Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 

Форсайт-проект как технология убийства будущего

Четверг, 06 Фев. 2014

Нужно быть очень бдительными, внимательно и заинтересованно разбираться, чтобы увидеть очередной бесстыдный подлог того или иного масштаба и, начав действовать, не допустить его. Постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Обычная школа «безопасная камера хранения для детей». Государство не должно участвовать в формировании высокообразованной нации, и вообще неплохо бы, чтобы оно самоустранилось. Делиться ученики будут на не на умных и ленивых, а богатых и бедных - прощайте, равенство и братство!

В августе 2013 года состоялось прелюбопытное мероприятие – Форсайт-флот. Два теплохода отплыли из Санкт-Петербурга по маршруту Кижи – Валаам – Санкт-Петербург. В течение восьми дней участники путешествия разрабатывали форсайт-проекты «Российское образование 2030», «Превентивная медицина», «Публичные пространства и городское искусство», а также «Форсайт компетенций 2030».

Для тех, кто пока не привык к навязываемым англицизмам поясним, что форсайт – это метод «проектирования» будущего в той или иной сфере. Впервые его начали использовать в сфере технологии, затем – в сфере бизнеса, а теперь вот и в общественно-политической сфере.

Организаторы и участники форсайт-флота

Кто же взял на себя труд по формированию новой, так сказать «продвинутой» реальности? Организаторами выступили Агентство стратегических инициатив, созданное по распоряжению Председателя Правительства РФ В. В. Путина в 2011 году и Российское управленческое сообщество, созданное на базе Общероссийского Координационного совета объединений участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Партнеры проекта – государственный университет Высшая школа экономики, а также ОАО «РВК», государственный фонд венчурных фондов, созданный Правительством РФ в 2006 году. Экспертами выступили представители вышеназванных организаций, а также госчиновники высокого ранга, деятели из Сколково и некоторые другие.

Надо сказать, что эксперты нынче стали очень востребованы. К примеру, при Правительстве РФ в августе 2012 года был сформирован Экспертный совет, куда вошло по опубликованным данным 200 человек. Этот еще один элемент Гражданского общества, являющийся базовой структурой проекта Открытое правительство, сформирован из уже знакомого нам контингента (эксперты Форсайт-флота): представители крупного бизнеса, представители Высшей школы экономики и Сколкова, а также единичными экземплярами типа Федора, сына Сергея Бондарчука и Степана, сына Александра Солженицына. Плюс главные редакторы «Литературной газеты» и «Искусства кино» и один учитель физики. И вот вся эта «лучшая часть» общества, наиболее граждански настроенная, печется о нас сирых, ночами не спит, все думает, как же лучше наладить «диалог» между властью и народом.

Во время проведения Форсайт-флота в выработке образа будущего по четырем направлениям принимали участие более 500 бизнесменов, чиновников, преподавателей, студентов, музыкантов и прочих креативно мыслящих слоев населения. На пресс-конференции по итогам Форсайт-флота Дмитрий Песков, член Экспертного Совета Правительства Российской Федерации, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив сказал: «Очень важно, что та стратегия, которая вырабатывалась на пароходе была общественной. Это совершенно новый тип общественного продукта, которого до сих пор практически не было в стране. У нас до сих пор считалось, что стратегия – это то, что пишет государство, или то, что делают компании ради своих коммерческих интересов. Сама возможность того, что общественные лидеры, бизнес и представители государства объединятся вместе ради формирования такой общественной стратегии, которая не требует прямого распределения государственных ресурсов, которая не требует включения иерархической модели управления, где сильные лидеры могут договариваться друг с другом и совместно реализовывать общую повестку – такого рода возможность не реализовывалась».

Напомним, что технология форсайта не является лишь простым способом «договориться» друг с другом успешных и креативных. Организаторы данного события отнюдь не являются лидерами общественных объединений, они являются порождением государственных же органов власти, достаточно взглянуть на историю создания АСИ и РУС. По данным журнала «Русский репортер» Агентство стратегических инициатив в течение нескольких лет разрабатывало форсайт-прогноз «Образование-2030». Приглашенные же на мероприятие представители креативного класса являются скорее и массовкой, и зрителями разыгрываемой «мистерии» по созданию образа будущего нашей страны.

