;


Напишите нам
Какие письма читателей Вам интереснее читать?
 
Отзывы читателей

Ольга написал(а):
Уважаемый, Сергей Николаевич! Большое вам спасибо! Ваши книги читаю с большим удовольствием и радостью. Люблю вас и ваши книги, чувствую, что вы стали для меня родным человеком. Ваши исследования помогают жить, радоваться и быть счастливой в любой ситуации. Я нашла ответы на многие вопросы своей жизни. Мне стало интересно жить. Хочется узнать, понять и почувствовать что-то новое. И это есть в ваших книгах. Хочется меняться и быть лучше, не останавливаться на достигнутом. Еще раз благодарю за ваш труд.

Оксана написал(а):
Уважаемый Сергей Николаевич, большое Вам спасибо за все, за Ваш Труд, Вашу бесценную информацию. Я читаю Ваши книги с 1997 года. Они путешествовали со мной из России в другие страны. Но потом как то так получилось был перерыв лет в 15 когда я вообще ничего Вашего не читала, так как жила за границей. А потом, в 2015, я случайно наткнулась на Ваш канал в ютубе и другие каналы, которые публикуют Ваши видеозаписи с семинаров и интервью. И я опять запоем углубилась во все это. Вы поменяли мой взгляд на Россию и Путина, я была такая антироссийская раньше, а теперь я вернулась в Россию. Живу бедно и, скорее, неблагополучно с общепринятых мерок, но почему-то чувствую что... не знаю, как подобрать, нужные слова. В общем, никто не понимает, зачем я вернулась. Все меня постоянно распрашивают. Я им пытаюсь обьяснить: "Ну, как же! Ведь за Россией будущее. Тут есть внутренний стержень какой-то" Хотя такого хамства, грязи, юридического и чиновьевчего беспредела нет нигде больше, чем у нас. Но тут есть что-то важное, что нельзя описать словами. Я пытаюсь меняться, но очень медленно. Если бы не Вы, вообще бы так совсем не менялась , а вы - молодец! Спасибо Вам огромное за все. Уважаю. Люблю. Учусь. Меняюсь.

Гость написал(а):
Благодарю Вас, Сергей Николаевич, за всё: за Ваш оптимизм и упорство в познании мира, которым Вы заражаете нас. Всех благ Вам и Вашим помощникам! Любви, добра, тепла и света!

Показать все отзывы

Педагогическая симфония Шалвы Амонашвили

В течение длительного времени мы создавали так называемую авторитарную педагогику советской школы, которая политизировала себя. Партийные догмы находили прямое отражение и в воспитании, и в образовании. Мы провозглашали жесткую материалистическую позицию мировоззрения, в которой господствовало три его измерения - материя, время и пространство. Мы не признавали и не искали других.

Любовь и преданность ребёнку творят чудеса

Имя Шалвы Александровича Амонашвили - известного ученого, профессора, доктора психологии и педагогики знают далеко за пределами бывшего Советского Союза. В 60 - 70-х годах он возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который получил широкий отклик во всем мире как новое научное направление гуманно- личностного подхода к детям в образовательном процессе. В то время были написаны его книги "Здравствуйте, дети!", "Как живете, дети?", "Единство цели", объединенные позже в трилогию под названием "Педагогическая симфония".

Сейчас Амонашвили - президент Международного центра гуманной педагогики, работает над изданием Антологии по искусству воспитания всех времен и народов, 40 томов которой уже вышли в свет. В свои 73 года много ездит, проводит семинары по собственной системе "Школа жизни" во многих городах России, странах СНГ, в прибалтийских республиках, Болгарии, Чехии и Словакии. Только в России по этой системе действует 140 лабораторий.

В Нефтекамске, где проходила Всероссийская научно-практическая конференция по гуманизации образования, главным событием стали пять дней уроков этого уникального человека. Его уроки нравственности, доброты, человеческой, учительской красоты, посредством которых и воспитывается человек, оставили неизгладимые впечатления в умах и сердцах всех присутствующих. Они заставили педагогов по-новому взглянуть на себя, на учеников, на школу. Многие из них захотели стать похожими на этого удивительного, полного жизненных сил, энергии Учителя с добрыми внимательными глазами, по-детски искренними, распахнутыми для познания окружающего мира. На вопросы журналистов он тоже отвечал искренне и увлеченно.

Если не учитель, то кто же?

