Напишите нам
Ваше семейное положение
 

"Постулаты мировых религий"

Мусульманская религия имеет три основы. Первая основа - Иман , т.е. уверование (считать истиной) во все, что принес Пророк ( Да благословит его Аллах и приве��ствует) . Вторая - Ислам , т.е. следование повелениям и запретам Всевышнего. Третья - Ихсан , включающий в себя совершенство Имана и Ислама.
1.Столпы веры (имана)
Слово "иман" в переводе с арабского означает - "вера" .
Существует шесть столпов веры:
  Вера в Аллаха;
  Вера в Его ангелов;
  Вера в Его Книги;
  Вера в Его посланников и пророков;
  Вера в Судный день;
  Вера в предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.
Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.

1.1Вера в Аллаха

Вера в Аллаха заключается в уверовании (т.е. в убежденной вере, в которой нет и тен�� сомнения) в следующем: Аллах - Единственный Бог, Который достоин поклонения, Которому необходимо поклоняться. Аллах существует вечно: без начала и конца; Он не меняется во времени и время для Него не меняется; Он не нуждается ни в ком и ни в чем, независим ни от кого и ни от чего; нет ничего подобного Ему: Он не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего и никого похожего на Него; Он Живой, Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, обладающий Речью; все хорошее и плохое происходит по Его воле, Он порицает плохое и одобряет хорошее. Аллах создал все сущее, властвует над ним, и по Его воле весь мир исчезнет. Он является Владыкой Дня Суда. Он наш Господь, Господь всего сущего. Придание Аллаху сотоварищей, приравнивание к Нему кого бы то ни было или чего бы то ни было является самым тягчайшим грехом и называется ширком.

Всевышний Аллах оказал человеку великую Милость, одарив его разумом и превознеся его таким образом над остальными живыми творениями. Польза же разума заключается в приобретении знаний о Всевышнем Аллахе, Его велениях и творениях и в следовании по Его пути.

Наивысшими знаниями являются знания о Всевышнем Аллахе, ибо они помогают понять истину обо всем сущем, влекут за собой благоговение перед Ним, повиновение Ему, любовь к Нему, благодарность Ему.

Вера в Аллаха не может быть полноценной, если верующий об Аллахе не знает ничего или у него нет четких знаний об Аллахе (хотя вера без знаний тоже является верой).

Всевышний Аллах велик, непостижим для людей. Истинное величие Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии осознать, кроме Самого Аллаха. Даже пророки (мир им) и ангелы не знают истинного величия Всевышнего Аллаха.

Необходимые и достаточные знания об Аллахе мы получаем от Него Самого через Его Пророка ( Да благословит его Аллах и приветствует) и из Его Книг��, то есть Корана.

Аллах - Творец всего сущего

Был только один Аллах, и больше ничего не было. Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью.

Все люди, все живое и неживое, включая планеты, звезды, галактики, вся Вселенная, вся природа, то есть все, что существует, кроме Самого Аллаха, - сотворены Аллахом.

Среди первых творений Всемогущего Аллаха были аль- Лавх аль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), длина которой равна расстоянию между небом и землей, а ширина - от востока до запада, и на которой записана судьба всего сущего, Калам (Перо), Aрш, Курс, небеса и земля. После этого были сотворены ангелы из чистого света и джинны из огня. Потом Аллах сотворил человека из праха (земли), "сотворил его лучшим сложением" и сделал его Своим наместником на земле. Звали первого человека Адам ( Мир ему) . Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава' (Ева) . Адам и Хава' являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.

Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни на мгновения.

Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.

Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться прос транственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперед, назад. Бессмыслен вопрос "Где Аллах?", ибо ответ на вопрос "Где?" указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.

Новые слова: аль-Лавх аль-Махфуз, Калам, Арш, Курс.

Вопросы для самопроверки:

  Почему Аллах создал этот мир?

  Существуют ли для Аллаха временные и пространственные ограничения? Обоснуйте ответ.

  Можно ли представить Аллаха?

Сыфаты (атрибуты, качества) Аллаха

У Всевышнего Аллаха 99 имен. Они называются прекрасными именами (аль-асма-уль-хусна) . Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убежденным.

