Напишите нам
Ваше семейное положение
 

Изначальное положение души

Среда, 26 Мар. 2014

Если я – вечная духовная душа, то почему я не чувствую себя таковой? Каков механизм связи души с материей? В чем отличие тонкого тела от души? В чем отличие ложного эго от истинного? Каковы 12 основных качеств, которыми обладает душа?

В продолжение темы: Наука о душе [видео]

Смысл слова «душа»

Сначала определимся в терминологии. Какой смысл Веды вкладывают в слово «душа»?

У каждого из нас есть свое «я».

«Я» или эго может быть:

1) истинным (вечным, неизменным, духовным),
2) ложным (временным, меняющимся, материальным).

Истинное эго обозначается термином «душа». Другими словами, мое истинное, неизменное «я» и есть душа.

«Я – душа», а не «у меня есть душа»!

Правильно ли думать: «Я – Вася Иванов, и у меня есть душа?» Если расшифровать эту фразу и перевести ее на язык философии, то мы получим: «Я – это материальное тело (которое имеет свое имя, фамилию и много других атрибутов), и у тела есть душа».

Согласно Ведам это грубая ошибка. Правильный образ мысли таков: «Я» и есть душа. Я – душа, и у меня есть материальное тело. Мы – не материальные тела, которые решили, что неплохо бы иметь душу или стать душой. Каждый из нас – уже душа, всегда ей был и всегда ей будет.

Неизначальное положение

Чтобы понять, каково изначальное положение наших «я», т.е. наших душ, вначале следует понять, что для моего «я» не является изначальным положением.

В настоящее время каждый из нас воплощен в своем материальном теле. Быть воплощенным в материи – это не наше изначальное положение. Войдя в контакт с материей, наше вечное «я» оказывается потерянным. Потерянным в буквальном смысле – его очень трудно найти. Давайте попробуем найти свое «я» в груде материи: грубой или тонкой.

В поисках своего «я»

Прежде чем искать, примем к сведению, что по мнению современных биологов, в зависимости от интенсивности обмена веществ, каждые 7 - 11 лет клеточный состав тела меняется полностью. Это значит, что каждые 7 - 11 лет я получаю незаметно для себя полностью новое тело. Поэтому мы переселяемся из тела в тело уже в этой жизни. Бхагавад-гита (2.13) утверждает:

«Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу».

Начать поиски нашего «я» можно со следующего эксперимента. Возьмите свой семейный фотоальбом, откройте и внимательно просмотрите свои фотографии разных лет: детский сад, школа, в 1-ый класс, выпускной, институт, армия и т.п., у кого что. Наверняка мы могли это делать и раньше. Но на этот раз, глядя на эти фотографии, зададимся таким вопросом: "Это был я или не я?"

Показывая другим людям свои фото в младенчестве или в детском саду, мы, как правило, восклицаем: "А вот это я.», хотя наше нынешнее тело ничего общего не имеет с тем, что там изображено. Выглядят они по-разному, размеры разные, ведут себя по-разному, но мы говорим: «Это я… Это было со мной …».

Мы были в детском теле. Осталось ли хоть что-нибудь от него сейчас? Хотя бы одна клетка осталась? — Нет, оно полностью изменилось.

Мы были в теле подростка, когда ходили в школу. Осталось ли хотя бы что-то от него сейчас? — Нет, оно полностью разрушено.

Все эти тела были, но исчезли. Сейчас я нахожусь в каком-то теле, и оно также со временем исчезнет, но я останусь. Поэтому среди грубых элементов этого тела моего "я" нет.

Другой способ понять, что тело меняется, а личность остается неизменной, состоит в том, чтобы посмотреть на свой паспорт. Что такое паспорт? "Удостоверение личности». Внешний облик меняется, поэтому в паспорте вклеиваются новые фотографии, но личность – одна и та же. В паспорте могут быть разные отметки. Например, "в армии отслужил в таком-то году».

— Это ты служил, или какая-то другая личность?

— Что за вопрос? Конечно, я. Я помню, мне было тогда 20 лет.

А сейчас 45 – совсем другая фотография, совсем другое лицо, другое тело. А личность та же.

Я – не рука, я – не нога, я – не кишки. Все это можно удалить или заменить, но мое «я» останется. Я буду все той же личностью, даже если мне пересадят сердце. После операции по трансплантации сердца человек приходит в сознание и остается той же самой личностью.

«А как насчет мозга?»