- Шалва Александрович, каковы аспекты вашей деятельности? В чем суть гуманной педагогики?

- В течение длительного времени мы создавали так называемую авторитарную педагогику советской школы, которая политизировала себя. Партийные догмы находили прямое отражение и в воспитании, и в образовании. Мы провозглашали жесткую материалистическую позицию мировоззрения, в которой господствовало три его измерения - материя, время и пространство. Мы не признавали и не искали других. Советский образ жизни не принимал сферы духовной, некоего четвертого измерения, которое частью философов рассматривалось как время восхождения души и духовности человека. Вот такая эпоха наступает. Пора нам расширить наше сознание до четвертого измерения и взглянуть на себя, на наших детей и подумать: может быть, мы ошибаемся? Ибо мы видим, что учителя зациклились на обучении, а душа ребенка ускользает от нас. Кто эту душу будет лелеять, как не учитель?! Кто, если не я, учитель, может сотворить из ребенка достойного человека для общества - творческого, созидательного, мудрого, целеустремленного, который не допустит и не сотворит зло. Это очень трудная задача. Но ее можно осуществить, если всем учителям взяться за нее. Конечно, не все педагоги верят в Бога, Абсолют, высший разум. Кто-то за мизерную зарплату будет отрабатывать часы. Но всегда были и будут фанаты своего дела, недовольные существующим положением взаимоотношений в школе. Они ищут другие подходы.

Педагогика - это субъективное состояние духа, здесь каждый учитель создает свое педагогическое поле. Единомышленники могут усилить его во много раз. Вот это и есть моя попытка, и моих коллег тоже. В школе должна царить гуманность, то есть человечность в отношении к детям. Принудить так работать всех учителей невозможно, да и не надо. Мой принцип в этом деле - добровольность. Я просто уговариваю учителей, объясняю, показываю, рассказываю.

- Приемлема ли гуманность в ожесточившемся мире?

- Правильно ли будет, если мы сложим руки и будем ждать лучших условий для взращивания гуманизма? Еще Вернадский говорил, что никогда не наступит время, чтобы человек был всем доволен. Если мы сейчас не позаботимся о духовности, это время не наступит никогда. Ведь чтобы в огороде вырос хороший урожай, нужно посадить семена, ухаживать за всходами. Что разумное сеем сегодня? Средства массовой информации отравляют, извращают сознание людей. Что можно этому противопоставить? Только добрые человеческие отношения, которые надо взращивать с детства в каждом ребенке.

- Возможно, возрождение духа и духовности и есть та национальная идея, которая поднимет мощь России?

- Мне, грузину, трудно предложить россиянам национальную идею, хотя Россия для меня - судьба. И мне очень хочется верить, что России предписана особая миссия в развитии человечества, как об этом говорится в мудрых книгах. К примеру, Америка тоже несет свою миссию - показывает миру власть богатства и грубой силы. Через Россию придет духовное возрождение человечества, потому что наш удивительный народ внутри себя является очень духовным и толерантным. Только на наших огромных просторах такая терпимость разных религий, языков, такая совместимость многообразия и целостности. У России очень высокий статус в мире, его надо только оценить, а учителям надо взращивать этот статус. Упустим момент, и миссия наша пропадет, как пропадает она у многих людей, которые начали жить не по своей судьбе. Эти истины и ценности я пытаюсь донести до каждого учителя, чтобы они прониклись ими и, независимо от своей нищенской зарплаты, все же творили чудеса в школах.

Жизнь без отметки

- Шалва Александрович, в чем вы видите трагедию нынешнего подрастающего поколения?

- Причин очень много. Не вдаваясь в экономические и другие, могу сказать о психологической сути этой трагедии. Взрослый не может понять взрослеющего ребенка, в котором присутствует совершенно другой мир и другое время. Взрослые хотят принудить ребенка выдавить из себя это время и вызванные им чувства во имя своих призывов. Это обрывает связь поколений. Благие намерения родителей не воспринимаются как благо. Возникает конфликт, которого могло не быть.

Мы снабжаем молодежь увеселительными заведениями, молодые не знают нормы, увлекаются развлечениями и перекрывают доступ к своему духовному развитию. Это выливается в жестокость по отношению к окружающему миру. Только счастливый ребенок может развиваться духовно.

- Если бы существовала клятва учителя, что бы вы написали в ней в первую очередь?

