Напишите нам
Ваше семейное положение
 

Телереклама: как распознать промывание мозгов

Вторник, 23 Дек. 2014

Как распознать рекламное промывание мозгов? Как отделить честную рекламу, которая ИНФОРМИРУЕТ, от бесчестной, которая просто промывает мозги, просто заставляет покупать?

Ну, уже само словосочетание "честная реклама" непроизвольно вызывает улыбку. Поэтому дальше без лишних слов:

Признаки рекламного ролика, в котором основной упор делается на "промывание мозгов":

I. Псевдологика (логический обман), прямая фальсификация и подсознательное внушение

1. Нет прямого призыва покупать, а демонстрируется процесс непрерывного потребления. Усиленно внушается, что простое обладание каким-то банальным товаром якобы сделает вашу жизнь счастливой и беспроблемной, создаст ощущение праздника - в противоположность серым повседневным будням тех, кто не купил этот товар.

2. Акцентирование внимания на том, что обладание рекламируемым товаром якобы дает какое-либо социальное преимущество над другими людьми в самых разнообразных жизненных ситуациях, а также на том, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект (эксплуатируется принцип социального сравнения)

3. Построение искусственной причинно-следственной связи между явлениями, которые не имеют ничего общего (Выпей чашечку растворимого кофе - и тебя ждут незабываемые приключения).

4. В тексте имеются трюизмы - "все знают, что...", "всем известно, что...", "все родители любят своих детей...", "все женщины покупают это..." Используется много "хитрых" слов, искажающих реальное положение вещей: "Всего лишь...", "Только...", "Просто..." ("Только 999,99$", "Просто поднимите трубку и сделайте покупку всего лишь на 500$...")

5. Сюжет ролика построен как история - сначала разыгрывается начало истории, потом рассказ о приобретении товара, потом счастливое окончание истории. Возможен и обратный вариант - начало и конец истории меняются местами. В данном случае рассказ в середине (о товаре) сознанием критически не оценивается.

6. Фальсификация доказательств популярности тех или иных продуктов - серии рекламных роликов с якобы "неподготовленными заранее интервью", в которых профессиональные актеры играют роль обычных покупателей, простых людей "с улицы". Разыгрывание сценок в супермаркетах, где толпы покупателей буквально "разметают" выставленный на полках товар и т.п. (эксплуатация эффекта социального подражания)

7. Шантаж, запугивание потребителей, эксплуатация типичных страхов и психологических комплексов. Попытка убедить вас в том, что вы - ничтожество и неудачник, если отказываетесь следовать советам рекламы. (Например, вас никогда не пригласят на свидание, если вы отвергнете предлагаемый товар). Возбуждение инстинкта самосохранения путем демонстрации ложных или чисто гипотетических угроз ("Обязательно пользуйся нашей зубной пастой, а не то твои зубы съест кариес...". "Только наши тампоны обеспечат женщине 100-процентную защиту...").

8. Иллюзия убедительности. Демонстрация каких-то графиков, выдумывание различных коэффициентов, применение "особых добавок", ссылки на всевозможные "Академии" и "Профессиональные ассоциации стоматологов-гинекологов", которые "объективно" подтверждают превосходство рекламируемого товара над изделиями конкурентов. ("Коэффициент отбеливания" в стиральных порошках, "витаминизированная" водка, жевательная резинка "с карбамидом" и проч. Кстати, все "Профессиональные ассоциации" и "Академии" либо являются плодом фантазии рекламистов, либо создаются и финансируются самими производителями данного товара).

9. Попытка заставить потреблять рекламируемый товар в как можно больших количествах. Здесь также эксплуатируется психологический эффект социального подражания. Призыв "доктора-стоматолога" из рекламного ролика: "Просто возьмите НЕСКОЛЬКО подушечек Орбита и пожуйте их...". Во многих роликах отправляют в рот сразу по две подушечки жвачки, бросают в суп не один, а два-три кубика "Магги", растворяют в стакане по две таблетки лекарства и т.д. Это подсознательно заставляет потреблять в два раза больше, т.е. тратить больше денег на приобретение рекламируемого товара.

II. Психофизиологические приемы, снижающие критичность восприятия.

10. Идет текст с постоянным повторением названия рекламируемого товара. Особенно должно насторожить, когда идут два совмещенных текста - песня и голос диктора, шум за кадром, два или три голоса одновременно (прием информационной перегрузки из арсенала НЛП)

11. Используется установка психологического якоря (технология НЛП) или создание условно-рефлекторной связи: другой товар - плохо, наш товар - хорошо. "Другой кухонный комбайн..." (одновременно как фон идет тревожная музыка, на экране мелькают раздраженные или печальные лица), "наш кухонный комбайн..." (музыка сменяется на спокойно-умиротворенную, на экране счастливые улыбающиеся супруги). Еще один вариант: "В других подгузниках..." как фон идет плач малыша, а при словах "подгузники Джонсон Бэби" малыш счастливо смеется.

12. Используется видеоряд с прохождением трехмерного тоннеля - концентрические окружности, вращающиеся спирали, коридоры, идущие из глубины экрана на зрителя и др. методы гипнотизации.
Один из самых часто используемых психологических паттернов в рекламе — эффект прохождения тоннеля. Иногда за несколько секунд, иногда за несколько кадров зритель как бы проходит через трехмерный тоннель, созданный с помощью визуальных эффектов.

Основа здесь достаточно сложная и простая одновременно. По одной теории, при рождении ребенок проходит через родовой канал (т.е. тоннель) и после мучений, связанных со сдавливанием мышцами матери и исторжением из мирной среды обитания в материнской утробе, «рождается», делает первый вздох и т.д. По другой теории — при физической смерти душа неминуемо пролетает по тоннелю, в конце которого его ждет Свет, т.е. Бог.

