;


Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 
Отзывы читателей

Татьяна написал(а):
Благодарю за ваши исследования, они очень помогают жить и меняться. Около 20 лет читаю Ваши книги, но только недавно оценила лекции и семинары Сергея Николаевича. Быть может в книгах, которые сейчас издаются, делать приложение с рекомендованным списком лекций и семинаров по вопросам раскрытым в книгах? С уважением и благодарностью к вашему труду.

люба написал(а):
Сегодня с утра так тревожно. Я надеюсь, что это та самая тонкая чистка, после которой отменяются предательства и болезни).Радуюсь Тебе Господи, в каждом человеке, в каждой ситуации. Любви всем!

Светлана написал(а):
Спасибо огромное Вам Сергей Николаевич за ваши книги, они нужны людям, как воздух. Благодарна Богу, что привёл меня к вашим книгам. Читаю, пытаюсь изменять свой характер и мировоззрение в лучшую сторону, надеюсь получается))). Спасибо Вам огромное за вашу помощь людям. С благодарностью, Светлана.

Показать все отзывы

Три метода познания мира

Понедельник, 28 Окт. 2013

Каким образом мы познаем окружающий нас мир? Ребенок в детстве задает вопросы родителям и школьным учителям.  Взрослые люди проводят различные исследования и затем обдумывают полученную информацию, проводят научные конференции, читают книги и журналы, смотрят телевизор и т. д. Таким образом, существует множество путей обретения знания. Каковы же их недостатки?

Согласно ведической науке методы познания мира сводятся к трем способам: пратъякша, анумана и шабда.

1. Пратъякша - непосредственное восприятие при помощи чувств и ума.

2. Анумана - логический вывод на основе обобщенного опыта.

3. Шабда - получение знания посредством слушания из авторитетного источника.

4. Апаурушея - непогрешимый, трансцендентный к материальному миру (ШБ 3.26.33 комм; ШБ 4.2.31 комм.).

Чувственный опыт (пратьякша)

Пратьякша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств - видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов.

Получив, таким образом, информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное.

Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.

Недостатками пратьякши являются: 

а) 4 недостатка, свойственных обусловленной душе ;

б) ограниченность настоящим временем.

Причина, по которой мы не можем осознать Абсолютную истину, прибегая к помощи грубых материальных чувств, состоит в том, что существуют четыре несовершенства:

1) склонность совершать ошибки

Трудность, сопровождающая чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать ошибки. Наука со всем её бурным успехом с самого начала делала крайне неправильные выводы: электричество и теплота считались жидкостями, мозг - органом, охлаждающим кровь, звёзды - отверстиями в хрустальном небосводе и т.д. Поэтому прогресс в науке означает: опровержение прежней, ошибочной идеи и предложение новой столь же ошибочной, которую тоже рано или поздно придётся пересмотреть.

2)  склонность впадать в иллюзию

При одной и той же температуре газированная вода кажется нам холоднее обычной. Если мы попробуем апельсин сразу после ложки сахара, он покажется нам кислым. Но после лимона апельсин кажется сладким.

3)  склонность обманывать

Людям свойственно ошибаться, так гласит народная мудрость. Но, к сожалению, люди часто выходят за рамки невинных ошибок и откровенно пропагандируют ложь, распространяют заведомо ложную информацию.

4)  несовершенство чувств

Несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания. Это хорошо видно на примере с Солнцем: мы видим Солнце как небольшой желтый диск размером с монету, хотя на самом деле оно гораздо больше нашей Земли. То, что мы видим Солнце таким образом, — это ограниченное восприятие или искажённое?

Нужно понимать, что восприятие — это результат деятельности не только чувств, но также ума и разума.

Человеку, стоящему на крыше высотного здания, люди внизу могут казаться не больше муравьёв, но при этом, учитывая весь накопленный им ранее опыт, человек может понимать, что эти люди примерно такого же роста, как и он сам. Тот, кто понимает, что такое угловой размер, не будет сбит с толку кажущейся малостью удалённых предметов, и его видение солнца будет скорее ограниченным, а не искажённым.

Механизм функционирования наших органов чувств определяется законами физики — законами материального мира, сотворённого Господом.

Например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной. Но она и должна казаться такой — по законам физики. То же самое можно сказать и о других оптических иллюзиях, примеров которых множество. Исследуя объекты материального мира, человек с помощью разума может корректировать и обобщать информацию, получаемую с помощью чувств.

Таким образом, картинку, наш разум рисует в уме на основе информации, поступающей от чувств, ограниченным отражением действительности, в котором также возможно присутствие различных искажений, зависящих от того, как работает наш разум, а также от наличия тех или иных отклонений в работе самих чувств (например, случаи нарушения цветовосприятия).

Несовершенство чувств — иллюстрация двойственности материального мира. Образ предмета, который мы видим в своём уме, отличается от самого предмета.

