Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 
Отзывы читателей

Олег Лавринович написал(а):
Уважаемый Сергей Николаевич! Спасибо большущее за последние книги! Очень легко читаются,несмотря на серьёзную информацию. "Встреча науки и религии" вызвала особенно сильные ощущения, а "Выздоровление души" поразила своей текучестью и структурированностью информации. Похоже, появился шанс на спасение даже при той напряжённости, которая сейчас витает в мире, и уже не так важно, что произойдёт, важно вот это чувство, которым пронизаны эти книги. Успехов Вам и здоровья, а также людям, помогающим Вам!

Гость написал(а):
С детства чувствовала себя на этой земле как будто в ссылке. Росла, ощущая ужасную пустоту в душе и невыразимую тоску по тем возможностям и способностям, которые имела в прошлых жизнях, ведь помнила их целыми кусками... Чем только не увлекалась, чем только не пыталась заглушить бессмысленность своего бытия... Спасибо за ответ, который я нашла в Ваших книгах и за душевный покой, который обрела спустя 30 лет душевных мук и метаний. Скоро уже 3 года, как ваши книги изменили мою жизнь, научив меня что есть что-то прекраснее моих самых смелых ожиданий, самых сверхъестественных способностей –ЛЮБОВЬ! Благодаря Вам научилась жить любовью, любить этот мир, любить все и всех такими, как есть. Я до сих пор не знаю, жизнь на этой земле – это ссылка или просто передышка. Да это уже и не важно, потому что каждый новый день – это счастье, я учусь любить, расту, помогаю людям, а они помогают мне увидеть Божественную любовь и многогранность во всем. Спасибочки:) Любви Вам!

Гость написал(а):
Читаю новую книгу "Выздоровление души", и хотя добралась пока только до половины, не могу удержаться от слов благодарности и восхищения! Эта книга – удивительное сочетание простоты и глубины. До этих пор такие ощущения у меня вызывала только Библия :) Сергей Николаевич не раз предупреждал, что его книги не беллетристика, и не стоит дарить их всем подряд, потому как последующая чистка может стать весьма неприятным сюрпризом. Но, если уж чувствуете побуждение "благословить" кого-то и познакомить с трудами С.Н., то "Выздоровление души" – идеальный вариант! Вся суть многолетних исследований и открытий просто, понятно и буквально пронизано любовью! Спасибо Вам, родные!

Показать все отзывы

Рожденные в СССР / Born In The USSR (Сергей Мирошниченко) [1991-2012, Документальный сериал] [видео]

 

Фильм - исследование. Масштабный проект британских и русских кинематографистов. Сергей Мирошниченко отобрал для фильма 20 семилетних детей из разных уголков СССР разного социального статуса. Через каждые семь лет режиссер снимал новый фильм с уже повзрослевшими героями, прослеживая таким образом их взросление и изменения в среде их существования. Их спрашивали о Боге, о нравственности, о мировоззрении. Причина и следствие. Посмотрите, как в зависимости от их мировоззрения, установок родителей менялись их судьбы, что они обретали, а что теряли. ДК на практике! Рекомендуется для общесемейного просмотра всем категориям возрастов, начиная с десятилетнего возраста.

Год выпуска: 1991-2012 

Страна: Россия, Великобритания

Жанр: Документальный сериал

Продолжительность: 01:05:20 + 01:29:10 + 01:35:39 + 01:19:54 + 01:44:54 + 01:45:10

Перевод: Не требуется

Режиссер: Сергей Мирошниченко

Описание: Фильм «Рожденные в СССР» - это сериал. Да-да, это самый настоящий сериал.

И создан он по аналогии подобных фильмов-сериалов «Up Series», придуманных и реализованных британской компанией «Granada Television».

В Великобритании самый первый фильм, первая серия которого вышла в 1964 году, называлась Seven Up. То есть в фильме участвовали дети семилетнего возраста. 

Спустя семь лет, авторы фильма сняли вторую серию - 7 Plus Seven (14 лет). И так каждые семь лет выходила новая серия этого сериала.

В 2012 году вышла на сегодняшний день последняя серия – «56 Up». То есть актерам этого фильма исполнилось по 56 лет. В планах телекомпании продолжать снимать этот фильм до тех пор, пока актерам не исполнится 70 лет. Хотя, некоторые считают, что в случае успеха этот фильм будут снимать вплоть до смерти основных актеров фильма.

История фильма «Рожденные в СССР» начинается с создания британской телекомпанией «Granada Television» английского прототипа – фильма «Up». В английской версии фильма, в которой снимались английские дети с 7-ми летнего возраста, также показаны судьбы разных детей, как по классовому состоянию, по расовому признаку, так и по мировоззрению.