Однажды Создатель спросил пророка Адама ( Мир ему): "Сколько у Меня имен?". Адам ( Мир ему) ответил: "Все - имя Твое, Господь мой!". Адам ( Мир ему) знал, что все окружающее его сотворено Всевышним, поэтому он во всем видел Всевышнего и Его могущество. Именно в слова пророка Адама ( Мир ему): "Все - имя Твое!" - и вложен смысл проявления Божьего могущества во всем.

Каждый мусульманин обязан знать хотя бы следующие сыфаты Аллаха и понимать их смысл.

Аль-Вуджуд - Существование

Доказательством существования Аллаха является существование Его творений - Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами (в том числе Земля и Солнце), растительного и животного мира (в том числе и людей). Окружающая нас природа с уществует по многочисленным строгим законам Творца, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему.

В природе существует свыше двух миллионов видов животных, растений и грибов, не говоря уже о микроорганизмах. Каждый из этих видов, с одной стороны, гармонично вписывается в систему живой природы (биосферу), является логически необходимой ее частью, находящейся в тесном взаимодействии с другими ее частями, с другой же стороны, сам является высокоорганизованной, совершенной и гармоничной системой с логически необходимыми и достаточными составными частями, идеально приспособленными для выполнения своих функций.

Словом, все сущее подчинено единой логике, единому замыслу, и нетрудно видеть за этим Единого Создателя и Управителя, только необходимо освободиться от предвзятых стереотипов, сковывающих разум, и от ложного самомнения, будто ты способен понять все, будто истинным является только т��, что тебе кажется таковым.

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) . Да сохранит Аллах нас от этого!

Атрибуты "субути" и "сальби" исходят из упомянутых ранее 99 имен Аллаха. Приведем их из книги "Сокровищница благодатных знаний" шейха Саида-афанди. Да достанется нам всем его благодать и да сведет Аллах нас с ним в самом лучшем Раю! Аминь!

Атрибутов "субути" семь:

1. Кудра (всемогущество).

2. Ирада (воля).

3. Хаят (жизнесущность).

4. Ильм (знание).

5. Калям (речь).

6. Сам (всеслышание).

7. Басар (всевидение).

Кудра (всемогущество)

Мусульманин должен знать и быть убежденным в том, что нет ничего, что было бы невозможным для Всевышнего Аллаха. Он всемогущ во всем. Ему достаточно сказать: "Будь!", и Он способен сотворить все, что пожелает.

Однажды шайтан спросил пророка Идриса ( Мир ему): "Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?". Идрис ( Мир ему) в ответ т��нул ему в глаз иглой, которую держал в руке, и сказал: "Если будет на то воля Божья, Он и в это игольное ушко может поместить весь мир". В данном случае у нас даже и на мгновение не должен возникать вопрос, каким образом целый мир может уместиться в ушке иглы. Подобное будет означать сомнение во всемогуществе Аллаха. Если Всевышнему будет угодно, то Он увеличит игольное ушко настолько, что в него поместится весь этот мир или же уменьшит мир так, что он вместится в ушко иглы. Мусульманин должен быть твердо убежден во всемогуществе Всевышнего Аллаха. Иными словами, мы обязаны знать, что никто в этом мире не имеет силы и могущества, кроме как благодаря всемогуществу Аллаха.

Ирада (воля)

Каждый мусульманин должен знать, что без воли Аллаха не происходит ничего. Например, когда пророк Ибрахим ( Мир ему), разгневавшись на нож, который не подчинялся ему и не резал плоть его сына Ис��аила, бросил его на землю, то нож заговорил: "О Посланник Аллаха! Почему ты гневаешься на меня?". Ибрахим ( Мир ему) ответил: "Как же на тебя не гневаться? Сколько раз я проводил тобой по горлу моего сына, почему же ты не резал его?". Тут нож напомнил Ибрахиму ( Мир ему): "Когда царь Намруд бросил тебя в огонь, почему же он не спалил тебя?". "Потому, что Всевышний приказал огню не жечь меня", - ответил Ибрахим ( Мир ему). "Так вот, - сказал нож, - если Всевышний тогда только один раз приказал огню не жечь тебя, то мне Он приказал семь раз не резать плоть Исмаила".

Другой случай произошел с пророком Мусой ( Мир ему). Однажды, когда у него болел зуб, и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она и станет лекарством от зубной боли. Он отправился на эту гору, нашел ту траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса ( Мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Муса ( Мир ему) вернулся на гору и опять подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла. Он был очень удивлен. Тогда Всевышний обратился к нему: "О Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы".

