;


Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 
Отзывы читателей

Татьяна написал(а):
Благодарю за ваши исследования, они очень помогают жить и меняться. Около 20 лет читаю Ваши книги, но только недавно оценила лекции и семинары Сергея Николаевича. Быть может в книгах, которые сейчас издаются, делать приложение с рекомендованным списком лекций и семинаров по вопросам раскрытым в книгах? С уважением и благодарностью к вашему труду.

люба написал(а):
Сегодня с утра так тревожно. Я надеюсь, что это та самая тонкая чистка, после которой отменяются предательства и болезни).Радуюсь Тебе Господи, в каждом человеке, в каждой ситуации. Любви всем!

Светлана написал(а):
Спасибо огромное Вам Сергей Николаевич за ваши книги, они нужны людям, как воздух. Благодарна Богу, что привёл меня к вашим книгам. Читаю, пытаюсь изменять свой характер и мировоззрение в лучшую сторону, надеюсь получается))). Спасибо Вам огромное за вашу помощь людям. С благодарностью, Светлана.

Показать все отзывы

Библия и вино

Суббота, 19 Апр. 2014

Среди исследователей религии и конечно же среди верующих христиан бытуют два главенствующих мнения. Одни утверждают, что Иисус сам пил вино, а поскольку христиане — Его последователи, то о запрете на вино и речи быть не может. Как правило, данную аргументацию они смягчают следующим дополнением: «Но при этом речь не идет, конечно же, о чрезмером его употреблении». Другие говорят: алкоголь вызывает привыкание и действует разрушительно на тело и разум человека, поэтому всякий искренний христианин должен полностью отказаться от его употребления (как пример можно взять «Общество Трезвости» Братца Иоанна Чурикова и похожие движения).

Конечно, между двумя этими полюсами существует множество разнообразных мнений. В этой короткой статье я не смогу сделать полный их обзор, поэтому, руководствуясь Писанием и здравым смыслом, постараюсь оставаться в рамках ключевых принципов, не особо вдаваясь в детали. Сразу же честно признаюсь, что я твердый сторонник лагеря трезвенников! Я считаю, что в библейских текстах, где говорится о том, как Иисус пил вино, речь идет о непереброженном виноградном соке, и вот каковы мои аргументы.

Два типа вина в Библии

Слово «вино» в Библии иногда употребляется по отношению к новому, или свежему, виноградному соку; а еще оно употребляется для обозначения старого, или перебродившего, напитка, содержащего опьяняющий ядовитый алкоголь. Переводчики никогда не пользуются термином «виноградный сок». А в древнееврейском тексте для обозначения этих двух напитков используются разные слова. Слово tîyrôsh употребляется по отношению к новому, неперебродившему, а слово yayin — как правило, по отношению к перебродившему вину, хотя бывают и исключения (см. Ис. 16:10). Однако в Новом Завете для описания обоих напитков используется одно и то же греческое слово — oinis. Но это не должно создавать для нас проблемы. Чтобы понять, о каком напитке идет речь, достаточно рассмотреть контекст данного термина в отрывке. Так что если в отрывке не сказано прямо — молодое вино или старое вино (как в Лк. 5:37-39), то о каком типе виноградного сока идет речь, вполне можно судить по контексту. В качестве одного из простых примером можно привести Мк. 2:22: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Под молодым вином явно имеется в виду свежий, неперебродивший, сок. А еще в Ветхом Завете, в Ис. 65:8, мы читаем: «Когда в виноградной кисти находится новое вино, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"». Совершенно очевидно, что в этих отрывках речь идет о простом виноградном соке.

 Несколько слов по поводу «противоречивых» библейских текстов

Все Писание однозначно и непреклонно выступает против употребления алкоголя, однако человеку свойственно выискивать в тексте любые лазейки, лишь бы оправдать свою тягу к спиртному. В качестве одной из таких лазеек используют свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. «Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:9, 10).