А в 1989 году продюсеры из «Granada Television» предложили советскому кинорежиссеру-документалисту Сергею Мирошниченко снять советский вариант этого фильма. Для того времени это был поистине масштабный британско-советский проект.

Для съемок фильма были отобраны 20 детей семилетнего возраста, проживавших в разных республиках СССР. Все они были разных национальностей, все были разного социального и культурного уровня. Кто-то был беженцем, а кто-то жил в Москве в Доме на Набережной.

Отличная серия фильмов, о настоящей жизни. Какими бы ни были художественные фильмы — в них намерено скомпилированы различные события, поступки людей, чтобы донести некую мысль до зрителя.

А в этих фильмах можно видеть саму жизнь, настоящую. Сумбурность, непредсказуемость, разнообразие, холодность и безразличие судьбы. 

Каждый человек по-своему мудр, но ни один не знает на самом деле как лучше прожить отпущенное ему время, а это и есть свойство жизни. Фильм показывает ценность своего личного пути и неважной какой он. 

Очень богатый на выводы сериал, каждый может найти в нем что-то значимое для себя.

Сергей Мирошниченко о проекте «Рожденные в СССР» в интервью Русской службе BBC:  

«У каждого фильма есть своя концепция. В первой серии нам удалось через детей показать состояние родителей — самое удивительное, что становилось понятно, что родители этих детей уже понимали, что происходит. Что идея СССР умерла. У меня там был такой грузинский мальчик, который в 7 лет говорил: «не люблю я всех этих президентов, этих лениных, депутатов…».

Ясно было, что уже начинались национальные противоречия, и нам удалось показать те трещинки, которые возникали внутри страны. И через детей мы показали, что вместе со страной, к сожалению, умирало и братство народов. Наш второй фильм о том, что у ребенка в 14 лет, несмотря на политические или экономические потрясения, происходящие вокруг, этот возраст — время первой любви. И время потери родителей как постоянной непререкаемой константы.

У каждого человека в 14 лет начинается отрыв от семьи, и практически у каждого бывает первая любовь. Почему именно этот фильм оказался таким успешным? Почему мы получили Эмми? Да потому что люди смотрели, что да — раскол, ужас, стрельба, убийства — но в обычном человеке все равно живёт стремление к любви. А третий фильм я делал о выборе пути.

В 21 год человек задумывается о том, кем ему быть. И мы показываем, как молодые люди смотрят в будущее, и что они хотели бы сделать в жизни. И, конечно, я сделал пацифистское кино! Я не люблю войну, и я сделал картину о том, что жизнь человека — самая большая ценность».

Культурная антропология на экране

Официально классовой системы в СССР не было, и для советской версии «Семи лет спустя» нужен был другой лейтмотив. В 1989 году сверхдержава находилась на грани необратимых перемен: британские телевизионщики, профессиональным чутьем уловившие грядущие политические и социальные катаклизмы, решили сфокусировать проект на диковинках советской демографии.

«Продюсеры велели мне выбрать несколько точек на карте СССР. Кроме обязательных Москвы и Ленинграда, я решила сосредоточиться на Прибалтике, Кавказе и Средней Азии», - вспоминает продюсер Джемма Джапп.

«Уникальность модели «7 лет» состоит в том, что сквозь жизнь заурядных героев на экран проступают исторические реалии и социальная политика целого государства», - считает Джапп. Приступая к работе над первым советским проектом серии, британские кинематографисты надеялись разглядеть сквозь внешнее однообразие жизни типичных представителей homo soveticus, индивидуальные признаки национальных, территориальных и клановых социумов.

Уходящая натура

Когда география проекта была определена, продюсеры отправились в СССР встречаться с режиссером - их предложение принял молодой документалист из Свердловска, Сергей Мирошниченко.

Восходящая звезда советской документалистики, обладатель гран-при в Оберхаузене и национальной кинопремии «Ника», Мирошниченко подходил на должность еще и потому, что у него уже было двое детей. По мнению генеральных продюсеров серии, Майкла Аптеда и Клер Льюис, работать с семилетними детьми на таком сложном и экспериментальном проекте мог только человек, обладавший личным опытом отцовства.

В поисках героев и сюжетов для первой картины «Рожденные в СССР (семилетние)» Сергей Мирошниченко и Джемма Джапп проехали от Литвы до Киргизстана, побывали в Грузии, на Урале, в среднерусских деревнях и сибирских крупных городах. В школах, детских домах и типичных советских семьях кинематографисты провели тысячи встреч.

