Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 
Отзывы читателей

Вика написал(а):
Cпасибо Вам огромное! Весна - время чистки и испытаний, но каждый раз когда ситуация приближается к критической - нахожу подсказки в книгах, семинарах или ежедневных видеороликах на сайте - это очень помогает выпутаться из проблем и покорять новые вершины! Я очень-очень счастливый человек, ведь мои отношения с мужем наконец-то из страсти и безумной привязанности перерастают в любовь. Из трудоголика я превратилась в ласковую маму и очаровательную женщину, а мой сынок из тяжелого аутиста превратился в симпатичного и улыбчивого мальчонку с небольшой задержкой в развитии! Люблю Вас

Татьяна написал(а):
Благодарю за ваши исследования, они очень помогают жить и меняться. Около 20 лет читаю Ваши книги, но только недавно оценила лекции и семинары Сергея Николаевича. Быть может в книгах, которые сейчас издаются, делать приложение с рекомендованным списком лекций и семинаров по вопросам раскрытым в книгах? С уважением и благодарностью к вашему труду.

люба написал(а):
Сегодня с утра так тревожно. Я надеюсь, что это та самая тонкая чистка, после которой отменяются предательства и болезни).Радуюсь Тебе Господи, в каждом человеке, в каждой ситуации. Любви всем!

Показать все отзывы

7 фактов о методах исследования способов, которыми мы решаем задачи и проблемы

Пятница, 10 Апр. 2015

 

© Andre Vandal

Психология, как и другие исследовательские направления, изучает человеческое мышление. Она пытается понять этот процесс наравне с философией, логикой, биологическими и социальными науками.

1. Предмет исследований психологии мышления

В отличие от всех остальных научных дисциплин в психологии изучается мышление живого конкретного человека или группы людей. То есть как мышление, которое разворачивается в реальном времени, обстоятельствах, с реальной задачей, с ограничениями тех знаний, которые у вас есть, с имеющейся мотивацией и опытом. Если под решателем понимается не один человек, а группа людей, то учитываются все перечисленные условия, только применительно к группе. Насколько мы совместимы в этой группе, насколько мы удачно поделили роли в ходе решения?

Два основных типа затруднений, с которыми сталкивается человеческое мышление (в жизни и в эксперименте, а не в абстрактном безвоздушном пространстве), — это проблемы и задачи, которые и исследует психология мышления.

2. Особенности процесса мышления

Психологи пытаются выявить ядро самого процесса. Человеческое мышление — процесс внутренний, протекающий скрыто от глаз внешнего наблюдателя. Более того, он часто непонятен и нам самим. Много лет назад людям казалось, что самый простой метод изучения мышления — это попросить человека рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Выяснилось, что люди не в состоянии объяснить, как они решили даже не самую сложную задачу, не говоря уже о проблемах. Отечественный психолог Андрей Брушлинский проводил следующую демонстрацию. Студенты известного московского физического вуза решали несложные для них школьные задачки по физике методом рассуждения вслух, а он записывал происходящее на магнитофон. Потом он брал паузу на 10 минут, во время которой обсуждал со студентами вещи, не связанные с задачей, после чего просил их пересказать процесс решения. Студенты не могли правильно назвать даже последовательность этапов решения! То есть даже в таком тривиальном случае, когда решатель не испытывал никаких затруднений, его рассказ о процессе решения — это набор заблуждений.

3. Метод рассуждения вслух

Чтобы зафиксировать процесс решения задачи, психологам приходится прибегать к более сложным методам. Если спросить прямо нельзя, нужно придумывать разного рода обходные маневры. Один из методов, который я уже упоминал, разработала группа блестящих психологов, первыми были классики Дункер и Клапаред, а усовершенствовали метод Ньюэлл и Саймон.

Метод заключается в том, что вас просят решать задачу, рассуждая вслух. При этом исследователи понимают, что всего вы никогда не расскажете: у вас нет никаких шансов знать все, что с вами происходит. В процессе рассуждения вслух получается вербальный протокол, то есть набор высказываний; опираясь на него, психолог может путем последующего анализа реконструировать, извлечь на поверхность репрезентацию задачи, то есть то, что вы в задаче видели, чего вы не видели, какие трудности перед вами стояли, с чем вы боролись и как победили.

