Напишите нам
Ваше семейное положение
 

Возможно ли слово... Увидеть

14 Ноя. 2014

Допустим, Вы читаете слово «цирк». При этом Вы можете представить себе его значение, увидев образы цирковой арены, слонов, акробатов; услышав карнавальную музыку, ощутив запах опилок или вкус леденцов, почувствовав волнение, ритм и возбуждение праздника. Происходит это потому, что доступ к значению слова возможен аж через пять сенсорных каналов, а также посредством любой их комбинации.

Люди воспринимают понятийную информацию по-разному, в зависимости от развитости той или иной сенсорной модальности, то есть, чувственного канала восприятия. Их у человека пять: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и кинестетический (ощущение, чувство движения). Замечено, что люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях – вверх, вниз, в сторону, в зависимости от того, какой тип модальности у них активизирован. Такие движения глаз называют «глазными сигналами доступа».

У большинства людей направление взгляда связано с определенными типами обработки информации. Для небольшого процента людей характерно обратное: они перемещают глаза в соответствии с зеркальным отражением такой схемы.

1. Направление взгляда налево вверх – зрительное воспоминание.

Это значит, что человек мысленно представляет образы предметов или ситуаций, которые он уже когда-либо видел и сохранил в своей зрительной памяти.

Стандартный вопрос, вызывающий такой тип обработки информации, - «Какого цвета глаза у вашей матери?» и т.д.

2. Направление взгляда вверх – зрительная конструкция.

Человек мысленно представляет образы тех вещей и явлений, которые никогда раньше не видел, или представляет их не такими, какими видел.

Вопрос, вызывающий такой тип обработки информации, - «Как будет выглядеть оранжевый гиппопотам в малиновых пятнах?»

В разговоре человек с преобладающей зрительной модальностью чаще всего употребляет такие выражения и слова: «Видишь, я был прав», «Посмотрим, что ты на это скажешь» и т.д.

Подобные фразы человек произносит непроизвольно, не отдавая себе отчета в их алогизме.

3. Направление взгляда налево в сторону – слуховое воспоминание.

Человек мысленно воспроизводит звуки, уже слышанные им раньше.

Вопросы, вызывающие такой тип обработки информации, - «Что я только что сказал?», «Как звенит ваш будильник?» и т.д.

4. Направление взгляда направо в сторону – слуховая конструкция.

Человек старается мысленно услышать звуки, которые до этого ему не приходилось слышать.

Вопрос, который может вызвать такой тип обработки информации, - «Как прозвучало бы ваше имя, если произнести его наоборот? и т.д.

5. Направление взгляда налево вниз – слуховое замкнутое представление.

Это разговор с собой, внутренний диалог. Вопрос, который может вызвать такой тип обработки информации, - «Скажите себе что-нибудь такое, что вы обычно говорите наедине с собой» и т.д.

Ключевыми словами, часто употребляющимися в разговоре человеком с преобладающей слуховой модальностью, могут так трудно» и т.д.

6. Направление взгляда направо вниз – кинестетическое представление.

Это мысленное воспроизведение эмоций, чувств прикосновения, движения мышц, прыжка, падения, полета.

Вопросы, вызывающие такой тип обработки информации, - «Как вы себя чувствуете, когда испытываете радость?», «Какое чувство вы испытываете, когда прикасаетесь к сосновой шишке?», «Что вы чувствуете, когда бежите?» и т.д.

Люди с развитой кинестетической модальностью часто в разговоре употребляют выражения типа: «Ты чувствуешь, как она поет?» и т.д.

Наблюдая за направлением взгляда человека: вы можете понять, думает ли он о прошлом, будущем или настоящем. И даже распознать, когда он лжет. Например, на вопрос; «Были ли вы вчера у К. в 7 часов вечера?» - человек отвечает «Нет», но при этом смотрит налево вверх или в сторону. То есть, согласно описанной схеме, он вспоминает реально происходившую ситуацию и, следовательно, лжет. Ведь если бы он говорил правду, то ему пришлось бы мысленно конструировать ситуацию, и взгляд его был бы направлен вверх и в сторону.

Знание таких вещей помогает в общении, налаживании контактов, восприятия друг друга.

 

Поделится в соц. cетях!14.11.2014 10:28