
Добродетель всегда присутствует.
Когда вы едины с потерей,
Потеря переживается без мучений.
 
Те, кто недостаточно верит,
не удостоится доверия.

24

 
Кто стоит на цыпочках, не может долго стоять.
Кто идет широким шагом, не может долго идти.
Кто выставляет себя напоказ, не достигает просветления.
Кто самодоволен, не удостаивается уважения.
Кто хвастается, ничего не достигает.
Кто хвалится, того не на многое хватает.
Те, кто следует Дао, считает:
«Такое – словно лишняя еда и лишняя ноша».
Это не приносит счастья.
Поэтому те, кто следует Дао, избегают такого. 
 
 

25

 
Что-то, таинственно создавшееся,
Родившееся до неба и земли.
В тишине и пустоте,
Одиноко стоящее и неизменное,
Вечно присутствующее и в движении.
Возможно, это мать десяти тысяч вещей.
Я не знаю его названия.
Называйте его Дао.
Не имея лучшего слова, я называю его великим.
 
Будучи великим, оно течет
Оно утекает далеко.
Уйдя далеко, оно возвращается.
 
Поэтому, «Дао велико;
Небо велико;
Земля велика;
Человек также велик». 
 
Это четыре великих силы вселенной,
и человек – одна из них.
 
Человек следует земле.
Земля следует небесам.
Небеса следуют Дао
Дао следует пути природы.
 

26

 
Тяжелое – корень легкого;
Покой – повелитель беспокойства.
 
Поэтому мудрый, шагая весь день,
не теряет из виду свою телегу.
Хотя вокруг прекрасные виды,
Он остается ни к чему не привязанным и спокойным.
 
Зачем хозяину десяти тысяч колесниц легкомысленно вести себя на людях?
Быть легким – значит утратить корень.
Быть беспокойным – значит утратить власть.
 
 
 

27

 
Хороший ходок не оставляет следов;
Хороший оратор не допускает ошибок;
Хорошему счетоводу не нужен инструмент для счета.
Хорошей двери не нужен замок,
Но никто не может ее открыть.
Хорошая обертка не требует узлов,
Но никто не может ее развязать.
 
Поэтому мудрый заботится о каждом
и не оставляет никого
Он заботится обо всем 
и не оставляет ничего.
 
Это значит «следовать за светом».
 
Кто хороший человек?
Учитель плохого человека.
Кто плохой человек? 
Подопечный хорошего человека.
Если учителя не уважают,
А об ученике не заботятся,
То возникнет смятение, как бы умны все ни были.
В этом суть тайны.
 

28

 
Знайте силу мужчины,
Но сохраняйте заботу женщины!
Будьте рекой вселенной!
Будучи рекой вселенной,
Вечно текущей по верному руслу и не сворачивающей,
Снова станьте, как маленький ребенок.
 
 
Знайте белое,
Но сохраняйте черное!
Будьте примером для мира!
Будучи примером для мира
Всегда верным и не сворачивающим с пути,
Возвращайтесь к бесконечности.
 
Знайте честь,
Но оставайтесь смиренным.
Будьте долиной вселенной!
Будучи долиной вселенной, 
Будучи вечно верным и хитроумным,
Вернитесь в состояние неотесанного камня.
 
Когда камень будет отесан, он станет полезен.
Когда мудрые воспользуются им, они станут правителями.
Говорят: «Хороший портной мало пользуется ножницами».
 

29

 
Вы думаете, что можете завоевать мир и улучшить его?
Я не думаю, что это осуществимо.
 
Мир священен.
Вы не можете улучшить его.
Если вы попытаетесь изменить его, вы его разрушите.
Если вы попытаетесь держаться за него, вы его утратите.
 
Так что иногда вещи впереди, а иногда позади;
Иногда дышать трудно, иногда легко;
Иногда есть сила, а иногда слабость;
Иногда человек поднимается, а иногда опускается.
 
Поэтому мудрые избегают крайностей, излишков и самодовольства.
 