- Многие пытались писать клятву учителя, и я тоже писал. Она изложена в моих книгах. Самый главный постулат ее - преданность учителя ребенку.

- Есть ли у вас кумиры среди педагогов?

- Корчак, как совесть учительская. Преклоняюсь перед Сухомлинским, Каменским, Песталоцци и в своем учении опираюсь на их наследие.

- Как вы относитесь к педагогу-новатору Щетинину?

- Михаил Петрович строит уникальную школу. Но тиражировать подобные, на мой взгляд, не надо. Пусть каждый учитель ищет что-то свое в работе с детьми. В обычном сознании многих людей не укладываются методы обучения в школе Щетинина, где нет уроков, учителей в обычном представлении: как может шестиклассник одновременно быть и студентом первого курса университета? Понять это сможет лишь тот человек, который допускает в себе изначально четвертое измерение, потому что в этой школе все подчинено высшей духовности. Здесь надо прожить вместе с ними хотя бы две недели, чтобы понять, с чем имеешь дело.

- Вы утверждаете, что отметок быть не должно, но все, даже самые маленькие дети, стремятся получить оценку.

- Я различаю эти вещи - оценку и отметку. Оценка - процесс, вид деятельности, а отметка - материализованная реальность этого процесса. Даже некоторые учителя путают значение этих слов, говоря, например, что поставили три оценки. Оценку можно произвести, отметок можно ставить хоть сколько. Надо просто учиться, взращивать в детях оценочные суждения и поступки, то есть качества личности. Не бывает среднего балла в знаниях. Человек либо знает, либо нет. Отметка - тромб в познавательной деятельности ребенка, это стресс. Если мы сможем освободить хотя бы начальную ступень школы от града отметок (даже "пятерки" - град), которые ведут к искажению нравственности человека, то мы все только выиграем, потому что жизнь ребенка без отметки есть чистая устремленность к познанию от природы.
Нравственность по наследству не передаётся, её надо воспитывать.

- Как вы думаете, нужно ли в наших школах вводить предмет "Сексуальное просвещение"?

- У меня своя точка зрения на это. Зная некие подпольные реалии, что уже и не скрывается, могу сказать: эта программа есть специальное задание ЦРУ. Россия - огромная страна. Надо открыть ее для индустрии секса, Европа им уже переполнена, перенасыщена. Остается Россия, да еще, пожалуй, Китай, Индия. Под видом самых благих целей - борьбы со СПИДом, наркоманией, венерическими заболеваниями, распадом семьи и т. д. - идет растление интеллигенции с помощью Соросовских фондов, грантов. В чопорной Англии, которая взяла на вооружение сексуальное просвещение школьников, ученикам раздают презервативы, но от этого количество забеременевших учениц не уменьшается. Разве нормально подобное сексуальное просвещение?! В каждой религии есть свои культурные ценности. Мы знаем, как надо относиться к семейной жизни. Нам необходимо воспитывать чувство любви, праведности, духовности. Не грешить - величайшее чувство. А как рожать детей - этому учить не надо. Это вечные тайны. Когда детей учат, как надо целоваться и т. д., требуют открытого показа детям порнографических фильмов - это насилие, это криминал.

С рождения ребенка надо воспитывать в нем будущего мужа, ответственного за свою семью, за своих детей, и будущую жену, которая знает, что такое честь женщины, и бережет ее. Надо благоразумно воспитывать любовь, а сексология есть разрушение семьи, ее основ.

- Сейчас много говорят о введении в школьную программу Закона Божьего. Как вы относитесь к этому?

- Я православный христианин, крещен с детства. К самой религии пришел поздно, но основательно. Для меня все мировые религии равны. Что касается школы, то недавно читал программу преподавания православной культуры и пришел в замешательство. Почему? Излагается очень сухо, стандартно, будто это физика или математика. Формальная программа. Это первое, что помешало взглянуть положительно.

Второе, что меня смущает: в одном классе могут учиться дети разных религиозных культур, поэтому речь не должна идти только о православии. Скорее этим предметом должны стать "Основы мировых религий" отца Меня, где ни одна религия не превалирует. На мой взгляд, Министерство образования допускает ошибку, санкционируя введение только одной религиозной культуры. Нам не нужна такая программа.
Школа должна повернуться лицом к ученику.

- Среди школьников практически нет здоровых детей. Не секрет, что на здоровье влияет очень напряженная школьная программа. Ваше видение этого вопроса.