Форсайт-проект «Российское образование 2030»

В декабре 2010 года подобный форсайт-проект «Детство 2030» должен был быть представлен на рассмотрение тогдашнего Президента РФ Дмитрия Медведева, но лишь усилиями родительской общественности, собравшейся на Форум в кинотеатре «Пушкинский» и выступившей против этой пакости, был остановлен. Нынешний форсайт «Российское образование 2030» в какой-то мере является наследником «Детства 2030». В какой-то, поскольку его создатели планируют с помощью образования изменить российское общество в соответствии с веяниями времени при помощи все тех же «Детских городов», «компетентного родительства» и изменения роли учителя и взрослого вообще.

Образованию буквально ставится условие: если оно хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно пересмотреть свои «константы» – например, принцип классно-урочной системы или деление на предметы. «Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» — считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030». Авторы форсайта проповедуют идею индивидуальной образовательной траектории и ничуть не стесняясь говорят о том, что обычная школа останется, но это будет «безопасная камера хранения для детей».

«А образование будущего представляется как эдакий конструктор, который ученик собирает самостоятельно. Допустим, умный подросток в 14 лет определяет, что ему в ближайший год нужно пройти углубленный курс ядерной физики, научиться играть на гитаре, изучить основы китайского языка, пройти краткий курс теории вероятности и попрактиковаться в проведении социологических исследований.

Обычная районная школа такой комплект вряд ли предоставит, но это не проблема — на дворе 2030 год и детали конструктора разбросаны по всему пространству: интернет, университеты (как свои, так и зарубежные), мультимедийные учебники, специализированные курсы, неформальные образовательные сообщества.

Конечно, для определения образовательной траектории одного желания ученика мало. Многие вообще выберут углубленный курс лежания на диване в качестве основного предмета. Чтобы эта система заработала, нужно многое: психологи-консультанты, персональные тъюторы, курсы повышения квалификации для родителей. Но ведь такое вполне реально». Это цитата из хвалебной статьи корреспондентов издания «Русский репортер», которые наряду с остальной «общественностью» «договаривались» о том, как они будут разрушать остатки советского образования. То есть государство по мнению прожектеров не должно участвовать в формировании высокообразованной нации, и вообще неплохо бы, чтобы оно самоустранилось. Государство сохранит только две функции: «удержание «базового уровня» (в логике социальной безопасности) и поддержка ограниченного числа «точек прорыва» в системе образования (которые зависят от экономико-политической стратегии государства)». Государству предписывается создание системы образования «двух коридоров». Надо думать, делиться ученики будут на не на умных и ленивых, а богатых и бедных. Прощайте, равенство и братство!

Еще одна новация – непрерывное образование в течение всей жизни. Постоянные изменения будет диктовать все время меняющийся рынок труда. Также пророчится несистемное образование по типу Lego-образования («человек, собери себя сам»). То есть учащийся сможет полностью собрать свою траекторию базового и профессионального образования и быть конкурентным даже без посещения школ и вузов. Широко вводимое уже сейчас портфолио ученика будет отображать все его «достижения» на протяжении учебы: дипломы, награды, сертификаты и прочее. Ожидается постепенный выход государства из образовательной сферы и напротив, вхождение в образовательную сферу негосударственных общественных организаций.

Авторы форсайта практически уверены: в ближайшие 7-10 лет широко распространится онлайн-педагогика, на рынок образовательных услуг придут международные провайдеры (Университет миллиардов), существенную роль в образовании будет играть игровая компонента (виртуализация).

Мы видим, как система образования трансформируется из механизма, сохраняющего и передающего от поколения к поколению культурное наследие общества, формирующего единое ценностное пространство, объединяющего общество для выполнения высоких задач, в инструмент атомизации, разрушения целостности общества, да и целостности вообще. Целостности сознания, целостности семьи, целостности страны и общества.