 
 

30

 
Когда вы наставляете правителей на пути Дао,
Советуйте им не пользоваться силой, чтобы завоевать мир.
Ведь это только вызовет сопротивление.
Везде, где прошли войска, вырастают тернии.
После великой войны следуют голодные годы. 
Просто делайте то, что должно быть сделано.
Никогда не злоупотребляйте силой.
 
Достигайте результатов,
Но никогда не хвалитесь ими.
Достигайте результатов,
Но никогда не хвастайтесь.
Достигайте результатов, 
Но никогда не гордитесь ими.
Достигайте результатов,
Потому что таков путь природы.
Но не через насилие.
 
За силой приходит бессилие.
Это не путь Дао.
То, что идет против Дао,
Ждет ранняя кончина.
 

31

 
Хорошее оружие – орудия страха; все создания ненавидят их.
Поэтому последователи Дао никогда им не пользуются.
Мудрые выбирают левое.
Солдаты выбирают правое.
 
Оружие – орудие страха; мудрые им не пользуются.
Они используют его, только когда нет выбора.
Мир и спокойствие дороги их сердцам,
А победа – не повод для ликования.
Если вы радуетесь победе, значит вам нравится убивать;
Если вам нравится убивать, вы не можете достичь самореализации
 
В счастливых случаях первенство отдается левому,
В печальных случаях – правому.
В армии генерал стоит слева,
Главнокомандующий справа.
Это значит, что война ведется, как похороны.
Когда многие убиты,
Их надо оплакать от всего сердца.
Вот почему победу следует отмечать, как похороны. 
 

32

 
Дао вечно неопределенно
Хотя оно мало в своем неоформленном состоянии, его нельзя охватить.
Если бы правители могли воспользоваться его силой,
То десять тысяч вещей послушались бы их естественным образом.
Небо и земля слились бы,
И пошел благодатный дождь.
Людям не нужны были бы больше законы, и все пошло бы своим чередом.
 
Когда целое разделено, частям нужны имена.
Уже существует достаточно имен.
Мы должны знать, когда остановиться.
Знание, когда нужно остановиться, отвращает беду.
Дао в мире, как река, что впадает в море. 
 
 

33

 
Знание людей – мудрость;
Знание себя – просветление.
Господство над другими требует принуждения;
Господство над собой требует силы.
 
Те, кто знает, что у них всего в достатке, богаты.
Упорство – признак силы воли.
Те, кто остаются, где они есть, долговечны.
Умереть, но не погибнуть – значит, сохраниться навечно. 
 

34

 
Великое Дао течет повсюду, и налево, и направо.
Десять тысяч вещей зависят от него; оно ничего не удерживает в себе.
Оно выполняет свою цель тихо и ничего не просит.
 
Оно кормит десять тысяч вещей,
но не правит ими.
У него нет цели; оно очень мало. 
 
Десять тысяч вещей возвращаются в него,
Но оно не правит ими.
Оно очень велико.
 
Оно не показывает величия,
И поэтому истинно велико. 
 
 
 

35

 
Те, кто придерживается единого, привлекают всех,
Потому что с ними покой, счастье и мир.
 
Прохожие могут остановиться ради музыки и вкусной еды,
Но описать Дао невозможно.
Невещественное и не имеющее вкуса,
Оно невидимо, оно неслышимо,
И однако, оно неисчерпаемо. 
 

36

 
То, что сжимается,
должно сначала расшириться.
То, что слабеет, 
должно сначала быть сильным.
То, что брошено вниз,
Должно сначала быть поднято.
До получения
Должно быть дарения.
 
Это называется видением природы вещей.
Мягкое и слабое одолевает твердое и сильное.
 
Рыба не может выйти из водной глуби,
А вооружения страны не должны выставляться напоказ.
 
 

37

 
Дао живет в недеянии,
Но ничто не остается несделанным.
Если бы те, кто у власти, соблюдал это,
То десять тысяч вещей развивались бы естественно. 
Если бы они все же хотели действовать,
Они бы вернулись к простоте бесформенной субстанции.
Без формы нет желания.
Без желания есть спокойствие.
И таким образом все пребывало бы в покое. 
 