«Мне важно было, чтобы ребенок, отвечая на вопрос, смотрел мне прямо в глаза и говорил осмысленно», - вспоминает режиссер Сергей Мирошниченко. По словам Мирошниченко, ему также хотелось включить в палитру персонажей детей с разным материальным достатком - от наследников советской элиты до деревенских ребят.

Реакции родителей, чьи дети получили приглашение пожизненно сниматься в совместном советско-британском проекте, трудно было прогнозировать.

«В Киргизстане, например, родители одного мальчика так хотели, чтобы он снимался, что обманули нас - мы выбрали его и уже приехали на съемки, но потом оказалось, что ему не 7 лет, а 10! А некоторые люди, наоборот, относились настороженно - все-таки проект был совместный, а времена еще советские. Боялись быть втянутыми в историю, связанную с заграницей. Но я всех убедил!» - рассказывает Сергей Мирошниченко. По словам режиссера, очень сложно было добиться согласия на съемку от администрации детского дома в Иркутске, где жил один из героев, Андрей.

Англичанка Джемма Джапп во время своего первого кинопутешествия по СССР успела сполна приобщиться к феномену советской унифицированности.

«На съемках мы жили в городских гостиницах и ужинали в лучших, часто единственных в городе, гостиничных ресторанах. Так вот - мне казалось, что и в Бишкеке, и в Иркутске, и в Ярославле - в ресторанах сидели одни и те же люди, играла одна и та же музыка и подавали одну и ту же еду! И куда бы вы не летели самолетом «Аэрофлота», в какую бы дальнюю точку СССР - меню на всех рейсах было одинаковое!» - смеется Джемма Джапп.

Самые разные дети вошли в этот фильм:

киргизский мальчик,

русская девочка из Алма-Аты,

литовский мальчик,

грузинский мальчик,

русский мальчик-беженец из Азербайджана,

русская девочка-вундеркинд из Литвы,

дочь деревенского священника,

ее сверстник - мальчик из этой же деревни,

умненькая девочка из Ленинграда,

близнецы-двойняшки из Ленинграда,

ребенок из детдома,

девочка с Байкала,

русская девочка из Грузии,

2 семилетних москвича,

две подружки из Ленинграда,

двойняшки - брат с сестрой, уезжающие из Свердловска в Израиль (так, во время отъезда их и снимали - сначала в Свердловске, на вокзале, потом в Москве - в Шереметьево, а в промежутке - в Москве, на Красной Площади).

К каждому из детей приезжала съёмочная группа, снимала 1-2 дня.

В среднем на каждого приходилось 4-5 минут экранного времени.

С каждым из детей Мирошниченко беседовал, задавая, в общем, совсем не детские вопросы.

Тонко смонтировав очень разнообразный материал, ему удалось создать прекрасный фильм о детях в сложном и жестоком мире, фильм, который смотрелся на одном дыхании и - оставлял мощное и с трудом выражаемое словами ощущение некоего колоссального и единого холста, в росписи которого сплелись пусть только намечающиеся судьбы маленьких героев фильма.

Надо сказать, что по крайней мере судьбу одного из мальчиков фильм изменил.

Фильм показывали по всему миру, и трогательный, обаятельный мальчик из детдома, старательно играющий на дудочке, мечтающий о велосипеде и смахивающий слезу при воспоминании о семье, вызывал такое сочувствие, что детдом закидали велосипедами, а мальчика захотела усыновить е и усыновила - некая американская семья. Но это уже другая история...

Сериал, разбит на несколько серий:

семилетние,

14 лет,

21 год,

 28 лет.

Призы:

за фильм «Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР» (1998):

Приз Британской Королевской академии “За лучший документальный фильм года” (1998),

Премия им. Дж. Грирсона - Вторая премия за лучший документальный фильм года (1998),

Премия «Эмми» Американской академии телевидения “За лучший документальный фильм года” (1999),

МКФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве - Гран-при «Сталкер», Приз Гильдии кинорежиссёров, Приз Гильдии киноведов и кинокритиков(1999),

МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» - Приз имени А. Сидельникова “За лучшую режиссуру” (1999);

за фильм «Рожденные в СССР: 21 год» (2006):

Премия «Ника» “За лучший неигровой фильм” (2007),

Специальный приз и Приз зрительских симпатий на ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (2007),

Приз за лучший неигровой фильм на МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (2007),

Приз Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (2008),

Премия “ТЭФИ” - “За лучший телевизионный документальный фильм/сериал” (2012).

Рождённые в СССР. Семилетние / Age 7 in the USSR (1991)

К сожалению, версия этой серии британская с одноголосым переводом. Все остальные с русской озвучкой режиссера.