Краткий обзор остальных проектов форсайт-флота

Проект «Форсайт компетенций 2030» продолжает линию Форсайта образования. Он подразумевает изменение системы подготовки по рабочим специальностям и содержит рекомендации к созданию системы подготовки ремесленников. Большое внимание уделяется таким специальностям, как инженер, экономист, управленец. Предлагается заменить ФГОС и федеральные профессиональные стандарты на глобальные модели компетенций (по образцу World Skills) в тех отраслях, которые требуют постоянного обновления технологий и встроены в глобальную производственную практику.

Форсайт «Превентивная медицина» фокусирует внимание на активном долголетии человека. Человеку предлагается привить культуру ответственности за свое тело. Авторы замахнулись аж на бессмертие! Особенно любопытно изменение парадигмы «Деньги – Товар – Деньги» на парадигму «Здоровье – Деятельность – Здоровье». Что бы это значило? Здоровье человека становится как бы идолом, предметом служения, всеобщей ценностью, утверждение которой регламентируется государством. Надо сказать, что в российских школах уже сейчас ведется активная работа в этом направлении. С 2010 года повсеместно внедрены так называемые Кабинеты здоровья и ведется соответствующая работа с детьми от 1 до 11 классов. Один из лозунгов работы кабинета – «Быть здоровым – значит быть успешным!»

Для того, чтобы активным долгожителям комфортно было проживать свою жизнь, у авторов Форсайта «Публичное пространство и городское искусство» предусмотрено становление городов как пространств для роста продолжительности жизни до 100-120 лет (за счет повышения экологичности, снижения уровня стресса, новых практик здравоохранения и др). При этом прогнозируется тотальное вымирание городов, не нашедших своего предназначения. Чтобы этого не произошло, предлагается объединение городских сообществ для выработки и реализации миссии (предназначения) города (город-завод, город-музей, город-фестиваль, город здоровья и т. п.). Еще одна любопытная деталь: повсеместное проникновение цифровых решений (оцифровывание пространства, деятельности и персональных данных).

Резюме автора

Авторы проектов ловко совершают подмену причин и следствий. На сайте, посвященном Форсайт-флоту, мы читаем: «На дальнем горизонте основным вызовом для России и глобального сообщества является радикальное изменение наших представлений о культурных нормах и этических основаниях вследствие распространения новых технологий. В частности, происходящая на наших глазах революция в области наук о жизни (в т. ч. в генетике и нейрофизиологии) и в информационных науках в течение жизни одного поколения может создать явления сверх-высокой продолжительности жизни, синтетической жизни, людей-киборгов, искусственных личностей человеческого уровня – и многие другие (пока фантастические, но уже довольно близкие к реализации) технологические решения». Отсюда становится понятным, почему так общедоступна (то есть бесплатна) высокотехнологичная медицинская помощь, при том, что нехватка педиатров в районных поликлиниках достигает 70 %. Сверхзадача – усовершенствование технологий для продления жизни. Разрушился сустав – новый поставим! Сердечко барахлит – искусственный мотор заведем! А вырастить здоровым новое поколение – цели такой не стоит. Напротив, молодым родителям сейчас внушается мысль, что здоровых детей в наше время практически нет.

Что это означает? А то, что у нас на глазах искусственно моделируется новая аксиологическая (ценностная) реальность, соответствующая тому человеку, которого по кальке западных «креаторов» моделирует наша продвинутая творческая и научная псевдо-элита. Тому «новому человеку», который существует наравне со всеми этими киборгами, вечноживущими старцами, синтетической жизнью, и, по существу, уже не является человеком традиционного образца. Для такого человека мало нового тела, ему нужна и душа нового типа. Вам не кажется, что где-то мы уже слышали подобное? Все это хомо-конструирование очень напоминает проект под названием «сверхчеловек», знакомый нам по разработкам середины ХХ века в основном немецкого образца... Но это так, на уровне ассоциаций.

Таким образом, слом культурного ядра – всего лишь одна из целей «экспертов», так сказать, второстепенная. Основная же – прорисовать детально пост-человечество, в формировании которого играет наиглавнейшую роль освобожденное от государственной опеки образование. Для достижения именно этой цели затевались «массовые катания» на теплоходах «Маяковский» и «Коротков».