38

 
Истинно добродетельные люди не сознают свою добродетель,
И поэтому хороши.
Глупые люди стараются быть хорошими,
И поэтому не хороши.
 
Истинно хорошие люди ничего не делают,
Но ничего не оставляют несделанным.
Глупые люди всегда делают,
Но многое остается несделанным. 
 
Когда истинно добрые люди делают что-то, они ничего не оставляют несделанным.
Когда справедливые люди делают что-то, они многое оставляют несделанным.
Когда сторонники строгой дисциплины делают что-то, и никто не реагирует,
Они, засучив рукава, стараются силой навести порядок. 
 
Поэтому, когда Дао утрачено, есть добродетель,
Когда добродетель утрачена, есть доброта.
Когда доброта утрачена, есть справедливость.
Когда справедливость утрачена, есть ритуал.
Ритуал – это скорлупа веры и преданности, начало смятения.
Знание будущего – всего лишь цветистая ловушка для Дао.
Это начало безумия
 
Поэтому истинно великие люди помышляют о том, что истинно, а не о том, что на поверхности.
О плоде, а не о цветке.
Поэтому принимайте одно и отвергайте другое. 
 
 

39

 
Эти вещи из древних времен возникают из одного:
Небо целостно и чисто.
Земля целостна и тверда.
Дух целостен и силен.
Долина целостна и изобильны.
Десять тысяч вещей целостны и живы.
Те, кто у власти, целостны, и страна на высоте.
Все это благодаря целостности.
 
Чистота неба не дает ему упасть.
Твердость земли не дает ей растрескаться.
Сила духа не дает ему истощиться.
Изобилие долины не дает ей пересохнуть.
Рост десяти тысяч вещей не дает им иссякнуть. 
Хорошее управление теми, кто у власти не дает стране пасть.
 
Поэтому смиренное – корень благородного.
Низменное – основа высокого.
Мудрые считают себя «сиротами», «вдовцами» и «никчемными».
Их смирение – источник их силы.
 
Слишком много успеха – не преимущество.
Не гремите, как яшма, 
И не звените, как колокольчики на ветру. 
 
 

40

 
Возврат – движение Дао.
Отступление – путь Дао.
Десять тысяч вещей являются из бытия.
Бытие является из небытия.
 
 

41

 
Мудрый ученик слышит о Дао и практикует его прилежно.
Средний ученик слышат о Дао и думает о нем время от времени.
Глупый ученик слышит о Дао и громко смеется.
Если бы не было смеха, Дао не было бы тем, что оно есть.
 
Ибо сказано:
Светлая дорога кажется сумрачной;
Путь вперед напоминает отступление;
Легкий путь кажется тяжелым;
Самая высокая Добродетель кажется пустой;
Великая чистота кажется запятнанной;
Изобилие Добродетели кажется недостаточным;
Сила Добродетели кажется хрупкой;
Истинная Добродетель кажется нереальной;
Совершенный квадрат не имеет углов;
Великие таланты созревают поздно;
Самые высокие ноты трудно расслышать;
Величайшая форма бесформенна.
Дао скрыто и безымянно.
Только Дао питает
И приводит все к осуществлению.
 
 
 

42

 
Дао родило одно.
Одно родило два.
Два родило три.
А три родило десять тысяч существ.
 
Десять тысяч существ несут инь и придерживаются ян.
Они достигают гармонии, сочетая эти силы. 
 
Люди не любят быть «сиротами», «вдовцами» или «несчастливыми»,
Но именно так мудрые описывают себя.
 
Ибо человек приобретает, теряя, 
И теряет, приобретая.
 
Чему другие учат, учу и я:
«Жестокий человек умрет не своей смертью!»
Вот в чем суть моего учения.
 
 

43

 
Самые мягкие создания во вселенной
Побеждают самые твердые во вселенной.
То, что невещественно, проникнет туда, где нет места.
Отсюда я знаю ценность недеяния.
 
Учение без слов и труд без деяния
Понимают очень немногие.

44

 
Слава или «я»: что важнее?
«Я» или богатство: что драгоценнее?
Приобретение или потеря: что приносит больше страданий?
 