Первый фильм этого сериала показывает 12 семилетних детей из разных уголков доживающей последние дни империи.

Только начинающиеся судьбы маленьких героев фильма.

Им задаются вопросы на разные темы – о чем они мечтают, хотят ли стать богатыми и что бы они купили, если были бы богатыми, о Боге и о Ленине, об октябрятах и о США, о перестройке и Горбачеве…

Каждый из них ответил на недетские в общем-то вопросы и главная удача и прелесть фильма как раз в этих гениальных в своей простоте и искренности репликах детей о их понимании любви…

- Ты любишь своего папу? — Да. А он меня не любит. — Почему ты так думаешь? — Ну а почему он от нас ушел?

…о деньгах

- Если бы тебе дали много-много денег, что бы ты сделал? — Я бы не взял… Неохота быть богатым.

…об истории

- Кто был Ленин? — Вождь… Вождь всей земли.

… о будущей профессии

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — Пылесосом. 

…о политике

- Я не люблю эту страну, хоть убей… Тут все время кричат «Перестройка, перестройка!» А зачем перестройка? Есть бы дали хоть чего-нибудь. Икры хотя бы…

Фильм снимался в период моды на перестройку и был рассчитан на западную аудиторию, но к счастью, создатели обошлись без идеологических перекосов и не скатились в болото огульной антикоммунистической пропаганды.

Благодаря виртуозно смонтированному материалу, фильм смотрится на одном дыхании и оставляет после себя массу эмоций — от гнетущих до воодушевляющих, но в любом случае очень искренних и заставляющих задуматься.

Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР / 14 Up Born in the USSR (1998)

Это вторая серия фильма, начатого в 1989 году режиссером Сергеем Мирошниченко и показанного в 1990 году.

Дети были рождены в 1983 году. В 1990 году им было по 7 лет.

В этой серии ребята – главные герои фильма уже повзрослели, им всем в 1995-96 годах исполнилось по 14 лет. Период их взросления совпал с распадом СССР, революцией 1991 года и экономической разрухой.

Это были годы чеченской войны, дикой приватизации, бандитских разборок. Но главное - это была уже совершенно другая эпоха. Им не жалко СССР. Многие уже и не помнят его.

А в какой стране они живут сейчас? В разных государствах. Но никаких чувств к ним не испытывают. Время такое. Не до чувств. Главное - выжить.

Но все-таки это время первой любви и противостояния взрослым.

Интересно понаблюдать за становлением взрослой личности у каждого ребенка, достигшего четырнадцатилетнего возраста.

Некоторые из участников интервью выросли, в частности полностью изменился беззащитный мальчик из сибирского детского дома, который теперь живет в Америке с приемными родителями.

Близняшки-евреи уехали в Израиль. Они живут недалеко от границы. Уверены, что и здесь скоро начнется война, и показывают бомбоубежище, где будут прятаться. Больше всего их поразило, что в оставленной стране им говорили: «Евреи, убирайтесь в свой Израиль!» А здесь поначалу: «Русские, проваливайте в свою Россию». Но в целом им нравится.

Андрея вскоре после показа фильма усыновили. Бездетные супруги заплатили за это большие деньги, и теперь он живет в Америке. Он несчастлив. Приемные родители отказались от него, потом появились новые.

Странная девочка с недетскими суждениями по-прежнему одинока. Ее не понимают ни мать, ни отчим, ни друзья. Она предпринимала попытку суицида. Выжила, но хочет уехать куда-нибудь из «этой страны». Ленинградские — питерские, по-новому, — близнецы недавно похоронили отца. Завод, где он работал, закрыли. Есть было нечего. Инфаркт у него случился на даче. И ребята долго не могли вывезти труп. Мальчик так и сказал про родителя — «труп». Соседи-автовладельцы помочь отказались: «Вот еще, труп в машине!» В результате перевозили мертвого отца в рейсовом автобусе.

Беженца из Баку не нашли. Сгинул. Внук партийного журналиста превратился в нигилиста. Ни во что не верит. Тоже собирается стать журналистом и на любительскую камеру снимает ехидные фильмы о лужковских пышных днях одичавшего города. Паренек с московской окраины стал рэппером. Ходит драться со скинхедами. Его сельский ровесник тоже дерется — с собутыльниками после танцев в клубе. «Что такое свобода?» — «Свобода — это когда что хочешь, где хочешь и с кем хочешь».

Кстати, по настоянию британских продюсеров из фильма «Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР» были вырезаны некоторые реплики детей, говоривших очень резко не только о старшем поколении, но и о собственных родителях. Англичанам показалось, что для западной аудитории это будет слишком. Все-таки семейные ценности.

