;


Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 
Отзывы читателей

Татьяна написал(а):
Благодарю за ваши исследования, они очень помогают жить и меняться. Около 20 лет читаю Ваши книги, но только недавно оценила лекции и семинары Сергея Николаевича. Быть может в книгах, которые сейчас издаются, делать приложение с рекомендованным списком лекций и семинаров по вопросам раскрытым в книгах? С уважением и благодарностью к вашему труду.

люба написал(а):
Сегодня с утра так тревожно. Я надеюсь, что это та самая тонкая чистка, после которой отменяются предательства и болезни).Радуюсь Тебе Господи, в каждом человеке, в каждой ситуации. Любви всем!

Светлана написал(а):
Спасибо огромное Вам Сергей Николаевич за ваши книги, они нужны людям, как воздух. Благодарна Богу, что привёл меня к вашим книгам. Читаю, пытаюсь изменять свой характер и мировоззрение в лучшую сторону, надеюсь получается))). Спасибо Вам огромное за вашу помощь людям. С благодарностью, Светлана.

Показать все отзывы

 “Хорошо” и “плохо” мы знаем с рождения

Среда 19 Фев. 2014

Долгое  время считалось, что человек, только появившись на свет, не видит  разницы между “плохими” и “хорошими” (с точки зрения окружающих их  взрослых) поступками. Однако недавно профессор психологии Пол Блум из Йельского университета (США) решил проверить на практике,  видят ли младенцы разницу между хорошим и плохим. И оказалось, что  действительно видят!

Принято считать, что сознание новорожденного является tabula rasa — чистым листом, а различные нравственные и морально-этические нормы прививаются нам в результате адаптации в обществе. А может, нравственность является врожденным свойством? Блум решил проанализировать этот вопрос в своей книге "Всего лишь младенцы: происхождение добра и зла".

Прежде чем написать книгу, ученый провел ряд экспериментов. Так он отслеживал реакцию детишек в возрасте до одного года на кукольные представления. Оказалось, что даже трехмесячные малыши безошибочно распознают положительных персонажей и смотрят на них дольше, тогда как отрицательные персонажи не вызывают у них интереса. В шесть месяцев дети тянут ручки к куклам, играющим роли положительных героев, а к годовалому возрасту стремятся наказать "плохих" персонажей…

Блум не ограничился исследованиями, посвященными детям. Он провел также ряд исследований, в которых участвовали уже взрослые представители разных культур, а также обратился к опыту философии и религии.

Исследователь пришел к выводу, что принцип "возлюби ближнего своего, как самого себя" действительно порожден эволюцией. Но в первую очередь, его интересовала проблема происхождения универсальной морали. Скажем, по мнению Дарвина, мораль является результатом группового отбора: ведь такие черты, как готовность к сотрудничеству и взаимодействию, способствуют выживаемости, тогда как те люди, кто привык тянуть одеяло на себя, в конце концов остаются без поддержки и погибают. На первый взгляд, гипотеза выглядит вполне логичной, но где доказательства того, что существуют группы, где все сотрудничают и взаимодействуют между собой? На практике везде встречаются эгоисты, думающие только о себе. Потому пришлось сделать уточнение: выживают те "команды", в которых "хорошие" члены наказывают "плохих".

И все же, можно ли дать однозначное определение понятию "нравственность"? Ведь это всегда категория относительная. Когда-то считалось правильным сжигать на кострах тех, кто подозревался в колдовстве. А сейчас это назвали бы не только безнравственным, но и жестоким… Поэтому, даже если маленький ребенок видит разницу между добряком и злодеем во время кукольного спектакля, это еще не свидетельствует о том, что он обладает врожденным представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. Здесь, как считает Пол Блум, может играть роль наша врожденная способность к эмпатии. Малыши просто подсознательно улавливают чужое настроение и выдают соответствующую реакцию. Точно так же они всего в возрасте нескольких дней могут отличать голос своей матери от других голосов или проявлять симпатию к людям, похожим на их родителей.

Например, если родители — белые, то дети отдают предпочтение представителям европеоидной расы. Если темнокожие, им могут нравиться люди с негроидными чертами. Но при этом, примерно к трем годам, ребенок спокойно воспринимает и представителей других рас, если они его окружают. Дело в том, что, чем сознательнее мы становимся, тем больше в нас растет понимание необходимости того, что надо строить отношения с окружающими, чтобы в случае чего чувствовать себя защищенными, говорит Блум.

Еще одно свойство морали — делить людей на "своих" и "чужих". Эту теорию подтвердили еще в 1954 году американские психологи Музафер Шериф и Генри Тайфель. Они разделили мальчиков в летнем лагере штата Оклахома на две группы. При этом все мальчики были белыми, их возраст составлял десять лет, а их семьи принадлежали к среднему классу.

В течение недели обе группы не общались между собой, и у них не было никакой информации друг о друге. Потом каждой группе сказали, что ее вот-вот объединят с другой. И тут началось! Представители обеих групп стали проявлять враждебность по отношению к "чужим", позволяли себе расистские высказывания в их адрес и даже пытались воровать вещи "чужаков" и портить их имущество. А ведь в сущности между теми и другими не было особых различий…

Вот способность различать "свое — чужое" можно назвать врожденной. Еще в раннем детстве мы делим окружающий мир на "знакомое" и "незнакомое", а также объединяемся с другими детьми, чтобы "дружить" против кого-то. И "добром" для нас являются те принципы поведения, которых придерживается наша "тусовка".

Кстати, эмпатия свойственна не только людям, но и животным, таким, как крысы или шимпанзе, утверждает профессор Блум. По всей вероятности, наши представления о добре и зле являются все же следствием инстинкта самосохранения.

Ирина Шлионская

12.11.2013

Источник: http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/12-11-2013/1181326-good_bad-0/

 

Поделится в соц. cетях!19.02.2014 05:49