Те, кто привязан к вещам, будет сильно страдать.
Те, кто накапливает, понесут тяжелые потери.
Те, кто всем довольны, никогда не бывают разочарованы.
Те, кто знают, когда остановиться, не оказываются в беде.
Они всегда будут в безопасности. 
 

45

 
Великое свершение кажется несовершенным,
Но его польза непреходяща.
Великая полнота кажется пустой,
Но не может быть исчерпана.
 
Великая прямота кажется искривленной.
Великий ум кажется глупым.
Великое красноречие кажется косноязычным.
 
Движение побеждает холод.
Покой побеждает жару.
Мир и спокойствие восстанавливают порядок в мире. 
 

46

 
Когда в мире присутствует Дао,
Лошади унавоживают землю.
Когда в мире нет Дао,
Боевые кони пасутся за городской стеной.
 
Нет греха большего, чем вожделение,
Нет проклятья большего, чем недовольство.
Нет большего несчастья, чем желать что-то для себя.
Поэтому те, кто знает, что такое «достаточно», всегда будут иметь достаточно.
 

47

 
Не выходя из дома, вы можете познать целый мир.
Не выглядывая из окна, вы можете увидеть пути небес.
Чем дальше вы уходите, тем меньше знаете.
 
Так мудрые знают, не путешествуя;
Сидят, не глядя;
Работают, не делая.
 

48

 
Кто учится, тот что-то приобретает каждый день.
Кто следует Дао, тот каждый день что-то отпускает.
 
Меньше и меньше делается,
Пока не достигается недеяние.
Когда ничего не делается, ничего не остается несделанным.
 
Чтобы управлять миром, надо предоставлять вещам идти своим чередом.
Им нельзя управлять путем вмешательства.
 

49

 
Мудрые не придерживаются постоянных мнений
Они знают о нуждах других.
 
Я добр к людям, которые добры.
Я также добр к людям, которые не добры,
Потому что Добродетель – это доброта.
Я верю в людей, которые верны.
Я также верю в людей, которые не верны,
Потому что Добродетель – это верность.
 
Мудрые робки и смиренны.
Они ведут себя, как маленькие дети.
Миру они кажутся непонятными.
Но люди смотрят на них и прислушиваются к ним.
 
 

50

 
Между рождением и смертью,
Три из десяти последователи жизни,
Три из десяти последователи смерти,
А людей, которые просто проходят от рождения к смерти, также три из десяти.
Почему так?
Потому что они проживают свои жизни на грубом уровне.
 
Те, кто знает, как жить, идут по земле,
не боясь носорогов или тигров.
Они не будут ранены в бою.
Ибо в них носорог не находит места, куда воткнуть рог,
А тигр – места, куда вонзить когти,
И оружию некуда их поразить.
Почему так?
Потому что в них нет места, куда могла бы войти смерть. 
 
 

51

 
Все вещи рождаются от Дао.
Они питаются Добродетелью.
Они формируются из материи.
Очертания им придает среда.
Поэтому десять тысяч вещей чтят Дао и уважают Добродетель.
Почтение к Дао и уважение к Добродетели никто не требует,
Но они в природе вещей.
 
Поэтому все вещи рождаются от Дао.
Добродетелью они питаются,
Она развивает их, заботится,
Укрывает, утешает,
Выращивает и защищает.
Создавать, не заявляя о заслугах,
Делать, не требуя похвалы,
Руководить, не вмешиваясь –
Вот что такое Первичная Добродетель.
 

52

 
Начало мира – 
мать всех вещей. 
Зная мать, вы также знаете сыновей.
Зная сыновей, и при этом поддерживая контакт с матерью,
вы будете свободны от страха смерти.
 
Держи рот закрытым,
Охраняй чувства,
И жизнь всегда полна.
Открой рот, 
Всегда будь занят,
И жизнь безнадежна.
 
Видеть малое – проницательность;
Покоряться силе – сила.
Пользуясь внешним светом, возвращайтесь к внутреннему зрению,
И так вы избегнете вреда.
Так учатся постоянству.
 