Эх, не понять им…

Рожденные в СССР: 21 год (ТВ) / Born in the USSR: 21 Up (2007)

Это уже третья серия фильма, рассказывающая о жизни детей из бывшего СССР. Все они рождены в далеком 1983 году. В 1990 году им все было семь лет. В 1997 году  - им было по 14 лет. А в 2004 году – уже 21 год.

Начало нового века. Герои фильма - уже взрослые люди, со сложившимися взглядами. У них разные судьбы, разные жизненные ценности.

Но есть у них и нечто общее. Это замешательство, когда их спрашивают о Родине. О малой родине - своей улице, городе, деревне - они еще могут что-то сказать. А вот о Родине в широком понимании этого слова, об Отечестве эти молодые люди, рожденные в несуществующей стране, прошедшие через жернова ее разрушения, что-то вразумительное произнести затрудняются.

В этой серии показывают уже определившихся молодых людей, уже не подростков. Конечно, это еще не зрелые и состоявшиеся люди. Но это уже личности со своим мировоззрением, своей системой ценностей.

С возрастом кто-то из них приобрел реальный взгляд на жизнь, кто-то стал более циничным, но всех их объединяет то, что они стали менее трогательными. Может быть конечно просто сама жизнь диктует свои правила и заставляет становиться таким, быть все время реалистом, перестать мечтать.

Посмотрим на то, какими они стали - 21-летние.

"Рожденные в СССР - 21 год" состоит из двух серий (для сравнения, в Англии и вообще на Западе эта часть вышла только в одной серии).

Часть 1 - Смешение языков

Часть 2 - Гора Мегиддо

Рожденные в СССР: 28 лет / Born In The USSR: 28 UP (2012)

Это уже четвертая серия фильма о детях, рожденных в СССР. На сегодняшний день она является пока последней.

Команда, которая вместе с Мирошниченко трудилась над созданием четвертой части “Рожденный в СССР. 28 лет”, молодая, точно таких же по возрасту, как и герои фильма.

В 2011 Мирошниченко указал, что “Ребятам, с которыми мы делали фильм, в среднем лет 28. Есть кому передавать этот проект, потому что сниматься он будет до достижения 70-ти лет героями фильма. Это то, о чем мечтал Тарковский – показать человеческую жизнь, на всем ее протяжении.” - сказал Сергей Мирошниченко.

Казалось бы, в этом сериале показано потерянное поколение. Но спустя 21 год после начала съемок, когда актерам по 28 лет, они начинают по взрослому смотреть на жизнь, с более философской точки зрения, а не как в 14 лет — «все или ничего».

В общем-то, типичное поколение людей, переживших бурные перемены в жизни своей страны.

А теперь посмотрим, как изменилась судьба детей, рожденных в СССР спустя 28 лет после их рождения.

Большинство участников уже семейные люди и имеют детей, для которых они стали смыслом жизни. Как сказал один из участников: «Семья важна, что б не остаться одиноким в этом мире», — и это совершенно верно. 

Один из самых интересных участников проекта — Андрей, который переехал жить к приемным родителям в Америку, — отказался от участия в проекте практически без объяснений. Он записал мини-видеообращение, где сообщил зрителям о том, что он больше не желает сниматься. По картинке было трудно определить его состояние, потому что он смотрел в пол и в сторону и совсем не смотрел в камеру. А в самом конце, когда герои фильма оставляли свои пожелания сверстникам, он тоже появился в нарезке с очень странными словами: «Что я могу посоветовать людям, если мне сейчас самому необходимо остановиться и понять, что происходит у меня в жизни».

Не будем гадать, что же произошло и каковы истинные причины отказа, возможно через 7 лет Андрей обретет счастье и вернется в проект, как, собственно, это сделала одна из участниц — петербурженка Ася, пропустившая серию про 21-летних.

Среди героев были те, кто хорошо и счастливо устроился в жизни, а были и те, на чьем пути встречались трудности, а некоторые испытывают их до сих пор.

В фильме показано в каком состоянии пребывают сейчас два брата близнеца из Петербурга. Горько наблюдать, что отношения между ними далеко не братские. В прошлой серии связь между ними была сильней. Сейчас один из братьев сильно пьёт и даже не постеснялся сниматься с отекшей физиономией. Возможно, что к 35 годам жизнь братьев наладится, и они обретут настоящее семейное счастье.

Остраненность и несопричастность еврея Леонида, живущего сейчас в Аргентине превысила все разумные пределы. Он обзавелся каким-то американским менталитетом, когда у человека в голове слишком много свободы и независимости с опасностью незаметно превратиться в эгоиста, что, возможно, и происходит. Его сестра Жанна, продолжает жить в Израиле и даже успела выйти замуж.