На это можно возразить: «Мое "я" – это не что иное, как мозг. Если голову отнять, то человек, как личность, просто перестает существовать»..

— Да, если отрубить голову или разрушить мозг, тело умирает. Но душа, личность, при этом не перестает существовать. Из-за того, что тело стало полностью непригодным, душа перестает существовать в этом теле. Она уходит из разрушенного тела в другое.

Может ли мозг быть нашим «я»? Наша личность остается неизменной в течение всей жизни, но клетки мозга при этом несколько раз полностью меняюся, так же как и любые другие клетки.

Если взять и посмотреть на мозг человека, то мы увидим совершенно имперсональную массу нервных тканей. Однако этот невероятно сложно устроенный конгломерат нервных клеток вовсе не напоминает личность. Это напоминает деталь машины. Например, Центральный Процессор в компьютере.

Важно ясно понять разницу между живой личностью и мертвой машиной. Шрила Прабхупада объясняет эту разницу следующим образом [1]:

«… не мозг заставляет тело действовать, а духовная душа. Разве компьютер работает сам по себе? Нет, его приводит в действие человек. Он нажимает кнопку и только тогда что-то происходит. Без этого машина ничего не стоит. Машина может стоять тысячи лет, но она не заработает, пока не подойдет человек и не нажмет кнопку. Но кто действует – машина или же человек? Человеческий мозг – тоже машина, и он действует под управлением Параматмы, экспансии Бога, находящейся в сердце каждого живого существа».

Что такое мозг? — Это важная часть машины тела. Но как любая деталь машины - она не является личностью или душой. Не компьютер принимает решение, а живая личность – пользователь или оператор. Подобно этому решение принимает не мозг, а нематериальная душа, личность, обладающая свободой воли.

Веды утверждают, что сознание может существовать вне тела. Это значит, что сознание и мозг – это совершенно разные вещи. Многие ученые приходят к такому же выводу экспериментально, например, изучая свидетельства тех, кто возвращался к жизни после клинической смерти.

Д-р Майкл Сабом, кардиолог клиники при Университете Эмори, провел научный анализ таких свидетельств. Он записал и изучил показания тридцати двух пациентов, которые рассказывали о выходе из своего тела в момент остановки сердца. Когда сердце останавливается, кровь перестает поступать в головной мозг, и пациент, как принято считать, полностью теряет сознание. Однако двадцать шесть из тридцати двух опрошенных смогли довольно точно воспроизвести картину своей смерти и последующего возвращения к жизни. А остальные шесть удивительно подробно описали примененные к ним специальные приемы реанимации, и эти описания полностью соответствовали медицинским протоколам, хранящимся в клинике под грифом "Для служебного пользования".

Самого доктора Сабома полученные результаты убедили в реальности выхода из тела, и он опубликовал их в книге "Воспоминания о смерти. Медицинское исследование», вышедшей в 1982г. Сабом пришел к выводу, что сознание есть нечто отличное от мозга и что на грани смерти сознание и мозг отделяются друг от друга и некоторое время существуют раздельно. Сабом пишет: "Может быть, сознание, способное отделяться от мозга, и есть, в конце концов, та самая душа, которая, как учат некоторые религии, не умирает, а продолжает жить после окончательной смерти тела? Мне представляется, что это самый важный вопрос, вытекающий из описаний опыта клинической смерти» [2].

Подведем предварительный итог. Мы рассматривали вопрос: «Где мое "я" в этом нынешнем теле? Какая зримая часть в этом теле – "я"?» Вывод таков, что никакая. Последняя надежда материалистов – мозг – оказалась ложной. Таким образом, мы можем прийти к заключению: "я" - не грубое тело.

Но ведь я знаю, что "я" есть. Кто же "я"? Может быть, мои тонкие эмоции, чувства, желания, мысли – это и есть "я»?

Отличие вечного «я» от тонкого тела

Чтобы понять, что я не тонкое тело, нужно вспомнить, когда я принимаю решения. Момент принятия решения всегда происходит в настоящем. На решения, которые я принимаю сейчас, влияет мой прошлый опыт. И я надеюсь, что эти решения направлены на то, чтобы мне стало лучше в будущем. Но моя сокровенная личность, мое "я", принимающее решения, существует в постоянном настоящем, беспрестанно покачиваясь на волнах времени, которые, журча, струятся сквозь мой ум. Мои воспоминания прошлого и мои надежды и страхи, связанные с тем, что грядет в будущем, колыхаются на этих волнах, как искорки света на поверхности озера.