Какой же смысл в итоге нам следует извлечь из этого?

Тот, Кто сделал нож режущим и дал ему силу резать - Аллах. Если кто-то, исключив могущество (кудра) и волю (ирада) Аллаха, думает, что нож сам по себе обладает режущей силой, то это - неверие (куфр) . Например, если тебя спросят: "Чем ты порезал руку?" - как ты ответишь? Если скажешь, что порезал Всевышний, это будет верно, но к чему же тогда отнести нож? Если сказать, что порезался ножом, это тоже будет правильно, но как же быть тогда со всемогуществом и волей Аллаха? Правильнее будет сказать: "Я порезался ножом по во ле и всемогуществу Всевышнего Аллаха".

Еще один пример. Больной идет к доктору, хотя есть Всемогущий Аллах, в ведении Которого все, что связано с этим миром и миром вечным. Правильно ли это? Да, ибо Всевышний Аллах, Который посредством Своего всемогущества и воли может творить все, что пожелает, сделал доктора орудием исцеления болезней. Во что же должен уверовать своим сердцем больной, если он попал на прием к врачу? Мусульманин должен быть уверен в том, что исцеляет только Всемогущий Аллах, а доктора и лекарства - это лишь средства, которые Аллах дал для исцеления больных. Если кто-то, исключив всемогущество и волю Аллаха, посчитает, что врачи и медикаменты излечивают сами по себе, то это - неверие. Разве может быть мусульманин столь невежественным?

Хаят (жизнесущность)

Мусульманин должен быть уверен в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старо��ть. Время не меняет Его, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.

 Ильм (знание)

Необходимо быть убежденным в том, что Аллах всезнающ. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы не ведал Всевышний Аллах.

Калям (речь)

Необходимо знать, что Аллаху присуще такое качество, как речь, но речь Аллаха не такая, как у Его творений, она не передается посредством звуков и букв. Если такие Священные Писания, как Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие представить речью Самого Аллаха, то они являются безначальной речью, без букв и без звуков. Если же их рассматривать как ниспосланные пророкам на разных языках посредством озвучивания, то они будут сотворенными. Иными словами, речь Всевышнего Аллаха является несотворенной и безначальной, и она не похожа на речь Его творений.

Сам (всеслышание)

К атрибутам, присущим Всевышнему Аллаху, относится также слышание. Создатель слышит даже то, как муравей ползет по камню.

Басар (всевидение)

Видение также является атрибутом Аллаха. Нет ничего в сотворенном Им, чего бы Он не видел. При этом слышание и видение Аллаха не осуществляются через уши и глаза, подобно Его творениям, ибо Всевышний не похож на нас. Вышеназванные оба атрибута объясняют то, что знание ( ильм) Аллаха охватывает все и вся.

Причиной того, что эти семь атрибутов называются "субути", является то, что и мы причастны к ним. Каким образом? Согласно тому, насколько Всевышний наделил Свое творение, каждый человек обладает силой (кудра) , волей (ирада) , знаниями ( ильм) , речью (калям) , слухом (сам ) и зрением (басар) . Однако истинными они являются только во Всевышнем Аллахе, а в Его творениях они относительны и преходящи, то есть не вечны. Сила, зрен��е и слух в старости не бывают такими же, как в молодости, с возрастом они постепенно угасают, к человеку приходит смерть. По отношению же ко Всевышнему эти атрибуты являются "субути" - не исчезающими, не убавляющимися и не прибавляющимися, а вечными. Именно поэтому они и называются "субути" .

Новые слова: сыфаты, сыфаты субути.

Вопросы для самопроверки:

  Что такое сыфаты Аллаха и сколько их всего?

  Какие сыфаты называются субути?


Сыфаты Аллаха

Далее, среди 99 прекрасных имен Аллаха есть атрибуты, относящиеся к Сущности Всевышнего, которые также необходимо знать. Их называют "сальби" . К ним относятся:

1. Кидам (безначальность, предвечность). 2. Бака' (вечный, остающийся вечно).

3. Мухаляфат-уль-хавадис (бесподобие).

4. Киямуху бинафси (самодостаточность).

5. Вахданийя (единственность).

Кидам (безначальность)

Данный атрибут означает безначальное сущ��ствование Всевышнего. Аллах - это Тот, Чье появление не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Возьмем, к примеру, рождение ребенка. Мгновение, час, день и год его рождения являются для него началом жизни. Или же, допустим, строится какой-либо город или возводится здание. Момент завершения их строительства явится началом их функционирования. У Всевышнего же такого начала нет. Он безначален.