53

 
Если у меня есть хоть немного здравого смысла,
Я буду идти по большой дороге, бояться только отступить от нее.
Держаться главной дороги просто,
Но люди легко отвлекаются.
 
Когда придворные облечены в великолепные одежды,
Поля заросли сорняками,
И амбары пусты.
Некоторые носят прекрасные наряды,
Ходят с острыми мечами,
Неумеренны в еде и питье;
У них больше владений, чем они могут использовать.
Они бароны-разбойники.
Это уж точно не путь Дао.
 

54

 
Что твердо стоит, нельзя опрокинуть.
Что твердо понято, не может ускользнуть из памяти.
Это знание будут чтить из поколения в поколение.
 
Взращивайте Добродетель в себе,
И Добродетель будет подлинной.
Взращивайте ее в семье,
И Добродетель будет изобильной.
Взращивайте ее в селении,
И Добродетель будет расти.
Взращивайте ее в народе,
И Добродетель будет распространена,
Взращивайте ее в мире,
И Добродетель будет повсюду.
 
Поэтому смотрите на тело, как на тело;
Смотрите на семью, как на семью;
Смотрите на селенье, как на селение;
Смотрите на народ, как на народ;
Смотрите на мир, как на мир.
 
Откуда я узнаю, что мир именно такой?
Смотря на него!
 

55

 
Если вы полня Добродетели, вы как новорожденный ребенок.
Осы и змеи не принесут вам вреда;
Дикие звери на вас не прыгнут;
Хищные птицы на вас не налетят.
Ваши кости мягкие, ваши мышцы слабые,
Но ваша хватка крепка.
Вы не испытали союза мужчины и женщины, и однако вы целостны.
Вы сильны.
Вы можете кричать весь день и не охрипнуть.
Это совершенная гармония.
 
Знать гармонию – это постоянство.
Знать постоянство – это просветление.
 
Суетиться неумно.
Попытки контролировать дыхание вызывают напряжение.
Если истрачено слишком много энергии, следует истощение.
Это не путь Дао.
То, что противоречит Дао, долго не проживет.
 

56

 
 
Тот, кто знает, не говорит. 
Тот, кто говорит, не знает. 
 
Закройте рот.
Охраняйте ваши чувства.
Умерьте остроту вашего ума.
Упростите ваши проблемы.
Не показывайте вашу сообразительность.
Будьте, как пыль земная.
Это первобытный союз.
 
Те, кто достигли этого состояния
Не различают между друзьями и врагами,
Между добром и злом, между честью и бесчестием.
Это высочайшее состояние бытия.
 

57

 
Управляйте народом справедливо.
Ведите войну хитростью.
Станьте хозяином мира без усилий.
Откуда я знаю, что это так?
Вот откуда!
 
Чем больше законов и ограничений,
Тем беднее становится народ,
Тем острее оружие людей,
Тем больше бед на земле.
Чем более изобретателен и умен народ,
Тем больше происходит странных вещей.
Чем больше законов и постановлений,
Тем больше воров и грабителей.
 
Поэтому мудрый говорит:
«Я не предпринимаю действий, и народ ведет себя хорошо.
Я наслаждаюсь миром, и народ становится честным.
Я ничего не делаю, и народ богатеет.
Я не имею желаний, и народ возвращается к хорошей и простой жизни».
 
 

58

 
Когда страна управляется легкой рукой,
Люди просты. 
Когда страна управляется жестко, 
Люди хитры.
 
Счастье коренится в несчастье.
Несчастье таится под счастьем.
Кто знает, что готовит будущее?
Честности не существует.
Честность становится нечестной.
Доброта становится обманом.
Заблуждения народа длятся долго.
 
Поэтому мудрые умны, но не резки.
Остры, но не пронзительны,
Прямы, но не необузданны.
Блестящи, но не ослепительны.
 

59

 
В заботе о других и службе небу,
Ничто не сравнится с воздержанием.
Воздержание начинается с того, чтобы отказываться от своих идей.
Это зависит от Добродетели, собранной в прошлом.
Если есть хороший запас Добродетели, то нет ничего невозможного. 
Если ничто не невозможно, то нет границ.
Если мы не знаем границ, то мы можем править.
Материнское начало правления долго остается прочным.
Это называется иметь глубокие корни и крепкое основание,
Дао долгой жизни и вечной прозорливости. 
 