Некоторые философы утверждают, что "я", плывущее в настоящем, – это просто то, о чем мне случилось сейчас подумать, неважно о чем: о прошлом, настоящем или будущем. Они говорят: "Я мыслю, значит, я существую. Поэтому мысли в моей голове и составляют мою суть».

Но если я – это то, что я думаю, то кто тот, кто решает, о чем мне думать? Кто решает, что мне думать?

Например, сейчас, говоря об этом, я думаю о том, что скоро мне нужно будет поехать в Москву. Если эта мысль о будущей поездке и составляет все, что я есть прямо сейчас, значит ли это, что эта мысль и решила, что нужно думать эту мысль? Но теперь я меняю направление моей мысли и начинаю думать о своей недавней поездке в Индию. И что, неужели эта мысль о прошлой поездке и заставила меня думать о ней? — Нет. Я решаю о чем мне думать, и мое «я» отличается от этих мыслей.

Некоторые философы утверждают, что чувственные данные, которые я воспринимаю сейчас, и есть то, что управляет моим мышлением. Другими словами, череда восприятий (все, что каждый следующий момент я слышу, чувствую, вижу, пробую на вкус и запах - это и есть я) выбирает, чтобы я обратил свое внимание на ту или эту идею.

Но опять же: прямо сейчас я смотрю на экран компьютера, находящегося передо мной. А теперь, в следующий момент я поворачиваю свою голову влево и смотрю на книжные полки. Значит ли это, что книги, стоящие на полках, приняли решение войти в мое сознание и управлять им? — Очевидно, что нет.

Я решил смотреть сначала на экран компьютера, а затем перевести взгляд на стеллаж с книгами. Это решение принял я, а не компьютер и не книги. Я решил подумать о прошлой и будущей поездках, а не эти мысли решили, чтобы мне думать их. Я принял решение посмотреть сначала туда, потом сюда, и подумать сначала о том, затем об этом, чтобы показать, прежде всего, себе самому (а затем и читателям), что я – отличен от этих мыслей и чувственного восприятия у меня в уме.

Личность, принимающая решения, т.е. «я» или душа, полностью отличается от мыслей и образов, которые она выбирает. И поскольку душа всегда отлична от мыслей и образов, которые с течением времени то появляются в ее сознании, то исчезают, она – вне времени.

Это вневременное, непосредственное присутствие моей собственной личности невозможно проверить с помощью материальных чувств или установить с помощью логических заключений. Все, чтобы я ни воспринимал или думал, приходит и уходит. Но мое присутствие просто есть. Сознание - значит "я – есть". Я существую всегда. Душа вечна. Однако из-за того, что все воспринимаемое мной происходит в контексте времени, я отождествляю себя с этими временными ситуациями.

Чтобы вернуться в свое изначальное положение, нужно:

1) постичь науку о душе, описанную в Ведах;
2) научиться жить, как вечная душа, отбросив ложное представление о себе как о материальном теле.

Наука о душе

Наука о душе (атма-таттва), описанная в Ведической литературе, начинается с понимания отличия между духом (сат) и материей (асат).

Бхагавад-Гита (2.16) утверждает:

«Материальное (асат) никогда не может оставаться неизменным. Вечное (сат) никогда не претерпевает изменений. Так утверждают те, кто видит истину, ибо они изучили природу и того, и другого».

Когда нас спрашивают: "Кто ты?" – мы обычно показываем пальцем в грудь: "Это я». Но уже в следующее мгновение это тело изменилось. Даже сейчас наше тело не существует, поскольку оно меняется каждое мгновение. В теле постоянно идет процесс обновления клеток. Даже сам молекулярный состав этих клеток постоянно меняется.

Тело – постоянно меняющийся фантом. Он недолговечен. Пройдет совсем немного лет и это тело станет пеплом или превратится в пищу маленьких насекомых и смешается с землей.

Кризис средних лет

Для души неестественно увядание, старость. В психологии известен так называемый "кризис средних лет". Это явление передается русской пословицей: "Седина в бороду, а бес в ребро». Человек каждое утро тщательно смотрит в зеркало: Морщинка, седой волос. "Я старею». Для души – это шок. Это полностью противоестественно. Душа вечна. Поэтому душа, полностью отождествляющая себя с телом средних лет, испытывает тяжелый кризис, приходя к пониманию, что «я» постепенно умирает. Этот кризис проявляется в виде меланхолии, нервных срывов и депрессии.