Елена Козлова, РВС, "Суть времени", Тверь.

09.01.2014

Источник

По ту сторону семьи. Форсайт-проект «Детство-2030», часть III

Внутри российского павильона на выставке ЭКСПО-2010.

Завершает описание перспектив будущего детства в «дорожной карте» форсайт-проекта вывод о необходимости создания структуры, которая будет управлять детством в России и решать судьбы детей и родителей – «Комитета детства».

Итак, детство рассматривается как публичное дело, семейно-приватная сфера отодвигается (и даже исключается) как устаревшая. Роль государства в том, чтобы установить и обеспечить юридические нормы для реализации этого проекта. Ведущая же роль – у сверхоргана «Комитет детства» (подобная схема и в проталкиваемых последних законах по ювенальной юстиции).

Однако в «отсталой» России все эти технологические, да и идеологические чудеса будущего прививаются крайне медленно и плохо, печалятся авторы проекта. Вместо продвинутых образцов устройства детства все еще существуют остатки «традиционализма». В России «детей всячески ограждают от мира взрослых» (от зла, ложных ценностей, разврата, наркотиков – и тем самым нарушают права ребенка), «что приводит к развитию иждивенчества и воспроизводству маргинального слоя, а не к его социализации...».

Но это отнюдь не означает, что вышеописанная «антиутопия» не внедряется в нашу жизнь. Еще как внедряется!

Внедрение началось с высокого международного уровня – презентацией проекта в Шанхае на выставке «ЭКСПО-2010». Выставка была посвящена будущему городов, развитию городской среды. Презентация именно форсайт-проекта «Детство 2030» не могла быть случайной. Скорее, символичной (о символах и образах – ниже). Тем более что она была приурочена к российскому Дню защиты детей 1 июня 2010 года.

В течение нескольких месяцев работы российский павильон проводил конференции и семинары с демонстрацией технологий по включению детей в организацию жизни в городах и сопутствующих средах с обучающими чипами. Итогом этих мероприятий должны были стать предложения для Национального плана действий в интересах детей, рекомендации главам государств и правительств по принятию национальных стратегий в области детства. И в первую очередь, для России как пилотной площадки. Презентация проекта на столь высоком уровне давала особые возможности для продвижения.

Инновационная «конкурентоспособность» России была представлена и развернута в фантастических джунглях, назойливо отсылающих к блокбастеру «Аватар»: тут и грибы-мутанты, и странные цветы, на потолке сквозь сумрак павильона проглядывал лунный кратер и космический корабль «Союз». По оценке одной из китайских газет, это было похоже на «гибрид нуждающегося в средствах технического музея с парком аттракционов уездного города». Автор дизайна – Борис Краснов (постановщик концертов Пугачевой).

Но китайцев более всего поразило и даже повергло в шок то, что в качестве виртуального гида выступал носовский Незнайка. В Китае, где трепетно относятся к знаниям, человек, который «не знает» – либо нерадивый, либо безнадежно глупый ученик. Когда при посещении павильона России глава КНР Ху Цзиньтао задал прямой вопрос: «Правда ли, что Незнайка переводится как «маленький невежда», то даже его помощники пытались дать щадящий перевод имени, как «ищущий знания». В итоге, на второй этаже экспозиции, где царил Незнайка, Ху Цзиньтао не пошел, а СМИ писали, что Россия «потеряла лицо».

Китайцы даже предлагали нашим заменить Незнайку, презентующего инновационную медведевскую Россию, на Знайку, но устроители отказались. Очевидно, Знайка никоим образом не соответствовал их замыслу.

В результате Незнайка всё же был удален, но место его заняли... Смешарики. (О воздействии образов Смешариков на наших детей см. статью «Беспризорники в нашем доме» в третьем номере газеты «Суть времени». Добавим лишь, что художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров – популяризатор и эксперт форсайт-проекта).