У москвича Димы, который в прошлой серии уезжал создавать семью в Германию, ничего не вышло. Жаль, что он не чувствует на данный момент стабильности в своей жизни и считает, что он ещё до конца не нашел себя.

К сожалению, мельком показали Марину, которая росла в семье священника. Она не очень хотела давать интервью и была крайне закрыта. Когда режиссер задал ей вопрос «Ты кому-нибудь завидуешь?», она смутилась и решила вообще ничего не говорить. 

Александр, живущий в той же деревне, что и Марина крайне открыт. Но, к сожалению, таких, как он, не так много.

Альгис, литовец, до сих пор живет в Вильнюсе. Он женился, и у него появился ребенок. По неизвестным причинам, он дает интервью только на литовском, хотя знает русский. И почему-то режиссер постоянно показывает моменты, иллюстрирующие, что Альгис недалекого ума — то покажет как он пришел на экзамен и понял, что ничего не знает по той теме, про которую он думал, что знает все, то покажет, как Альгис «не вьезжает» в материал при изучении английского. 

Киргиз Алмаз тоже почему-то растерял свое обаяние. В серии про 21-летних его рассуждения были очень интересными. В этой серии то ли его взгляды уже поменялись, то ли пришла некая заматерелость…

Остальные участники фильма особенно не вызывают сильных чувств, хотя, конечно, интересно знать, чем же сейчас живут и Екатерина (в прошлом девочка вундеркинд), и Рита (живущая возле Байкала), и Настя (переехавшая из Киргизии и создавшая счастливую семью).

Часть 1 - Дети перемен

 

Часть 2 - Воплощение

Фан-сайт фильма

Рожденный в СССР

"Раньше для ЦК КПСС снимали фильмы про то, что весь народ у нас хороший. А теперь для олигархов мы снимаем про то, что народ - быдло. Не думаю, что это правильный путь", - признается кинодокументалист Сергей Мирошниченко

8 декабря будет вручаться Национальная премия в области неигрового кино и телевидения "Лавровая ветвь-2007". Среди номинантов - полнометражный телевизионный фильм "Рожденные в СССР. 21 год" Сергея Мирошниченко.

Это часть широко известного в мире проекта "7 up" ("От семи и старше"), придуманного британским телевидением и режиссером Майклом Эптидом в 1960-х. Сняв документальный фильм про семилетних детей, Эптид стал возвращаться к своим героям каждые семь лет, чтобы увидеть, как меняются люди, их жизнь, их отношение к миру. В 1989 году проект стал международным, наряду с английским были запущены съемки "сериалов" в США, Японии, ЮАР, СССР. Режиссером цикла отечественных фильмов, получившего название "Рожденные в СССР", стал Сергей Мирошниченко.

Первый фильм - "Рожденные в СССР. 7 лет" - был показан по нашему телевидению в два часа ночи, без предупреждения: дети умудрились что-то не то сказать про Горбачева.

Второй наш фильм - про 14-летних - получил американскую премию "Эмми" и приз Британской академии. В России его увидели зрители канала ТНТ.

Третья картина цикла - "Рожденные в СССР. 21 год" - была сделана при поддержке англичан и канала "Россия". Рейтинг трехчасовой документальной картины при показе по "России" составил 25 процентов. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, обладатель двух призов "Ники" и одного ТЭФИ-2003Сергей Мирошниченко - документалист мирового уровня.

Его фильмы "Госпожа Тундра", "Убийство императора. Версии", "Таинство брака", "Солженицын. Жизнь не по лжи", "Георгий Жженов. Русский крест" доказывают, что документальное кино имеет не только блистательное прошлое, но и достойное настоящее.

- После показа "Рожденных в СССР" вы признались, что убирали из фильма наиболее жесткие моменты. Почему? Не глянца же ради?

- Глянцем никогда не занимался. Я старался щадить людей, давших согласие на участие в съемках. Условие проекта - сохранить героев, в нем участвующих, как можно дольше. Но если ты не считаешься с человеком, нарушаешь границу его территории, то в другой раз он может не согласиться сниматься. Впрочем, дело не только в этом. Автор должен быть на равных с героем. Не над ним, а на равных. Для меня мои герои - соавторы.

- Как вы выбирали 7-летних детей для первого фильма серии?