Звезды эстрады, кино, когда им переваливает за 35-40, каждые 3-4 года делают себе пластические операции. Это довольно болезненно, но физическая боль – это ничто по сравнению со страхом потерять имидж. Это дорого, но они готовы платить. Страсть диктует им любой ценой остаться «девушкой средних лет» или «юношей средних лет». В результате многочисленных операций у них где-то под затылком скапливается в конце концов целая куча морщинистой кожи, но волосы все скрывают, и ничего не видно. Так они сражаются за молодость, пытаясь выиграть битву с материальной природой. Однако никто из них не сможет превзойти влияние времени.

Грубые материалисты не знают, что черты лица формируются мыслями человека. Если человек культивирует в себе возвышенный, духовный образ мысли и чистый образ жизни, то его лицо будет сиять даже в старости. По-настоящему человек может избавиться от этого «кризиса сердних лет» (впрочем, как и от всех остальных кризисов), если он серьезно посвятит себя самоосознанию. Лишенный же духовного знания человек обретает себя на страдания. Ему придется болеть, стареть и умирать вместе с этим телом.

Качества души

Шримад Бхагаватам (7.7.19) перечисляет следующие 12 качеств, которыми обладает каждая душа – как индивидуальная душа, так и Сверхдуша.

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«Следует помнить, что хотя Верховная Личность Бога и живые существа по своей природе качественно одинаковы, в количественном отношении Господь намного превосходит любое живое существо».

Итак, качества души таковы:

1) нитйах вечность (душа никогда не рождается и не умирает);
2) авйайах неиссякаемость (душа никогда не истощается. Из нее всегда исходит энергия сознания);
3) шуддхах чистота. В саму душу никогда не проникает материальная скверна. Однако сознание индивидуальной души может соприкасаться с материей и так оскверняться или окрашиваться ей. Сознание Сверхдуши или Абсолютной Личности всегда чисто.
4) эках уникальность и (каждая душа индивидуальна и неповторима, т.е. отлична от других душ);
5) кшетра-гьяхзнание тела (душа сознает это материальное тело и потому отлична от него);
6) ашрайах основа тела (материальное тело не может существовать без духовной души).
7) авикрийах неподверженность переменам;

Душа неподвержена изменениям, которые происходят с телом. В зависимости от времен года цветы и плоды, растущие на дереве, проходят через шесть стадий развития: рождение, существование, рост, преобразование, увядание и смерть, однако само дерево при этом остается прежним. Подобным образом душа (атма) независима от перемен, происходящих с материальным телом.

8) сва-дриксамоочевидность присутствия в теле;

Душа самоосвещаемая или лучезарная. Не нужно прилагать усилий, чтобы выявить присутствие души; это выявляется само по себе (если, конечно, разум не осквернен абсурдизмом).

9) хетух причина всех причин;

Чтобы понять этот пункт, нужно вспомнить, что все эти качества присущи равным образом как индивидуальным душам, так и Сверхдуше.

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

В "Бхагавад-гите" (15.7) Господь Кришна ясно говорит: "Все живые существа являются Моими частями". Таким образом, в качественном отношении живое существо неотлично от Верховной Личности Бога, главенствующего, верховного живого существа. Как сказано в Ведах [3]: Господь - это наделенное индивидуальностью верховное живое существо, которому подчиняются все остальные живые существа.

Будучи частицей или крошечным подобием Бога, живое существо обладает теми же качествами, что и Верховный Господь. В качественном отношении оно едино с Господом, подобно тому как капля морской воды едина по химическому составу с самим морем. Таким образом, в качественном отношении они едины, тогда как в количественном различны.

Постигнув частицу Бога, живое существо, может постичь Самого Верховного Господа, так как все Его качества в незначительной степени присутствуют в живом существе. Живое существо неотлично от Господа, но в то же время Бог бесконечно велик, а живое существо бесконечно мало [4]. Душа по своему размеру не превышает даже размеров атома, тогда как Господь безграничен.

По нашим представлениям небо является необъятным, поэтому Господа можно сравнить с небом, однако на самом деле Он гораздо больше неба. Аналогичным образом мы знаем, что по своему размеру, который составляет одну десятитысечную кончика волоса, живое существо меньше, чем атом, однако по своим качествам оно, так же как и Верховная Личность Бога, является высшей причиной всех причин. По сути дела, только благодаря присутствию в теле живого существа оно функционирует и развивается. И точно так же, именно благодаря присутствию Верховного Господа, во вселенной происходят те или иные изменения, которые продиктованы законами материальной природы. … Бог велик, а душа мала, но оба они суть причина всех причин: Сверхдуша – безграничная причина всех причин на уровне вселенной, а индивидуальная душа – это ограниченная причина всех причин на уровне тела.