4. Метод задач

Другому методу — методу задач — более ста лет. Задачи невообразимы по количеству и разнообразию. Если мы понимаем до начала исследования, как устроены задачи, то, давая задачи разных типов в определенном порядке, с различными подсказками, мы можем создавать ситуации затруднения и смотреть, как мышление человека на них реагирует.

Метод задач, как и метод рассуждения вслух, позволяет получить слепок с вашей репрезентации задачи. Это и есть самое интересное в исследованиях, ведь мы практически залезаем «в голову» человека.

5. Физиологические реакции человека в процессе решения задачи

Помимо сугубо психологических, в последние 30–40 лет появились еще разного рода методы, которые помогают нам лучше понять процесс мышления. Например, по ходу решения можно записывать физиологические реакции человека. Эффект Фере, или кожно-гальваническая реакция, связан с изменением электрического сопротивления кожи в ответ на какие-то эмоциональные переживания. Один из центральных моментов в ходе решения — инсайт, который очень эмоционально переживается, — по мнению ученых, связан с падением электрического сопротивления кожи. Если мы измеряем в ходе решения КГР, то получаем картину того, что происходило, действительно ли был инсайт.

С помощью прибора, который называется «томограф», мы можем записывать активность мозга прямо в ходе решения, «онлайн», и смотреть, какие зоны мозга активируются в разные моменты отыскания ответа.

Это не снимает массы вопросов, но позволяет нам больше узнать о том, как человек боролся с задачей, как пытался ее одолеть и какие его «части» были в этот процесс в той или иной степени вовлечены.

6. Результаты психологического исследования

Из каких компонентов складывается психологическое исследование процесса решения задач? Во-первых, мы должны понимать, с помощью каких психологических механизмов вы справились с задачей, какая «машинка» сработала у вас в голове, чтобы задача оказалась побежденной. Во-вторых, мы должны учитывать способы решения задачи. Какими стратегиями вы пользовались, понимали ли вы, что вы ими пользуетесь? И третий момент — это то, как была репрезентирована задача.

Принципиально важный момент заключается в следующем: чаще всего трудность задачи связана с тем, что вы исходно неправильно ее репрезентируете, то есть ключевой элемент (может быть, не один) оказывается пропущен, и весь процесс решения — борьба за поиски этого ключевого элемента, который почему-то не виден. Психологов регулярно спрашивают: почему он был не виден? Почему умный, опытный человек с большими амбициями и вполне эффективный в других сферах в данном случае оказался беспомощным? Простого ответа на этот вопрос нет.

Другим примером может служить задача, опыт решения которой вы уже имели, но психологи немного изменили условия, и вы не увидели, что обе задачи одинаковые, и опять решаете вторую задачу, как первую, со всем напряжением, выкладками, с долгим непониманием и иногда с яркими событиями вроде инсайта, когда вы наконец замечаете центральное звено.

Из этих трех частей — механизма, стратегии и репрезентации — и складывается результат психологического исследования.

7. Как строятся исследования мышления

Для психолога мышление — это процесс решения задач и проблем. Из всего многообразия мыслительных процессов (процессы обобщения, логического вывода тоже можно считать мыслительными) я сконцентрировался на тех, которые мне кажутся наиболее интересными и важными. Психологическое исследование процессов решения пытается найти объяснение, связанное с тремя основными моментами, о которых я сказал: это механизмы, то есть какие-то «машинки», которые включаются в процессе решения и иногда срабатывают, иногда нет; это стратегии, то есть устойчивые, часто хорошо понятные решателю способы, с помощью которых он привык справляться с задачами, иногда они эффективные, иногда нет; и это то, что решатель видел в задаче, ее репрезентация.

Вокруг этих трех структур чаще всего и строятся конкретные исследования, которые анализируют отдельные задачи, отдельные моменты репрезентаций, стратегии, психологические механизмы и стараются их объяснить. К сожалению, пока вопросов значительно больше, чем ответов.

 

Источник: http://postnauka.ru/faq/29118

Поделится в соц. cетях!10.04.2015 04:45