Сторонники употребления алкоголя говорят, что речь здесь, должно быть, идет об алкогольном вине — ведь была свадьба, а какая свадьба без спиртного, правда? Но давайте внимательнее вчитаемся в текст. Для Иисуса заполнили шесть сосудов, каждый из которых был емкостью от 80 до 120 литров. Только представьте, около 700 литров алкоголя! Означает ли это, что Иисус сотворил более 700 литров губительной отравы, чтобы опоить всех гостей и позволить новобрачным начать семейную жизнь с заплетающихся языков и подкашивающихся ног? Ни в коем случае, ведь тогда Он поступил бы вопреки собственному Слову! (см. Авв. 2:15; Лк. 12:46; Еф. 5:18.) Если мы рассмотрим этот отрывок в свете всей Библии, то будем вынуждены сделать однозначный вывод, что Иисус сотворил непереброженое вино — и распорядитель пира похвалил жениха за его отменное качество (см. Ин. 2:4, 6, 10; см. также Мк. 1:24, 2 Цар. 16:10).

Есть в Библии и другие отрывки, которые, на первый взгляд, могут подвести к мысли, что умеренное потребление перебродившего вина по библейским меркам вполне простительно. В нижеследующих абзацах мы обратимся к нескольким стихам, к которым порой прибегают для оправдания употребления броженого вина, тогда как на самом деле ничего подобного в них не говорится.

«И покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор. 14:26). Сикера (крепкий спиртной напиток) была осуждена Соломоном как «буйная» (см. Притч. 20:1). А Исаия говорит, что горе тем, «которые с раннего утра ищут сикеры» (Ис. 5:11). Пить крепкие напитки воспрещалось также священникам (см. Лев. 10:9-11) и назореям (см. Чис. 6:2-4; Суд. 13:3-5). Как же так получилось, что Бог определенным образом осуждает употребление крепких напитков в одном месте и явно одобряет в другом? Как и термин «yayin», обозначающий «вино», слово «shekar» («сикера») обозначает целый ряд продуктов, то есть не только крепкий алкоголь, но и сладкий, непереброженый напиток, о котором говорится, например, в Ис. 24:9. Вот какое определение сикере дано в издании «The Popular and Critical Bible Encyclopedia»: «Сладкое вино или сироп. Ароматный, сахаристый напиток или сладкий сироп, особенно финиковый или пальмовый мед»; или: «Финиковое или пальмовое вино в свежем, непереброженом виде». Между прочим, «сахар» и «сидр» образовались от shekar. И поскольку shekar может означать как сладкий, непеброженый напиток, так и опьяняющее зелье, мы должны толковать его значение, исходя из контекста. Стал бы Бог побуждать людей тратить десятину на покупку напитка, который вызывает опьянение, вредит здоровью и подрывает нравственные силы? Разумный вывод здесь может быть только один: речь в этом стихе идет о сладком пальмовом вине в его свежем, непреброженом виде. Даже если вы не признаете такое толкование этого термина, прошу вас иметь в виду, что в данном стихе (Втор. 14:26) ничего не говорится о том, что пить этот напиток хорошо и правильно. Скорее, речь в нем идет о том, как переправлять приношения для Господа на большое расстояние. Моисей рекомендует своим соплеменникам брать с собой деньги, а не перегонять скот и перевозить зерно и вино. Приобрести все необходимое для приношения можно было по прибытии на место. Жертвенных животных можно было съесть, а вино им было велено выливать на землю. «И возлияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте возливай возлияние, вино Господу» (Чис. 28:7).

А как же тайная вечеря?

Некоторые утверждают, что раз Иисус пил вино на тайной вечере и даже воспользовался им как символом Своей  крови, то ничего не может быть плохого в глотке вина — причем выпитого по редкому, но важному случаю. Безусловно, семена Нового Завета были политы вином тайной вечери. Иисус действительно употреблял вино во время тайной вечери, но было бы ошибкой думать, что это вино было перебродившим. «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:28, 29). Безусловно, здесь Иисус использует новое вино в качестве символа Своего нового завета с Божьим народом. Кроме того, Иисус называет вино «плодом виноградным», тогда как вино, подвергшееся процессу брожения, это такой же «плод виноградный», как йогурт — «плод коровий».

 Мы знаем также, что пасхальная трапеза должны была быть лишена всего квасного (см. Исх. 12:19). А закваска как раз и отличается процессом брожения! Если нельзя было есть квасной хлеб, в котором закваска являлась символом греха, то можно с уверенностью сказать, что и вино, послужившее символом крови Иисуса во время тайной вечери, тоже было лишено алкогольного яда. Символом крови Иисуса не могло служить испорченное и забродившее старое вино. Иисус сравнивал Свое чистое учение с молодым вином (Мф. 9:17). А все искаженные учения уподоблены в Библии переброженому вину Вавилона! Вавилон был назван блудницей, с которой «блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:2). И еще один яркий пример: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему» (Дан. 1:8).