 
 

60

 
Управлять страной – все равно что готовить мелкую рыбу.
Подходите к миру с Дао,
И зло не будет иметь власти.
Не то, что зло не обладает могуществом,
Но его могущество не будет направлено на то, чтобы вредить других.
Оно не только не станет вредить другим,
Но мудрые окажутся защищены.
Мы не будем обижать друг друга
И Добродетель в каждом из нас освежит всех.
 
 
 
 

61

 
Великое царство – как низина.
Это место встречи всего мира,
Мать мира.
 
Женское побеждает мужское покоем,
Затаившись в неподвижности.
 
Поэтому, если великое царство покоряется меньшему царству,
Оно победит меньшее царство.
И если меньшее царство покоряется большему царству,
Оно может победить большее царство.
Поэтому те, кто хотят победить, должны покориться,
И те, кто завоевывают, делают это, покоряясь.
 
Великому царству нужно больше людей;
Малому царству нужно нести службу.
Каждое получает то, чего хочет. 
Великому царству подобает покоряться.
 

62

 
Дао – источник десяти тысяч вещей.
Это сокровище хорошего и пристанище плохого.
Сладкими словами можно купить почести;
Хорошими делами можно завоевать уважение.
Если люди плохи, не отрекайтесь от них.
Поэтому в тот день, когда коронуется император,
Или утверждается в должности один из трех государственных чиновников,
Не посылайте в дар яшму и упряжку коней,
Но оставайтесь спокойны и предлагайте Дао.
Почему каждый ценит Дао столь высоко?
Не потому ли, что вы находите то, что ищете, и получаете прощение, когда грешите?
Поэтому оно величайшее сокровище во вселенной. 
 

63

 
Практикуйте недеяние.
Работайте, не делая.
Чувствуйте вкус безвкусного.
Увеличивайте малое, умножайте немногое.
Вознаграждайте горечь заботой.
 
Видьте простоту во всем сложном.
Достигайте величия в малом.
 
Во вселенной трудные вещи делаются так, как если бы они были легкими.
Во вселенной великие поступки состоят из малых деяний.
Мудрые не пытаются сделать что-либо великое
И таким образом достигают величия.
 
Легким обещаниям нет веры.
Легкомысленный взгляд на вещи приводит к большим трудностям.
Поскольку мудрые всегда встречают трудности лицом к лицу,
Они никогда не испытывают их.
 
 

64

 
Мир легко сохранить;
Смуту легко преодолеть прежде, чем она начнется.
Хрупкое легко разбить;
Малое легко рассеять.
 
Справляйтесь с событиями, пока они еще не случились.
Приводите вещи в порядок, пока не начнется неразбериха.
 
Дерево в два обхвата вырастает из малого ростка;
Девятиэтажная башня начинает строиться с горстки земли;
Путь в тысячу лиг начинается с одного шага.
 
Те, кто действует, потерпит неудачу;
Те, кто пытается удержать, теряют.
Мудрые не действуют и поэтому не терпят поражения.
Они не пытаются удержать и поэтому не теряют.
 
Обычно люди терпят неудачу, когда они на грани успеха.
Поэтому уделяйте столько же внимания окончанию, сколько началу:
Тогда неудачи не будет.
 
Поэтому мудрые ищут свободы от желаний.
Они не собирают драгоценных вещей.
Они учатся не держаться за идеи.
Они приводят людей обратно к тому, что люди потеряли.
Они помогают десяти тысячам вещей вновь обрести их природу,
Но воздерживаются от действия. 
 

65

 
Вначале те, кто знал Дао, не пытались просветить других,
Но сохраняли его скрытым.
Почему так тяжело управлять?
Потому что люди такие умные.
Правители, которые пытаются пользоваться знаниями,
Обманывают страну.
Те, кто правит без хитрости –
Благословение для страны.
Это две альтернативы.
Понимание их – Первичная Добродетель.
Первичная Добродетель уходит глубоко и далеко.
Она возвращает все обратно, 
к великому единству. 
 