- Хотите правду? В момент окончательного отбора мы все-таки думали о возможной судьбе человека. О том, что с этим ребенком может случиться. Ясно же, что если девочка уходит из школы, чтобы больше знаний получить дома, то в будущем возможен конфликт, непонимание со сверстниками. Или двойняшки из Екатеринбурга, чьи родители уезжали в Израиль четырнадцать лет назад. Как говорил их дедушка: "О, сейчас эта перестройка, хаос... А потом - всегда виноваты евреи во всем". Я догадывался, что на обетованной земле не все так просто срастется. Но вообразить не мог, что их в четырнадцать лет там будут дразнить русскими и требовать, чтобы они убрались на родину. А возьмем Андрея: я считал, что он будет играть в военном оркестре. Но тут вышла ошибка.

- Андрей - это мальчик, который стал программистом в Америке?

- Да. Сирота из детдома для музыкально одаренных детей. Один из немногих, он задумывался о другой жизни - в семь-то лет. О тайне жизни задумывался. И еще - уже тогда он был мастеровитый мужичок. Сейчас он большой специалист по компьютерам.

- Детей трудно было уговорить сниматься?

- Я сумел объяснить, что эта картина больше нужна им, чем мне. Я ее заканчивать точно не буду. В ходе съемок, кстати, я задавал вопрос, зачем им нужен этот фильм. Мальчик из Киргизии ответил: "Это же единственная возможность, чтобы меня услышали". Картина ведь еще и эмоциональное послание миру моих персонажей.

- Понятно, что за четырнадцать лет повзрослели герои фильма "Рожденные в СССР". Работа над этим проектом на вас повлияла как-то?

- Я стал больше любить людей - разных конфессий, разных убеждений, разных национальностей. Стал терпимее. Просто физически ощутил, что границы между странами придуманы людьми. Благодаря фильму мне легче стало прощать своих детей и просить у них прощения. И еще я понял, что страшно, когда единственными значимыми датами жизни человека остаются смерть родителей, свадьба, рождение ребенка и собственная смерть. Еще что-то должно быть. Человек должен себе придумать созидание, иначе жизнь его пуста. Я ощутил скоротечность жизни.

- Поэтому вы задумываетесь о преемнике?

- Следующий фильм проекта должен быть снят через семь лет. Никто ни от чего не застрахован. Мне один социолог сказал: "Знаешь, милый, к двадцати годам около 20 процентов молодых людей уходят". Я не поверил. Но у меня, слава богу, все снимавшиеся дети живы. Может быть, фильм им помогает жить. А может, дело в том, что, выбирая героев, я предпочитал людей активных. А они более жизнестойкие.

- Для англичан "7 up" - прежде всего социальный проект. Что стало главным для вас?

- Кто-то мне сказал: ты снимал так, словно знал, что рухнет СССР. Я не знал. Но чувствовал, что все плохо. Хотя не думал, что так глупо расстанутся народы, так тяжело будут заново выстраивать отношения. Кроме того, мне интересно, как меняется психология людей в момент смены общественно-экономической формации. Наши 7-летние герои родились в обществе с определенными социальными гарантиями. А сейчас живут в мире, где конкурентоспособность - главное. Интересно увидеть, как человек меняется, остается ли в нем что-то от того 7-летнего малыша, когда он сейчас с грустью говорит: "Да, может быть, я стану такой же, как все. И я буду отторгать человека, у которого горе, беда, у которого плохо с деньгами. Но я надеюсь, что останусь человеком".

Для меня этот фильм - попытка понять, что вообще с человечеством происходит. Куда оно будет двигаться? В сторону ужесточения взаимоотношений - национальных, государственных, экономических? Или все же в какой-то момент мы остановимся и попробуем найти баланс между жестокостью мира и ее ограничением?

- Это правда, что для завершения работы над третьим фильмом вы брали огромный кредит?

- Да. Сумма кредита была равна стоимости моей московской квартиры. Я очень рисковал. Но английская сторона подписала договор. Я им очень благодарен, что они дали возможность сделать российскую версию. И очень благодарен Олегу Добродееву. Он помог мне сделать русскую версию на 180 минут и показать по каналу "Россия". Я надеюсь сделать фильм "Рожденные в СССР. 28 лет" и оставить кому-то проект в стабильном состоянии. Мечтаю, что будет создан фонд для этого фильма. На случай форс-мажора. Тогда в кризисной ситуации режиссеры или продюсеры проекта смогут взять оттуда деньги для завершения фильма. Надеюсь, проект доживет до середины XXI века.

- Вы много сделали для того, чтобы ХХ век остался запечатленным в документальном кино. Снимали о патриархе Алексии, Александре Солженицыне, Владимире Путине... К ним вы тоже относились как к равным?