Был ли Иисус пьяницей?

Когда Иисус висел распятый на кресте, римские воины предложили ему переброженное вино, смешанное с миррой. Но едва отведав его и распознав его вкус, Он отказался от него. Если Иисус отверг этот напиток, даже когда Его плоть мучилась от нестерпимой жажды, то разве мог Он пить его в обычной Своей жизни (Мф. 27:34)? (И тут же вдогонку возникает вопрос: а разве можем это делать мы?)

Алкоголь: библейский зал позора

Первое упоминание об алкоголе содержится в Книге Бытие, когда Ной после потопа сделал первый броженый виноградный сок. «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:21).

Итак, Ной опьянел и осрамился перед своими сыновьями. Первый опыт употребления нового наркотика закочился тяжелым проклятьем, постигшим потомков Ноя. Лот тоже напился допьяна и потому легко поддался искушению, вступив в кровосмесительную связь с собственными дочерьми. «И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала» (Быт. 19:33).

Потомки родившихся от этого кровосмешения стали вспоследствии известны, как моавитяне и аммонитяне, смертельные враги Божьего народа. И в наше время есть немало свидетельств тому, что алкоголь очень часто ведет к таким видам сексуальной распущенности, как прелюбодеяние, изнасилование и инцест. Воистину, когда читаешь библейские истории, связанные со спиртными напитками, возникает вопрос: разве может истинный верующий выступать в их защиту?

Переброженое вино не приносит ничего, кроме горя

Слово «горе» означает глубокое несчастье, бедствие, напасти. Это слово находит в Библии самое широкое употребление; не удивительно, что употребление алкоголя нередко увязывается именно с этим словом!
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5:11).
«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Притч. 23:29, 30).
«Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (Авв. 2:15).

Какое еще осуждение винопития нужно верующему? В данном случае действует весьма безопасное и простое правило: «Если есть сомнения, лучше перестраховаться».


Вопрос здоровья

«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). От болезней печени до язвы желудка и слабоумия — перечень недугов, связанных с употреблением алкоголя, почти бесконечен. Алкоголь — это яд, поражающий центральную нервную систему. Большинству людей известно, что даже умеренное употребление алкоголя разрушает клетки мозга. Если человек минут десять подержит во рту немного крепкого спиртного, его ротовая полость покроется мелкими волдырями. Если затем завязать ему глаза и дать поочередно попробовать различные напитки — скажем, воду, уксус или молоко — то он не сможет отличить один от другого. Данный эксперимент со всей определенностью показывает, что алкоголь — это не только сильное раздражающее средство, но и наркотик.

Думаю, даже убежденные сторонники алкоголя будут вынуждены признать, что его употребление отнюдь не прославляет Бога в нашем теле; напротив, алкоголь медленно разрушает тело и разум, а это прямое нарушение шестой заповеди. Употребление алкоголя — это такое же медленное самоубийство, как и курение табака. Существует бесконечное разнообразие напитков, полезных для тела и ума.

Самое смертоносное вещество на земле

Авраам Линкольн говорил: «Спиртное — это раковая опухоль на теле человеческого общества, пожирающая его жизненные силы и угрожающая самому его существованию». И я вполне с этим согласен, ведь алкоголь приносит нашему обществу столько бедствий, катастроф и несчастий! Даже если бы Библия сохраняла по этому поводу полное молчание, все равно тысячелетняя история человечества несет в себе такое множество наглядных уроков, что иного мнения быть не может: спиртное таит в себе чрезвычайный вред. Впрочем, Писание говорит об алкоголе, причем говорит немало и со всей определенностью.

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"» (Притч. 23:29-35).

А пророк Иеремия говорил, что Бог наполнит «винные меха» для опьянения жителей земли им на погибель (см. Иер. 13:12-15). Разве не происходит то же самое и в нашей стране, где повсюду зазывная реклама, направленная на самых юных и уязвимых ее граждан? Стоит ли удивляться, что в обществе, привыкшем веселиться с помощью алкоголя, употребление спиртного поощряется даже среди самых юных его членов? Пророк Михей тоже предостерегал о лжецах и лжепророках, пропагандирующих вино и крепкие напитки: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: "я буду проповедывать тебе о вине и сикере", то он и был бы угодным проповедником для этого народа. Мих. 2:11». Таковые и сегодня учат «умеренному» винопитию, но история показывает, что умеренность и наркотики, вызывающий привыкание, — несовместимые понятия.