- Педагогика до сих пор не нашла "золотую середину" в обучении детей. Мы пока заложники науки, не ищем граней их синтеза. Все предметы преподаются по отдельности, каждый преподаватель считает, что его урок самый главный. Как выйти без потерь из этого замкнутого круга? При синтезе наук была бы возможность без ущерба сократить учебный план. А пока остается только мотивировать ребенка на обучение, чтобы он сам хотел это делать. Должен быть источник мотивов. Нужно, чтоб ученик полюбил учителя, с желанием шел на его уроки. Ребенок в лице учителя должен найти свое убежище. Только с помощью любви образовательный процесс становится экологически чистым. Тогда дети без ущерба для здоровья будут выдерживать учебные нагрузки.

- Как вы относитесь к Единому государственному экзамену?

- Не приемлю. Это неличностный подход к ребенку. На проведение ЕГЭ тратятся огромные деньги в то время, как у нас растет количество детей-бомжей. Разве можно определить знания ребенка глупыми вопросами, что общего между молоком и ежом, которые, например, встречаются в тестах ЕГЭ? Догадается ученик ответить, что то и другое сворачивается, значит сдаст экзамен, не догадается - нет...

- Шалва Александрович, хотелось бы услышать ваше мнение по поводу платного образования.

- Я всегда был против платного образования. Есть развитые государства, которые дают своему молодому поколению бесплатное обучение с первого класса и включая даже вуз. Но наша страна шагнула в мир капитализма, и мы взяли из него все самое худшее: как быстро разбогатеть, схватить, присвоить. Все быстро-быстро... Со временем придем к лучшему, но сколько судеб изломаем! Мы с воодушевлением взялись за частное образование. Я работал в одной частной школе в Москве. Она очень известна. Там учатся дети самых высоких персон. В то время обучение там стоило тысячу долларов, да еще в десять раз больше надо было вносить в фонд школы в качестве залога. (Сейчас оплата выросла до 7 - 8 тысяч долларов, залог - до 30 тысяч долларов!). Платили учителям хорошо, и они делали все, что им прикажут. Я, конечно, из этой школы ушел. Им нужно было мое имя, а не гуманистические идеи. Коммерческое начало в школах, которое уродует детей, - это страшно.

Я и сейчас к частной школе отношусь не очень-то благосклонно. Хотя есть среди них такие, где учителя не помешаны на зарплате, где собрались энтузиасты и хотят спасти детей. Они принимают учеников, даже тех, которые пришлись не ко двору в других школах. Как правило, это дети из семей неимущих. Кто посмеет "выбросить" сына богатого отца? Мы это прекрасно знаем...

Гуманистическая частная школа имеет право на жизнь. Но все же было бы лучше, если бы государство взяло на себя все заботы о школе, о чем мечтал еще Сократ.

Рецепт счастья

"Возьмите чашу терпения, бросьте туда сердце, полное любви, две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем встретившимся на вашем пути".

P.S. Итогом пятидневных занятий на семинарах почетного академика Российской академии образования стало создание лаборатории гуманной педагогики в Нефтекамске (141-й в России), которую возглавила кандидат психологических наук, заместитель директора Нефтекамского филиала БГУ Римма Абзалимова.

Валентина ТИНЕНЁВА

Биография

Шалва Александрович Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия) - известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах; автор книг, переведенных на многие языки: "Педагогическая симфония", "В школу с 6 лет", "Здравствуйте, дети", "Как живете, дети?", "Единство цели", "Личностно-гуманная основа педагогического процесса", "Школа жизни", "Созидание человека" и др. Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили. Совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную "Антологию гуманной педагогики".

Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе".

Его система "Школа жизни" рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики. Наиболее полный ответ на вопрос "Что такое гуманная педагогика?" мы находим у Шалвы Александровича: "Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству.

Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах". В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще "четвертое измерение в педагогическом мышлении" - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.

Духовной основой деятельности Центра Гуманной Педагогики являются гуманные начала, приемлемые для каждого человека. Поэтому к сотрудничеству с Центром Шалва Александрович приглашает всех учителей, кому дороги идеалы добра, красоты и знания. В его Центре сегодня действуют конференции, педагогические чтения, семинары, дни открытых дверей школ, раскрывающие уникальный опыт гуманно-личностного подхода к ребенку.

Источник: http://academy.afisha-la.com/guman-home.html
Поделится в соц. cетях!21.05.2012 16:10