66

 
Почему море – король сотни рек?
Потому что оно лежит под ними.
Поэтому оно король сотни рек.
 
Если вы хотите руководить народом, вы должны служить со смирением.
Если вы хотите вести народ, вы должны идти за ним.
Так, когда вы правите, люди не будут чувствовать угнетения;
Когда вы стоите перед ними, им не будет нанесен вред.
Весь мир будет вас поддерживать, и не устанет от вас.
 
Поскольку вы не состязаетесь,
У вас не будет конкурентов.
 

67

 
Каждый под небом говорит, что мое Дао великое и несравненное.
Поскольку оно великое, оно представляется другим.
Если бы оно не было другим, оно бы давно исчезло.
 
У меня есть три сокровища, которыми я дорожу. 
Первое – милосердие; второе – бережливость;
Третье – в том, что я смею не обгонять других.
Милосердие дает мужество; бережливость дает щедрость;
Смирение порождает лидерство.
 
Сегодня люди избегают милосердия, но стараются быть храбрыми;
Они оставили бережливость, но стараются быть щедрыми;
Они не верят в смирение, но всегда стараются быть первыми.
Это верная смерть. 
 
Милосердие приносит победу в бою и силу в защите. 
Это способ, которым небо спасает и сохраняет. 
 

68

 
Хороший воин не воинственен.
Хороший боец не гневен.
Настоящий победитель чужд мести.
Хороший руководитель смиренен.
Это Добродетель нестяжательства.
Это способность управлять людьми.
С древних времен это считается высшим единством с небом.
 

69

 
Есть среди воинов присловье:
«Я не смею выступать первым, мне лучше подождать других;
Я не смею выступать ни на дюйм, я лучше отступлю на фут».
 
Так маршируют, выглядя неподвижными,
Так закатывают рукава, не показывая рук.
Так берут в плен неприятеля, не атакуя,
так вооружены без оружия.
 
Нет катастрофы больше, чем недооценить врага.
Недооценивая врага, я рискую потерять то, что ценю.
 
Поэтому, когда завязывается битва,
Победит подчинившаяся сторона.
 
 

70

 
 
Мои слова легко понять и легко осуществить. 
Но никто под небесами не знает их и не практикует их.
 
У моих слов древнее начало.
Мои действия упорядочены.
Поскольку люди не понимают, у них нет знания обо мне.
 
Знают меня немногие;
Те, кто поносят меня, пользуются уважением.
Поэтому мудрые носят простую одежду и хранят сокровище в своем сердце. 
 

71

 
Знать и делать вид, что не знаешь – сила.
Не знать, и делать вид, что знаешь – болезнь.
 
Если больной человек признает себя больным, то он уже не болен.
Мудрые не больны, потому что они признают себя больными.
Поэтому они не больны.
 

72

 
Когда у людей недостаточно чувства благоговения, грозит бедствие.
 
Не входите в их жилища.
Не понукайте их за работой.
Если вы не будете вмешиваться, они не устанут от вас.
 
Поэтому мудрые знают себя, но не хвалятся,
Уважают себя, но не заносчивы.
Они отпускают одно и выбирают другое. 
 

73

 
Кто храбр и воинственен, будет убивать или будет убит.
Храбрый и спокойный человек всегда сохранит жизнь.
Из этих двоих, кто хорош, а кто вреден?
Некоторым вещам небо не благоприятствует. Кто знает, почему?
 
Дао небес не борется, но побеждает.
Оно не говорит, но получает ответ.
Оно не просит, но все его потребности удовлетворяются.
Кажется, что у него нет цели, но его цель выполняется.
 
Сеть небес раскинулась широко.
Хотя ее ячеи широки, ничто не ускользает.
 
 

74

 
Если люди не боятся смерти,
То угрожать им смертью бесполезно.
 
Если люди живут в постоянном страхе смерти,
И если за нарушение закона человека убивают,
Кто посмеет нарушить закон?
 