Одним словом, прохождение тоннеля — вещь архетипичная и символичная. В любом ролике из тоннеля (типа как свет) появляется рекламируемый товар. Символизм очень прост — товар, который рекламируется, есть Бог, есть Свет, есть Жизнь. Подсознание понимает данное послание, и инструкция начинает работать.

А вращающиеся спирали с самого начала всегда использовали для гипнотизирования подопытного, чтобы потом на сцене заставлять его делать всякие штуки, о которых он потом не помнит. Или дают установку выполнить инструкцию, после активации ее командой.

13. Используется игра цвета — от блеклой черно-белой картинки (жизнь серая, когда нет данного товара) до ярких насыщенных цветов при показе счастливых обладателей рекламируемого товара.

14. Используется манипулирование звуковым рядом - громкость звука во время рекламы резко увеличивается по отношению к "фоновому" уровню. Обратите внимание на то, как иногда "бьют по ушам" рекламные ролики, которые внезапно прерывают радио- или телепередачи. Внезапный звуковой удар снижает критичность восприятия рекламной информации.

15. Грубое давление на сексуальные инстинкты при рекламировании тех товаров, которые не имеют к сексу никакого отношения (кофе, сигареты, автомобили, бытовая техника и проч.) Заметьте, сколько полуголых привлекательных особей обеих полов мелькает в таких рекламных роликах.

Это минимум того, что видно сразу и что необходимо знать каждому потребителю рекламы. Более подробно о разнообразных рекламных приемах и уловках вы можете прочесть в Библиотеке "ПСИ-ФАКТОРА"

Только поймите меня правильно. Основной смысл рекламы - продажа товаров, получение прибыли - не является сам по себе поводом для осуждения. В конечном счете, мы все стремимся к богатству и успеху. Это нормально. Мы не должны мириться вот с чем - с попыткой недобросовестных рекламщиков извлечь выгоду путем циничного манипулирования потребителями. Пусть такой обман и не запрещен законом - это дела не меняет.

Я свирепею только от одной мысли о том, что кто-то пытается использовать мои мысли, чувства и инстинкты против меня же самого, - пишет американский психолог Роберт Чалдини. - Свирепею, потому что у меня есть гордость и самоуважение. Но мной при этом движет нечто большое, чем простое отвращение к тем, кто хочет оставить меня в дураках. Стремительный напор современной жизни вынуждает нас постоянно использовать непроверенные данные и социальные стереотипы, различные психологические правила и принципы поведения. Они больше не являются роскошью; по мере ускорения ритма жизни они во все возрастающей степени становятся жизненно необходимыми. Мы уже не можем каждый раз перепроверять их истинность. Мы вынуждены применять их автоматически, не задумываясь. Но мы, естественно, станем пользоваться ими менее охотно, станем меньше им доверять, если будем часто сталкиваться с хитростями и обманом "психологических спекулянтов". В этом случае нам будет очень трудно быстро решать все возникающие жизненные проблемы. Вот почему мы не должны оставаться равнодушными, когда видим, как какой-нибудь "умник" пытается злоупотреблять этими вещами, цинично превращает их в орудие обмана.

Как заставить производителей подобной рекламы уважать нас, простых потребителей? Единственный способ поставить мошенников на место - это бойкотирование товаров, рекламируемых таким образом. Но недостаточно просто игнорировать рекламный обман, - продолжает Роберт Чалдини. - Каждый раз, когда это только возможно, мы должны жалить тех, кто пытается вводить нас в заблуждение. Как только мы замечаем, что рекламное послание не является источником достоверной информации, а выступает всего лишь средством психологического "промывания мозгов", нам следует нанести ответный удар. Накажите его авторов! Не покупайте никаких продуктов, которые расхваливаются в поддельных "неотрепитированных" интервью. Откажитесь от просмотра тех телепередач, которые прерываются ТАКИМИ рекламными роликами. Посылайте производителям ТАКИХ товаров гневные письма с объяснением причин, по которым вы отказываетесь приобретать их продукцию. Предлагайте этим производителям отказаться от услуг выбранных ими рекламных агентств.

Иными словами, нам всегда следует быть готовыми прибегнуть к бойкоту, угрозе, противостоянию, осуждению, да к чему угодно, чтобы поставить рекламных мошенников на место. Наивно? Может быть. Но кто, кроме нас самих, сможет обуздать тот мутный поток рекламного мусора, который изливается на нас постоянно? Кому это еще нужно, кому выгодно, кроме нас? Производители и заказчики ТАКОЙ рекламы не бояться законов, которые всегда можно обойти. Они не боятся контролирующих органов, с которыми всегда можно "договориться". Они боятся только того, что мы, простые потребители, не станем покупать их товар. Единственное, чего они панически бояться - это гражданская активность населения, грозящая им прямыми убытками.

Поэтому не оставайтесь равнодушными!

Перед Вами вопрос одного из посетителей конференции "Стоматолог" медицинского сайта "03.ру" и ответ практикующего врача. Настоящего, а не рекламного. Вот так Вам, уважаемые читатели, дурят голову и предлагают регулярно покупать то, что не имеет никакой пользы для здоровья, а зачастую и вредит ему.

А это совет другого доктора всем молодым людям, усиленно потребляющим всякие газированные напитки и продукты "фаст-фуд", так же усиленно рекламируемые.

Иван Непомнящий

По материалам: xpomo.com

 

Поделится в соц. cетях!23.12.2014 14:14