Но в духовном мире наши чувства совершенны: воспринимаемый чистой душой образ и сам предмет — одно и то же.

Логический вывод (анумана)

Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл.

Недостатками ануманы являются:

а) получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши;

б) бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума.

Итак, непо­сред­­ствен­ный опыт несовер­ше­нен. Поэтому, чтобы больше узнать о Солнце, мы должны читать книги. Это индуктивный метод, гипотеза: "Это может быть так… ".

Например, согласно теории Дар­вина, "это может быть так, а то может быть еще как-нибудь", но это не наука. Это всего лишь пред­­по­ложение, и оно также несовершенно.

Авторититетный источник (шабда)

Одна­ко знание, полученное из авторитетного источ­ни­ка, совершенно. Если у вас есть программа радио­пе­редач, выпущен­ная радио­­станцией, вы прини­маете ее. Вы не оспариваете ее, вам ни к чему проводить эксперименты, потому что она получена из надежного источника.

Трансцен­дентное знание приходит из-за пределов вселенной. Знание, доступное в этой вселенной, – это мате­ри­аль­ное знание, а знание за ее пределами – трансцендентное знание. Нам не под силу достичь границ даже этой вселенной, не говоря уже о духовном мире. Следовательно, обрести полное знание невозможно.

Шабда означает «то. что услышано»! Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий - мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная  сложность здесь состоит в том, чтобы убедиться  в достоверности источника. Что касается относительного материального знания - мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых, сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей.

Шабда или шрути относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, исходящего из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным).

Звук может быть не только абсолютным и полностью достойным доверия. Доступ к апаурушея-шабде мы имеем лишь тогда, когда его источник связан с Верховной Личностью Бога. Немаловажно также то, что воспринимающий это знание, должен быть свободным от склонности искажать это знание, приспосабливая его под свои материальные желания (ШБ 3.26.32 ком.).

Способность доверять авторитетному звуку приходит по мере обретения знания об источниках, достойных доверия, и обретения практического опыта руководства этим знанием в своей жизни.

Таким образом, человек использует свои чувства и ум в процессе развития веры в шабду. Преданный, обладающий чистым сознанием и реализованным знанием об Верховной Абсолютной Истине как причине всех причин, легко доверяет шабде. Материалист, привыкший доверять своему уму и чувствам, не способен доверять шабде.

Шабда - это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации - тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника.

И, чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Господь, Верховная Абсолютная Истина.

Он раскрывает нам Себя через:

гуру (духовный учитель);

шастры (Священные Писания) (ШБ 3.12.47; ШБ 4.24.40);

садху (духовный наставник) (ШБ 3.26.33)

Два метода знания

В материальном мире существуют два метода получения знания - индуктивный и дедуктивный.

Индуктивный метод (восходящий) означает не принимать авторитетные суждения, а пытаться дойти до истины в результате собственных усилий или размышлений.

Например: как вы можете выяснить, кто ваш отец? Если пытаться установить личность своего отца, просто спрашивая у каждого мужчины, не является ли он нашим отцом, то к истинному выводу мы вероятнее всего не придем (индуктивный метод пратъякши и ануманы).

Дедуктивный (нисходящий) метод - означает принять авторитет кого-либо и узнать правду, задавая ему вопросы.

Например: если мы хотим узнать, кто наш отец, мы должны признать авторитет своей матери в этом вопросе. Точно так же, если мы хотим узнать что-то, выходящее за рамки нашего опыта и чувственного восприятия, за рамки экспериментальных данных, мы должны принять Веды.

Разумно принять ведическое знание, выбрав дедуктивный (нисходящий) метод - шабда - слушание из авторитетного источника.

Если мы хотим познать истину собственными усилиями, опираясь на своё несовершенное, чувственное восприятие, мы никогда не придём к верным заключениям.

 

Таблица «Три метода познания мира и их недостатки»

Название метода Определение Недостатки, ограничения
Пратьякша  Чувственный опыт. Непосредственное восприятие при помощи чувств и ума.

 1. Четыре недостатка обусловленной души:

склонность совершать ошибки;

склонность впадать в иллюзию;

склонность обманывать;

несовершенство чувств;

 2. Ограниченность настоящим  временем.

Анумана  Логический вывод на основе обобщённого опыта.

1. Получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши.

2. Бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума.

Шабда или шрути  Получение знания посредством слушания авторитетного источника.

 Относится к абсолютному знанию, полученно­му из авторитетного, достойного абсолют­ного доверия источника.

 Конечным источни­ком этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным).

 В этом мире Господь проявляет себя через три источника:

гуру (духовный учитель),

шастры (Священные Писания),

садху (духовный наставник).

По материалам: vasudeva.ru, haribol.ru

Поделится в соц. cетях!28.10.2013 12:47