Всегда есть признанный палач.
Если вы попытаетесь занять его место,
Это все равно, что попытаться стать мастером-плотником и начать пилить доски.
Если попытаетесь пилить доски, как мастер-плотник, вы только пораните себе руку. 
 

75

 
Почему народ голодает?
Потому что правители проедают деньги, полученные в качестве налогов.
Поэтому народ голодает.
 
Почему народ бунтует?
Потому что правители слишком много вмешиваются.
Поэтому народ бунтует.
 
Почему люди так мало думают о смерти? 
Потому что правители требуют слишком много от жизни.
Поэтому люди легкомысленно смотрят на смерть. 
 
У них почти не на что жить, поэтому они не ценят жизнь слишком высоко.
 

76

 
Мы рождаемся мягкими и слабыми, но при наступлении смерти мы жестки и тверды.
Зеленые растения нежны и полны соком.
Когда они умирают, то увядают и высыхают.
 
Поэтому жесток и несгибаем тот, кто идет к смерти.
Мягок и уступчив тот, кто сохраняет жизнь.
 
Поэтому армия без гибкости никогда не проиграет сражение.
Дерево, которое не гнется, легко ломается.
 
Жесткие и сильные падут.
Мягкие и слабые победят. 
 

77

 
Небесное Дао, как натягивание лука.
То, что высоко, опускается, то, что низко, поднимается.
Если тетива слишком длинна, она укорачивается.
Если слишком коротка, то удлиняется. 
 
Дао небес – брать у тех, у кого слишком много, и отдавать тем, у кого недостаточно. 
Обычные люди действуют по-другому.
Они берут у тех, у кого недостаточно, и отдают тем, у кого уже слишком много.
У кого более, чем достаточно, и кто отдает это миру?
Только мудрые.
 
Поэтому мудрые трудятся без признания.
Они делают то, что надо сделать, и больше не думают об этом.
Они не пытаются показывать свое знание.
 
 

78

 
Нет ничего под небесами более мягкого и податливого, чем вода.
Но в преодолении твердого и прочного, нет ничего лучше;
Ей нет равных на свете.
Слабый может победить сильного;
Гибкий может победить жесткого.
Под небесами все это знают,
Но никто не применяет на практике.
Поэтому мудрые говорят:
«Если вы принимаете на себя унижение народа, вы способны им управлять.
Если принимаете на себя бедствия страны,
Вы заслуживаете быть властителем мира».
Правда часто звучит парадоксально.
 

79

 
После ожесточенной ссоры остается некоторая обида.
Что можно с этим поделать?
Мудрые выполняют свою половину сделки,
Но не требуют то, что им причитается.
Добродетельные люди выполняют свою часть,
Но те, кто лишен Добродетели, требуют, чтобы другие выполняли свои обязательства.
Дао небес беспристрастно.
Оно всегда на стороне добрых. 
 

80

 
В маленькой стране меньше народа.
Хотя существуют машины, которые могут работать в десятки и сотни раз быстрее, чем люди,
В них нет нужды.
Люди принимают смерть всерьез и не путешествуют далеко.
Хотя у них есть лодки и кареты, никто ими не пользуется.
Хотя у них есть кольчуги и оружие, никто их не выставляет напоказ.
Вместо письма люди возвращаются к плетению узлов на веревках.
Их еда простая и здоровая, их одежда хорошая, но простая, их дома прочные.
Они счастливы в своей жизни.
Хотя они живут рядом с соседями,
И слышат пение петухов и лай собак на той стороне, 
Но они оставляют друг друга в покое до самой старости и смерти. 
 

81

 
Правдивые слова не красивы.
Красивые слова не правдивы.
Добрые люди не спорят.
Те, кто спорят, не добрые.
Те, кто знают, не учены.
Ученые не знают. 
 
Мудрые никогда не пытаются держаться за вещи.
Чем больше делаешь для других, тем больше у тебя есть.
Чем больше даешь другим, тем больше твое изобилие.
Дао небес остро, но никому не вредит.
Дао мудрых – работать без усилий. 
Поделится в соц. cетях!29.04.2012 17:55