Эксперты объясняли, что обилие художественных образов на Шанхайской выставке, фильмов, скульптур, музыки и уход на второй план технических достижений фиксирует завершение индустриальной эпохи. Что в постиндустриальном мире власть будет у тех, кто сможет лучше формировать, поддерживать и продвигать самый привлекательный образ будущего для всех цивилизаций. И ЭКСПО-2010 якобы «наглядно зафиксировала не просто конкуренцию, а настоящую схватку образов – передовую линию «войны смыслов». А победители в «войне смыслов» – якобы так же, как на Ялтинской конференции 1945 года, – договорятся о геополитических параметрах нового мира, о том, каким будет миропорядок на Земле. Что ж, нашему теляти, да волка б съесть!

Китайский павильон был построен в форме перевёрнутой пирамиды, как грандиозный храм, держащий небо. У китайцев нет Бога, а есть Небо. Центральной же темой эпического фильма, транслируемого в китайском павильоне, был гимн труду. Героизация и воспевание трудового порыва и трудового подвига адресовали к истории СССР 30-х годов, к первым пятилеткам.

Американский павильон был представлен в виде нефтеналивного танкера. В нем демонстрировалось три фильма. В первом – американцы пытаются произносить приветствия по-китайски, для снятия психологического барьера между культурами. Во втором – Барак Обама, Хилари Клинтон и много детей, в том числе маленьких китайцев. В третьем фильме девочка пытается благоустроить двор между бетонными стенами домов. Вначале неудачно, но потом к ней присоединяется пожилая китаянка, чуть позже сосед с семитскими чертами лица. Возникает сад. Посаженные цветы соответствуют архетипическим цветам в сознании китайцев. Цветы вдохновляют других соседей присоединиться к благоустройству. Последним присоединяется накачанный англосакс, без которого никак не может быть сдвинута тяжелая плита. Так постепенно расцвел этот садик, затем другие, и далее – весь город. Что, конечно, не произошло бы без американца. То есть, американцы, в отличие от русских, учли образную символику, близкую китайцам и подчеркнули значимость своей цивилизационной модели.

Образ будущего, предложенный Россией, в этом контексте вышел крайне неприглядным. Фактически Россия предлагала остальному миру купить ее детей, а Незнайка (непонятый, оторванный от советского контекста) был воспринят как символ отказа от стремления к знаниям, то есть безбудущности. И, конечно, круглые и пустые Смешарики, не имеющие никаких связей с Россией, никак не могли спасти ситуацию.

Почему мы так подробно об этом говорим? Потому что страны с развитым инстинктом будущего не намерены продавать своих детей, но, напротив, готовы покупать себе будущее остального человечества. А Россия, презентующая такое бесстыдство, демонстрирует лишь свое падение и слабость.

Понимают ли это авторы форсайт-проекта? Думается, что понимают.

Хотя неуспех на Шанхайской выставке продемонстрировал несостоятельность авторов проекта «детства будущего», тем не менее, 27 декабря 2010 года, под Новый год, на заседании Государственного Совета и Комиссии при Президенте РФ по национальным проектам должен был рассматриваться вопрос о модернизации государственной семейной политики и… форсайт-проект «Детство 2030».

Но буквально накануне, 22 декабря, в Москве в кинотеатре «Пушкинский» собрался – Первый Всероссийский родительский форум «Спасем семью – спасем Россию!», который выступил против изменения прежней семейной политики государства. Массово слались телеграммы президенту. И, о чудо, под давлением общественности впервые за всю историю Госсовета повестка дня была изменена, продвижение форсайт-проекта приостановлено.

Тогда авторы и лоббисты проекта пошли другим путем, четко используя технологии форсайт-проекта. В чем механизм работы форсайт-проектов? Чтобы «делать будущее», надо изменить «косное» общественное сознание, воздействуя на ту критическую часть общества, которая мешает продвижению проекта. Поскольку родители (родительские комитеты) очень эффективно торпедировали проект, то занялись именно ими.

В марте 2011 года вдруг возникла договоренность председателя Всероссийского родительского собрания В.Ш.Неталиева с идеологом-методологом форсайт-проекта С.В.Поповым о заказе – Попову ! – якобы альтернативного проекта «Детство 2030 плюс». Ну просто буквально по «Сказке о глупом мышонке», где мышка-мать стала кошку в няньки звать.