10) вйапаках – всепроникновение в границах тела посредством сознания (душа проникает во все части тела посредством сознания).
11) асанги – независимость от тела (душа способна переходить из одного тела в другое);
12) анавритах – непокрытость (душа не покрывается материальной скверной; см. пункт 3)

Таковы основные качества души. Все они описаны в Бхагавад-Гите (2.11-30).

Дополнительные качества души

Кроме этого Бхагавад-Гита описывает и некоторые другие качества, например:ачинтья – непостижимость. Душа непостижима для материального ума, т.к. она непроявлена (авйакта – еще одно качество) для материальных чувств. Сверхдуша (адхокшаджа) еще более непостижима для материального ума и чувств.
сарва-гата – всепроникновение. Всепроникновение бесконечно малых индивидуальных душ состоит в том, что они существуют повсюду, на всех планетах вселенной, во всех формах жизни. Всепроникновение Сверхдуши заключается в том, что Верховный Господь пронизывает Своим сознанием все.

Ложное эго – узел в сердце

Если я – вечная душа, то почему я не чувствую себя таковой? Иначе говоря, каков механизм связи души с материей?

Эта связь осуществляется через ложное эго (на санскрите – аханкара).

Ложное эго – это ошибочное отождествление души с материей двумя способами:
1) «Я» (например, «Я – тело»),
2) «Мое» («Это моя земля»).

Исходным, первичным состоянием ложного эго является «разум в невежестве» (тамаса-буддхи). Разум души приходит в заблуждение, когда чистое сознание души вступает в контакт с материальной энергией (махад-брахман).

Затем через этот невежественный разум начинают проявляться три гуны природы.

Они принимают форму:
ума (гуна благости),
чувств (гуна страсти),
объектов чувств (гуна невежества).

Поскольку три гуны постоянно соперничают друг с другом над тем, чтобы доминировать над сознанием живого существа, одна из них начинает оказывать наибольшее влияние. В зависимости от того, какая гуна влияет больше всего, ложное эго отождествляет личность с одной из этих 3-х форм.

Если преобладает:
материальная благость, личность отождествляет себя с умом,
есть страсть – с чувствами,
если невежество – с объектами чувств.

Но все эти отождествления возникают в результате того, что разум погружен в невежество в отношении истинного положения Высшей Личности, Кришны.

В Шримад-Бхагаватам (11.24.7) Кришна говорит, что ложное эго является тем, что относится и к духу и к материи (чид-ачин-майах). Ложное эго связывает между собой имеющую сознание душу (чит) с не имеющей сознание материей (ачит). Эта связь выглядит как узел между материей и духом, который находится в сердце живого существа.

Таким образом, душа в результате действия ложного эго перестает ощущать себя душой. Ложное эго является особого рода транслятором между духовным и материальным миром. Оно просто вытягивает из души все ее сознание и направляет его в материю. Сознание, сосредоточенное на материи, превращается в тонкий материальный элемент. Пройдя через такую трансформацию, сознание, ставшее материальным, становится неспособным ощутить духовную душу. Таким образом душа, наша истинная сущность, оказывается потерянной.

В начале, оставив общение с Высшей Личностью, мы заигрываем с Его иллюзорной материальной энергией. Она приглашает нас поиграть немного. Мы играем, заигрываемся, и теряем свое «я». В принципе, так и должно быть, потому что причиной нашего прихода в материальный мир явилось желание забыть о Высшей реальности: Кришне и о нашем положении по отношению к Нему. Ложное эго выполняет эту функцию.

Однако, потеряв свое «я», мы оказываемся в очень уязвимом положении. В чем же его уязвимость?

Ссылки:

[1] «Жизнь происходит из жизни», 12-я утренняя прогулка
[2] "Еще один шанс", Введение.
[3] Катха Упанишад (2.2.13): нитйо нитйанам четанаш четананам
[4] Анор анийан махато махийан (Катха-упанишад, 1.2.20)

 

Источник: http://www.vyasa.ru/philosophy/man/?id=214

Поделится в соц. cетях!26.03.2014 08:23