 Вопрос любви

«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Учитывая, что каждый седьмой из тех, кто пьет вино, становится пьяницей или алкоголиком, как может верующий поддерживать производство алкоголя, которое приводит к падению такое большое количество людей? Согласно Зигу Зиглеру, примерно каждый шестнадцатый из тех, кто берет в руки стакан со спиртным, впоследствии становится алкоголиком! Скажите, вы лично сели бы в самолет, если бы знали, что у вас один шанс из шестнадцати упасть вместе с ним и разбиться насмерть? (На самом деле, вероятность разбиться в пассажирском самолете — один шанс на миллион, но даже при таких пропорциях находятся люди, которых не затащишь в самолет. И при этом эти же самые люди безбоязненно берутся за бутылку!)

А вот еще один общеизвестный факт: в течение следующих суток алкоголь станет причиной почти половины из всех…
Убийств
Дорожных аварий
Несчастных случаев
Тюремных заключений
Случаев домашнего насилия
Случаев рождения детей-инвалидов

Кроме того, алкоголь в той или иной мере причастен к четверти всех самоубийств. Имея перед собой эту ужасающую статистику, каждый здравомыслящий гражданин, а верующий тем более, должен проникнуться глубоким убеждением в недопустимости употребления этого наркотика, ответственного за мощную волну горя и несчастья, захлестнувшую чуть не весь мир. Если мы по-настоящему любим наших ближних и Бога, как мы можем отстаивать употребление алкоголя в любых его формах? Павел сказал, что лучше не есть мяса и не пить вина и не делать ничего, что может послужить камнем преткновения для ближнего. Имея вокруг нас столько алкоголиков, борющихся с этой страшной зависимостью, мы ни в коем случае не должны подавать им повод для преткновения своим собственным непоследовательным отношением к винопитию.

 Большой соблазн

«Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Уже давно доказано, что даже небольшое количество алкоголя снижает реакцию человека и ослабляет его способность к самоконтролю. Другими словами, алкоголь подрывает решимость верующего сопротивляться искушению. Зачем же верующему облегчать дьяволу его задачу? Многие мужчины и женщины просыпаются после бурной ночи с обильными возлияниями и обнаруживают, что они нарушили седьмую заповедь и навеки омрачили свою жизнь и доброе имя. Вот почему Петр увещевает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Дьявол и так уже протянул к нам свои руки. Зачем же помогать ему, подрывая алкоголем данную нам Богом способность к сопротивлению?

Помните, что Иисус, даже когда висел на кресте, страшно страдая от жажды, отказался пить вино, предложенное палачами. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34). Когда на чашу весов было положено искупление мира, Он не стал рисковать Своим ясным сознанием, не приняв ни единого глотка одурманивающей жидкости, которая могла хотя бы немного облегчить Его страдания. Ожидает ли Он от нас чего-то меньшего?

Потускневшее свидетельство

Верующие, употребляющие алкоголь, наносят вред тому свидетельству, которое они несут внешнему миру — как, впрочем, и своим собратьям по вере. Причем более всего от этого ущербного свидетельства страдают дети. Посудите сами, что подумает ребенок, который видит, как его мать или отец сначала молятся, а потом через какое-то время выпивают пару банок пива.

Иисус резко осуждает подобное лицемерие: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Бог повелевает нам: «Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6:17). Но когда верующий начинает пить алкоголь, он показывает тем самым, что не отделился от мира. Многие верующие гадают, почему Бог не использует их для какого-нибудь большого дела. Бог не станет поручать двоедушному ученику ничего великого. Для удивительных свершений Бог употребляет только чистые сосуды.

Вино в день Пятидесятницы

В день Пятидесятницы, когда апостолы исполнились Духа Святого, зеваки сказали: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В данном случае употреблено греческое слово gleukos, которое может означать либо новое непереброженое вино, либо «сусло», сладкий перекипяченный виноградный сок. Эти зеваки насмехались над посвященными учениками, говоря: «Они опьянели от виноградного сока». Это говорит о том, что ученики были известны своим полным воздержанием от алкоголя! Как же нам не следовать их очевидному примеру?