- Они позволяли создать достаточно короткую дистанцию для общения. Если говорить о Путине, то, когда я его снимал, он был не президентом, а премьер-министром. И ему можно было задавать неожиданные вопросы. Он очень хорошо отвечал. У него мгновенная реакция. Это, видимо, черта спортсмена. Вопросы мы готовили вдвоем с продюсером Виталием Манским. И ни одного не визировали. Часть из них рождалась по ходу. Так, я спросил Путина, что происходит с человеком, который поднимается на самую вершину власти. Он ответил тогда, что человек теряет свободу. Мы, кстати, об этом и фильм делали.

- О потере свободы?

- Да. Я тогда первый раз власть вблизи видел. Наша интеллигенция власть обыкновенно презирает. И я не был исключением. Однако был поражен объемом работы, который сваливается на человека на таком посту. Куда бы мы ни пришли, из каждого угла обязательно вылезал кто-то с бумажкой - на подпись. Ежеминутно. Отовсюду. Я был бы не способен выдержать такое агрессивное давление. Фильм, думаю, будет жить долго. За рубежом он имел успех, даже два приза получил - в Лейпциге и в Нью-Йорке.

- А в России?

- В России картину в моем монтажном варианте так и не показали. Это зависело от людей, которые сейчас уже в Кремле не работают. Их представления о документальном кино были абсолютно советские. Они мне сказали, что я должен сделать картину, которую было бы интересно смотреть во всем мире. Я ее сделал. А потом им вдруг захотелось, чтобы она была для внутреннего пользования. А я такие картины - стерильные, глянцевые - снимать не умею. Да и смотреть бы его нигде не стали. Позже продюсеры сделали собственный вариант фильма. Он был показан. А вас только Путин интересует?

 - Меня интересуют отношения с героем. Одни считают, необходима дистанция, другие - любовь. У вас как получается?

- Рецептов, как в аптеке, в искусстве нет. Автор должен научиться максимально использовать в творчестве свою собственную природу. А думать, что барабан можно заставить петь, как трубу, или превратить в скрипку - гиблое дело. Лучше научиться хорошо играть на том инструменте, что тебе дан.

- Многие документалисты говорят, что настоящее документальное кино на телевидении невозможно. От вас ТВ тоже требует компромиссов?

- Есть люди, которые и компьютер анафеме предают. Телевидение - великолепный способ показа документального кино. Но показ надо структурировать. С другой стороны, кино должно быть качественно снято. Звук должен быть хороший. Нормальный монтаж. Я вижу европейские и американские документальные картины, когда готовлю программу "Свободная мысль" для Московского кинофестиваля. Это арт-проекты, но сделанные по законам зрительского кино. А у нас, к сожалению, восторжествовала грязная эстетика. Есть камера - подъехали и сняли. Без осветительных приборов, без заморочек. Неразборчивость речи часто выдается за прием. На самом же деле просто плохо записан звук. Благо для фестивалей можно субтитры пустить.

- Но проблема и в драматургии. Как писать сценарий будущих событий?

- Если не намечены конфликтные ситуации, по-моему, хорошего документального кино не получается. Мне нравится, как работали старые мастера: Борис Галантер, Николай Обухович. Некоторые эпизоды они сознательно создавали...

- Провоцировали человека?

- Провоцировали или создавали ситуации, где герой может открыться максимально. Я делаю это тоже, кстати.

- Камера должна вмешиваться в жизнь?

- Камера должна вмешиваться в жизнь, но убивать не должна. Не надо уничтожать, топтать персонажей. Мне так не нравится, когда людей топчут. Раньше для ЦК КПСС снимали фильмы про то, что весь народ у нас хороший. А теперь для олигархов мы снимаем про то, что народ - быдло. Матерится. Не читает умных книжек. Горькую пьет. Поэтому ему и помогать не надо. Так, что ли? Это обман и самообман. Не думаю, что это правильный путь. 

Жанна Васильева 

01.12.2007

Смотрим.. Обсуждаем.. (43 выпуск) [ТК "Культура", эфир 15.09.2012] (Василий Масленников)

Обсуждение масштабного документального проекта Сергея Мирошниченко "Рожденные в СССР",

посвященного последнему советскому поколению

Сайт проекта - http://www.smotrimshow.ru

Ссылки на торрент:

Рождённые в СССР. Семилетие

линк I

линк II

Рождённые в СССР. Четырнадцатилетние

линк I

Рождённые в СССР. Двадцатиоднолетие

линк I

Альтернативный вариант 1

Альтернативный вариант 2

Рождённые в СССР. Двадцативосьмилетие

линк I

линк II (2 части в mp4)

линк III (2 части в mkv)

Поделится в соц. cетях!05.10.2012 09:55