Договоренность завершилась большим семинаром с погружением для православных родителей. По признанию участника семинара врача-психотерапевта В.Боровских, «методологи учили мыслить не так, как мы привыкли. ... Методологи способны расписать чётко и по направлениям, как, когда и что нужно делать и какими средствами нужно пользоваться для этого, чтобы мы могли максимально подготовить общество к тому, что сейчас происходит... В первую очередь, изменить себя... Мы должны, как говорят методологи, совершить апгрейд – обновление. У нас сохранился советский менталитет, при котором мы не умеем жить самостоятельно, с полной ответственностью за свою жизнь». То есть методологи очень умело «повернули мозги» родителям, сумев доказать им, что это не форсайт-проект бесчеловечен, а они сами недостаточно развиты для его понимания, и заложили программу для дальнейшей работы в родительской среде.

Однако не все родители согласились на «апгрейд». То, что новый проект является отнюдь не альтернативным проектом, а подлогом, блестяще и профессионально доказали директор Общественного центра правовых экспертиз О.Леткова («Анализ форсайт-проекта «Детство 2030 плюс»), общественная экспертиза Родительского комитета и многие другие. Не поддержал идею «Форсайт плюс» и II Всероссийский родительский форум.

Тогда родительскую общественность попытались использовать для протаскивания отдельных ювенальных законов. Так, 11мая 2011 г. в Общественной палате на круглом столе «Подготовка просвещенных родителей: проблемы и перспективы» (с участием все тех же А.Ф.Радченко, С.В.Попова, президента благотворительного фонда «Мое поколение» В.Е.Лебедева) опять была поднята тема изменения статуса семьи в Семейном кодексе. Предлагалось приравнять семейное воспитание к другим видам воспитания (дошкольного, школьного и т.п.), что давало возможность правового закрепления изъятия детей у «некомпетентных родителей» и передачи их в воспитательные сообщества. И опять имел место прямой подлог: категорическое несогласие, высказанное рядом членов АРКС по вопросу «просвещенного родительства», в резолюции обернулось «общем согласием». Что вновь было замечено родительской общественностью.

К 2012 году тактика проталкивания ювенальных законов стала совсем простой – из рук в руки высокопоставленным лицам. Так, 1 июня 2012 года президент Путин подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.», проект которого буквально накануне, без всякого обсуждения, представила глава СФ В.Матвиенко – третье лицо в государстве. Главным аргументом подписания Указа выступала настоятельная рекомендация Совета Европы принять стратегию.

Напор проектировщиков форсайт-детства не ослабевает, меняется лишь тактика. Явочным порядком, без всякого обсуждения, в ряде российских педвузов и университетов уже читается программа «Детство 2030». В институтах массово готовят специалистов для органов опеки. На региональном уровне протаскиваются «Стратегии действий в интересах детей на 2012–2017гг». Из документов и выступлений исчезают дискредитировавшие себя понятия (та же «ювенальная юстиция») и заменяются иными словами, отсылающими к привычным советским, православным, традиционным представлениям.

И нужно быть очень бдительными, внимательно и заинтересованно разбираться, чтобы увидеть очередной бесстыдный подлог того или иного масштаба и, начав действовать, не допустить его.

Теперь обсуждается новый «Форсайт-проект», уже 2050 года, с генетическим моделированием ребенка, с чипами в мозгу и с подчинением компьютерам. Это выдается за объективную данность, сопротивляться которой бессмысленно, за поступь научно-технического прогресса. А.Радченко убеждает: «Чипизация мозга – это вопрос времени. И хотим мы того или нет, в недалеком будущем это станет частью нашей жизни... Условно говоря, пришла зима – надели шубы, пришла чипизация мозга – надо быть к этому готовыми».

Так к чему мы должны быть готовы? К сну под колыбельную «няни-кошки» о техногенном счастье?

Или к пониманию ведущейся против нас глобальной войны на уничтожение – наших детей, нашего будущего и будущего всего мира? Войны не на жизнь, а на смерть.

Вера Сорокина

17.01.2013

 

Поделится в соц. cетях!06.02.2014 04:34