Немного для желудка

Павел также говорит Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).

Многие считают, что Павел рекомендует Тимофею алкогольное вино. Однако предположение это неверно по нескольким причинам: во-первых, здесь используется слово oinos, а мы уже увидели, что оно может означать как перебродивший, так и неперебродивший виноградный сок. Кроме того, есть исторические свидетельства, указывающие на употребление неброженого вина в медицинских целях в древнем мире. К примеру, Афиней (280 г. н. э.) советует употреблять неперебродивший виноградный сок при расстройствах желудка.

Кроме того, Тимофей, должно быть, вел назарейский образ жизни и пил только воду. Павел посоветовал ему употреблять немного виноградного сока, благотворно влияющего на организм, а это говорит о том, что Тимофей был абстинентом и его нужно было уговаривать, чтобы он принимал хоть немного нового вина. Переброженое вино может привести к возникновению и усугублению язвы желудка. Павел ни в коем случае не стал бы рекомендовать старое вино для лечения желудка. Выше в том же послании Павел указывает Тимофею, что епископы должны быть трезвенниками (nephalion) (1 Тим. 3:2, 3). Апостол не стал бы убеждать Тимофея пить алкогольные напитки, ранее, в том же письме, запретив их употребление церковным руководителям (1 Тим. 3:8).

Прочие медицинские показания

«Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою» (Притч. 31:6). Здесь идет речь о «погибающих» (obed) и «огорченных душою» (marei naphesh).

Оба эти термина на еврейском языке указывают на отчаянное, безнадежное положение. Другими словами, здесь описывается ситуация, когда человек умирает в жестоких муках. Евреи давали спиртное в подобных случаях, и мы находим, что и Христу на кресте было предложено «вино со смирною» (Мк. 15:23), но Он отказался. В этом отрывке отнюдь не одобряется обычное употребление алкоголя, но говорится о его использовании в медицинских целях как наркотика для тех, кто пребывает предсмертных муках, так же как сейчас дают морфий с теми же целями.

Умеренное употребление алкоголя

«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» (1 Тим. 3:8).

В этом стихе как будто говорится о допустимости умеренного винопития, однако мы должны учитывать библейский контекст, где Бог одобряет умеренное употребление того, что полезно, и полное воздержание от того, что приносит вред. Имея это в виду, мы можем сделать единственно логичный вывод о том, что Павел говорит об умеренном употреблении хорошего, неперебродившего вина. Об умеренности в том, что приносит пользу, говорится в нескольких библейских отрывках. Например, мед, здоровый, естественный продукт, тоже нужно употреблять в умеренных количествах: «Нехорошо есть много меду» (Притч. 25:27).

Чревоугодие в еде или питье, даже если речь идет о чем-то полезном, недвусмысленно осуждается Библией (см. Втор. 21:20; Притч. 23:21), а Иисус упоминает его как один из главных грехов людей, истребленных потопом (Мф. 24:48). Обжорство и пьянство были в Римской империи весьма распространенным явлением. Далее, мы должны помнить, что одной из обязанностей дьякона было посещение верующих на дому. Гостей в то время, как и сейчас, часто угощали виноградным соком. Дьяконы должны были проявлять умеренность даже в употреблении виноградного сока, чтобы никто не обвинил христиан в чревоугодии. Таким образом, самое правдоподобное истолкование этого стиха заключается в том, что Павел запретил дьяконам пить слишком много неперебродившего виноградного сока.

Вывод

Как ни печально, прошли уже века и века, а грех Ноя по-прежнему разрушает человеческие семьи. Неужели мы так ничему и не научились? Умеренное употребление алкоголя противоречит нормам Божьего Слова. Им соответствует только полное воздержание. Каждый алкоголик начинает свой гибельный путь с небольших доз спиртного. Церковь ни в коем случае не должна поощрять первый шаг на этом пути, допуская в своих рядах умеренное винопитие. Она должна придерживаться четких библейских норм!!! Отношение Бога к алкоголю вполне очевидно. Алкоголь несвят и нечист. Употребление спиртных напитков может привести лишь к попранию установленных Богом высоких нравственных норм.    

Источник: http://axramov82.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html

 

Поделится в соц. cетях!22.04.2014 09:04