БАКА' (ВЕЧНЫЙ, ОСТАЮЩИЙСЯ ВЕЧНО)

Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего не существует смерти, исчезновения, Он остающийся вечно. Из всего, что сотворено Всевышним, нет ничего, что было бы неподвластно смерти или уничтожению, кроме Престола Господня (аль- Арш) , Его Трона (аль-Курси) , Рая (аль-Джанна) , Ада (аль-Джаханнам) , Хранимой Скрижали (аль-Лявх аль-махфуз) , Пера (аль-Калам) и копчика человека ( аджбу занаб) . Сюда же, согласно достоверным словам имама аш-Шафи и, относитс�� и душа (ар-рух) . Все это Всевышний Аллах создал для постоянного существования.

МУХАЛЯФАТУЛЬ-ХАВАДИС (БЕСПОДОБИЕ)

Всевышний не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. Уподоблять Бога чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего, представленное им будет далеко от истины.

Осознание того, что мы не сможем познать Аллаха целиком и полностью, и является познанием Его. Вести дискуссии о самой личности Всевышнего является многобожием (ширк) . Бог обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих Ему качеств.

КИЯМУХУ БИНАФСИ (САМОДОСТАТОЧНОСТЬ)

Всевышний Аллах - самостоятельный, независимый. Это означает, что все нуждается в Нем, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чем.

ВАХДАНИЙЯ (ЕДИНСТВЕННОСТЬ БОГА)

Смысл этого атрибута заключается в том, что Бог един, у Него нет соучастни ка. Тот, кто говорит противоположное данному вероубеждению, является заблудшим и вводящим в заблуждение других. Ни в коем случае не слушайте подобных людей.

Перечисленные атрибуты называются "сальби" , потому что они очищают представления об Аллахе от не свойственных Ему качеств, очищают от придания Ему недостатков и бессилия.

Например, противоположным атрибуту "безначальность" (кидам) является качество, означающее наличие начала чего-либо, а обратным атрибуту "вечность" (бака') является качество, под которым понимается исчезновение, конец или смерть. Таким образом, эти пять атрибутов отрицают все качества, не присущие Всевышнему Аллаху .

Все приведенные выше сыфаты Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему.

Кроме того, приведенные выше тринадцать атрибутов Аллаха имеют и свои антиподы, то есть противоположные им сыфаты , не присущие Всевышнему Аллаху и не достойные Его.

Если Существ��вание, Всемогущество, Воля, Жизнесущность, Знание, Речь, Всеслышание, Всевидение, Безначальность, Вечность без конца, Бесподобие, Самодостаточность, Единственность являются неотъемлемыми сыфатами Аллаха, то обратные им качества - несуществование, отсутствие могущества, слабость в отношении кого-либо или чего-либо, смерть, незнание чего-либо, отсутствие речи, неслышание чего-либо и невидение чего-либо, наличие начала, бренность, подобие кому-либо или чему-либо, зависимость от кого-либо или чего-либо, множественность - являются не присущими Ему, не достойными Его. Аллах чист от этих недостатков, от этих качеств.

Кроме приведенных, у Всевышнего есть еще один сыфат , не являющийся обязательным для Него. Это - сотворение всего сущего. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него. Он мог и не сотворить его. Аллах сотворил мир исключительно по Своей воле.

Таким образом, человек, верующий в Аллаха и в Судный день, понимает смысл этой жизни, знает, что Господь создал добро и зло. Совершая добро, мы заслуживаем довольство Господа, а, совершая зло - вызываем Его недовольство, за что будем справедливо наказаны. Все пророки и посланники призывали человечество к совершению добра и отдалению от зла. В этом и заключается суть религии. Вера в Аллаха воспитывает в человеке честность, искренность, порядочность. Если человек честен и искренен перед Господом, следовательно, он честен и искренен и перед обществом. Честность и порядочность каждого человека друг перед другом и перед обществом в целом являются гарантом создания справедливого человеческого общества.

Новые слова: сыфаты сальби.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие сыфаты называют сальби и какова разница между ними и сыфатами субути?

Задание:

Выучите наизусть вышеперечисленные названия сыфатов Аллаха и усвойте их смысл
Поделится в соц. cетях!27.12.2011 13:39